Уходящий год стал для Беларуси очень непростым. Новые налоги, сборы, еще налоги и суровые наказания. Мы попытались вспомнить самые большие потрясения, которые пришлось пережить белорусскому автомобилисту в уходящем году.
Хорошие новости будут завтра, а в этом обзоре мы решили вспомнить самые плохие.
Новый закон против пьяного вождения
С недавних пор к списку вещей, которыми знаменита Беларусь, добавилась еще одна. Отныне страна может носить титул державы с одними из самых строгих законов против нетрезвого вождения. Огромные штрафы, жесткая ответственность за «пьяные» ДТП — все это сурово, но не оригинально. А вот конфискация автомобилей — настоящее белорусское новшество. В категории заядлых пьяниц-водителей оказались все, кто попался за рулем лишь второй раз за один год.
Результат введения подобных законов? Он пока заставляет себя ждать. По словам работников ГАИ, резкое падение нарушений наблюдалось только в первые дни работы закона. Дальше количество нетрезвых водителей вернулось на прежний уровень.
Беспокоит белорусов и причина введения подобных законов, ведь согласно статистике, количество ДТП в республике постоянно уменьшается в течение последних нескольких лет. Так что введение дополнительных законодательных мер продиктованными ситуацией на дорогах не назовешь. В связи с этим у многих появляется логичный вопрос: «Не пытаются ли за счет автомобилистов просто пополнить бюджет?»
Разочарование в Geely
Как и ожидалось, избалованные недорогой европейской «бэушкой», белорусы довольно холодно приняли продукцию недавно созданного СП. В последний раз Geely озвучивали данные о продажах в октябре. К тому моменту было продано всего 200 автомобилей, причем заказчиком примерно в половине случаев выступило государство. Весьма скромный результат, если учесть, что ранее «Белджи» говорили о 3 тыс. автомобилей за 2013 год.
Не добавляет оптимизма и введение нового утилизационного сбора в РФ, ведь белорусско-китайское предприятие не скрывало, что автомобили будут выпускаться с расчетом в том числе и на российский рынок.
К китайским автомобилям у нас относятся с настороженностью, и зачастую это оправдано. К примеру, недавно одна из моделей Geely стала героем видео тест-драйва на «Авто Mail.Ru», который выявил далеко не самые лицеприятные моменты эксплуатации этого авто.
Новый налог
Дополнительный налог «за допуск автомобиля к участию в дорожном движении» появится, вероятнее всего, уже в 2014 году, однако потрясение от него пришлось на уходящий 2013-й. Законопроект галопом пробегает все необходимые инстанции. Известна также и сумма нового налога, она будет зависить от массы авто. При массе до 1 т, налог составит 1 базовую величину, если авто весит от 1 до 2 т (сюда попадает большинство легковушек) — 5 БВ, от 2 до 3 т — 7 БВ и при массе свыше 3 т — 10 БВ. За прицеп придется доплатить 1 БВ. Выше указаны размеры для физических лиц, юридические лица за свои автомобили заплатят на 2 базовых величины больше.
Дополнительные деньги, согласно заявлению того же Мясниковича, пойдут главным образом на дороги. И правда, белорусские дорожники с начала года активно жалуются на нехватку финансов. Минтранском даже предложил возродить дорожный фонд. Теперь, очевидно, нашелся и основной источник его наполнения. Сами же белорусы активно выражают свое негодование на форумах и в социальных сетях, а также пытаются пройти техосмотр до Нового года, ведь именно во время этой процедуры будет происходить оплата.
Стыд за BelToll
В августе на дорогах Беларуси заработала новая система сбора платы за проезд по дорогам, установкой которой занималась австрийская фирма Kapsch. Иностранные специалисты поставили на белорусских магистралях (включая главную транзитную линию Беларуси — трассу М1) систему порталов, которые в теории быстро и беспристрастно считывают данные с бортовых приборов, определяя справедливую стоимость проезда для каждого автомобиля.
Большинства белорусов введение новой системы взимания платы на дорогах не коснулось. Все автомобили массой до 3,5 тонн, зарегистрированные в ТС, могли разъезжать по трассам Беларуси совершенно бесплатно. Поэтому за BelToll стыдно скорее перед иностранными гостями и дальнобойщиками, которые зарабатывают себе на жизнь долгими часами за баранкой.
Литовский портал Delfi рассказывает о крайне неприятной истории литовской семьи, которая транзитом проехала Беларусь по дороге в Вильнюс из Москвы. Получить заветный прибор на лобовое стекло своего автомобиля литовцы смогли только на подъездах к Минску и к тому времени уже схлопотали штраф в размере 600 евро. Фокус был в том, что о начислении этого немалого штрафа семья бы не узнала еще долго, если бы ее не остановила транспортная милиция. Автомобиль мог спокойно разъезжать по дорогам, собирая штрафы на тысячи евро.
Подобных жалоб с момента начала работы появилось немало. Среди основных: бортовые устройства трудно достать, они не всегда срабатывают при проходе под порталом, в случае неправильного начисления штрафов (которых было довольно много) восстановить справедливость очень непросто.
За три месяца работы системы поступило около 3,6 тысяч жалоб. Минтранс Беларуси даже предложил объявить что-то вроде «амнистии» для всех, кто пострадал от BelToll в первые месяцы ее работы. Белорусское правительство не склонно к тому, чтобы открыто признавать свои ошибки, так что такое заявление можно прочитать как честное признание, что ситуация получилась очень некрасивой.
Утилизация автомобилей
Старая поговорка «ломать — не строить», как выяснилось, вовсе не так универсальна, как мы привыкли думать. Оказывается, сломать (читай: утилизировать) старый автомобиль стоит примерно столько же, сколько собрать его из готовых компонентов. Да что там собрать. Утилизация транспортного средства может стоить даже в несколько раз дороже подержанного автомобиля в не самом плохом состоянии. Однако именно таковы ставки утилизационного сбора, которые вскоре будут установлены для всех импортных автомобилей в Беларуси.
О том, что новая редакция российского утилизационного сбора неприятно аукнется как на белорусском автопроме, так и на простых автомобилистах Беларуси, эксперты заявляли давно. Разумеется, эффект от этих заявлений был почти нулевым, и в октябре РФ приняла закон, который распространял обязательную плату за утилизацию также на продукцию российских заводов, а вместе с ней и на автомобили, произведенные в других странах ТС.
Новые правила утилизационного сбора формально лишают белорусскую (а также российскую и казахстанскую) автотехнику преимуществ на крупном автомобильном рынке России, как того и требовала ