Auto article image: 62433

Великолепная «четвёрка». Тест гоночного Porsche Cayman GT4 Clubsport

Вадим Гагарин, редактор Авто Mail.ru

Впервые Porsche выпускает «боевую» версию среднемоторного Cayman. Зачем она им?

Коварный Лаузитцринг, лишивший ног Алессандро Дзанарди и жизни — Микеле Альборето, впечатляет своими масштабами. Огромные трибуны вдоль «треугольного овала» зловеще пустуют — тут уже не носятся формулы на скоростях под 400 км/ч, а самым крупным соревнованием остался этап серии DTM. Именно по конфигурации трассы для DTM нам и дали протестировать, пожалуй, один из самых знаковых Porsche за последние годы — Cayman GT4 Clubsport!

content image for: 62433

Машину впервые продемонстрировали прошлой осенью — от дорожного Porsche Cayman GT4 гоночная версия позаимствовала атмосферный двигатель 3.8 мощностью 385 «лошадок» и, за некоторым исключением, кузовные элементы. В салоне — вварной каркас безопасности, омологированный FIA, «ковш» с четырёхточечными ремнями безопасности да скромная замшевая «баранка». Колёса — кованые 18-дюймовые на «сликах» Michelin, а главное — место шестиступенчатой механики занял робот PDK с двойным сцеплением!

content image for: 62433

Но сначала — несколько кругов за рулём дорожных Porsche Cayman GT4. Редкая нынче возможность прокатиться на Porsche с атмосферным двигателем и механикой! Тем более, купить Cayman GT4 уже нельзя — он снят с производства после выхода «718-х» с турбомоторами. Да и с Лаузитцрингом у меня старые счёты — 5 лет назад я проиграл тут в финале Audi racing program на гоночном купе Audi R8 LMS. А потому я с первых же метров сел на хвост заводскому пилоту Porsche Михаэлю Кристенсену — пусть покажет, как тут надо ехать!

dots image for: 62433

К «Мистеру Ле-Ман», Тому Кристенсену, этот датчанин не имеет никакого отношения, но сразу дал понять, что не зря занимает место в кокпите самого быстрого «911-го» — дорогущего гоночного купе 911 RSR на трассах чемпионата мира по гонкам на выносливость (WEC). Завидев, что я хоть как-то знаком с поворотами, он пришпорил свой GT4! И что мне оставалось делать? Да только крутить мотор в звон, едва успевая орудовать рычагом механики! Причём далеко не всегда мне удавалось воткнуть нужную передачу — то ли руки кривые, то ли 27 тысяч километров у этого «Каймана» выдались тяжёлыми и он немного «устал». Благо, что электронный «мозг» обучен делать автоматические перегазовки при переходе «вниз» (для этого нужно нажать кнопку Sport на центральном тоннеле) — это делает машину гораздо стабильнее на торможениях. Но стоило пару раз ошибиться с переключениями или поскромничать с педалью газа на выходе из поворота, как упитанная «корма» GT4 Кристенсена предательски уходила вперёд.

Погоня за Михаэлем Кристенсеном на Porsche Cayman GT4

Короткая сессия пролетела на одном дыхании! Всё, что я сумел понять за эти несколько кругов — Cayman GT4 очень дружелюбен, несмотря на свой статус GT-модели. Дело не только в «длинных» передачах, делающих его характер чуть мягче, но и в настройках шасси — при переборе скорости первой начинает скользить передняя ось. Видимо, организаторы решили настроить машину на недостаточную поворачиваемость (у GT4 регулируемые стабилизаторы) во избежание ненужных инцидентов. Но не думайте, что среднемоторный спорткар с 385-сильным мотором превратили в кроткую овечку — при серьёзной ошибке вас ждёт неминуемый разворот. А при умелом обращении можно ехать в заносе хоть всю дугу — смотрите короткий ролик ниже.

Но динамика GT4 уже не впечатляет на фоне Porsche 718 с турбомоторами и PDK — 4,4 секунды до сотни против 4,2 у нового 718 Cayman S. Да и время на Северной петле Нюрбургринга почти одинаковое — 7:40 у GT4 и 7:42 у более современной модели, несмотря на цепкие шины Michelin Pilot Sport Cup 2 на GT4. А потому немцы не удивляются вопросам, получит ли будущая «четвёрка» турбину. Вот только не будет ли он вплотную наседать на Porsche 911 GT3?

dots image for: 62433

Удивительно, но на гоночном Cayman GT4 Clubsport нас выпустили на трек уже без наставников впереди. И это при разнице в цене 45 тысяч евро по сравнению с дорожным GT4. Почему он настолько дороже? Каркас безопасности, «ковш» с четырёхточечными ремнями, робот PDK и 18-дюймовые колёса мы уже упомянули, но на самом деле список доработок намного шире. Передняя ось тут от GT3 Cup, включая шестипоршневые тормоза и ступицы со шпильками, от него же GT4 Clubsport получил и фронтальную часть кузова — с конвейера на предприятие в Вайсахе отправляют стандартный кузов, туда приваривают «багажник» от GT3 Cup и возвращают обратно, после чего он проходит антикоррозийную обработку и окраску. Полностью заводской процесс!

dots image for: 62433

Но не думайте, что «выпотрошенный» Clubsport намного легче дорожной версии — из-за каркаса и PDK машина весит всего на 40 кг меньше, 15 из которых «сожрали» пневмодомкраты. Сухая масса (без водителя и топлива) составляет 1315 кг. Кстати, коробка тут от базового «Каймана», только лишена седьмой ступени — максимальная скорость у Clubsport меньше из-за иного профиля регулируемого антикрыла, поэтому ему лучше подошли такие передаточные числа. Ещё немного изменили «софт» — переключения происходят чуть быстрее.

На ходу — кайф! Кузов лишён шумоизоляции, поэтому кокпит заполнен рёвом двигателя. Пооом, поооооом, PDK обращается шестью ступенями гораздо быстрее, чем это можно делать на механике. Да и удобнее — щёлкай себе подрулевыми лепестками, не снимая рук с руля. Звук, кстати, у «Клабспорта» чуть злее — в выпускной системе появился спортивный катализатор вместо обычного. А привыкнув к «держаку» на сликах, можно залетать в повороты гораздо смелее и тормозить поз.... И тут я чуть не пролетел мимо медленной левой дуги под стрёкот ABS!

Наглядно видно, насколько подвеска версии Clubsport жёстче, чем у обычного GT4

Тормоза тут с запасом — они без изменений перекочевали с более мощного 911 GT3 Cup. 380-миллиметровые роторы (углеродо-керамика, разумеется, недоступна), гоночные колодки и шестипоршневые суппорты (сзади — четырёхпоршневые) моментально останавливают Cayman GT4 Clubsport. Но только, если в зоне торможения нет волн! Подвеска KW внезапно делает асфальт Лаузитцринга куда более неровным, что особенно мешает на знаменитой волне в третьем повороте и заставляет поволноваться при замедлении на «задней» прямой. К счастью, ABS тут имеет 12 регулировок чувствительности, да и можно смещаться в сторону от «гребёнки».

content image for: 62433

Этого недостатка лишён Porsche Cayman GT4 Clubsport MR. MR — это Manthey Racing, партнёр Porsche в марафонских гонках. По сути, это облегчённая (ещё на 38 кг) и доработанная версия «Клабспорта», причём нам выкатили машину с пакетом оборудования для гонок категории GT4 — с пневмодомкратами, дверьми и крышкой багажника из углепластика и окнами из поликарбоната (кроме заднего). Плюс карбоновый 100-литровый бензобак с системой быстрой заправки. На таком — хоть сразу на старт «24 часов Нюрбургринга»!

dots image for: 62433

«Учти, тормоза здесь без вакуумного усилителя. Его невозможно поставить с гоночным 100-литровым баком», — напутствуют немцы. Да уж, педаль приходится прожимать со всей силы! Но к этому быстро привыкаешь, попутно отмечая, что дозировать замедление стало удобнее. А насколько он проще в управлении! Там, где обычный GT4 Clubsport норовил сорваться с траектории задней осью, подпрыгнув на волне, MR едет, будто на пневмоподвеске. Именно под кузовом и кроются главные изменения — пружины и амортизаторы тоже поставляет KW, но это более дорогая версия Competition с регулировками и компенсационными бачками.

Жаль, что в скоростных поворотах эффект от подвески и меньшей массы нивелировали, «выкрутив» в максимально верхнее положение и без того увеличенное по сравнению с обычным Cayman GT4 Clubsport заднее антикрыло — в итоге разгружается передняя ось и MR сильнее плужит «мордой». «Мягкие настройки хорошо подходят для неровного Нюрбургринга, а баланс мы всегда выставляем в пользу небольшой недостаточной поворачиваемости — гонщики не должны бороться с машиной на протяжении суточного марафона». Конечно, немцы лукавят — никому из них не хотелось видеть дорогущий MR в гравии или одном из бетонных отбойников Лаузитцринга.

content image for: 62433

Но есть в этом своя правда — в основном, Cayman GT4 Clubsport предназначен для вчерашних любителей, которые выросли из дорожных Porsche, или просто хотят купить готовую гоночную машину, не занимаясь её подготовкой. Прежде Porsche мог предложить им только дорогой и мощный GT3 Cup (его новая версия с четырёхлитровым мотором стоит от 190 тысяч евро), а сейчас открываются новые возможности для участия в многочисленных клубных чемпионатах, региональных сериях или популярном первенстве VLN на Нюрбургринге. Плюс гибкость конфигураций: хотите базовый GT4 Clubsport — нет проблем, решили дооснастить его «тюнячками» из каталога Manthey Racing — любой каприз за ваши деньги! Хотя Porsche Motorsport всё равно рекомендует брать сразу полный пакет MR, если вы нацелены на серьёзные соревнования — так в конечном итоге будет выгоднее, чем набирать оборудование по отдельности. А ещё Cayman GT4 Clubsport привлекает надёжностью — узлы тут либо серийные, либо проверенные на GT3 Cup. На испытаниях «Кайманы» проехали больше 15 тысяч километров без особых проблем.

content image for: 62433

Так что успешный старт продаж не удивляет — Porsche Motorsport едва успевает выдавать их клиентам, с осени выпустив свыше 400 машин! Так и до звания самого массового гоночного Porsche недалеко — тех сделали 3 тысячи с 1998 года. Кстати, не исключено, что такие «Кайманы» появятся и в России — у нас проводится кубок Porsche Sport Challenge, куда допускаются дорожные Porsche с каркасами безопасности. И несколько участников всерьёз подумывают о смене техники на Cayman GT4 Clubsport!

Вадим Гагарин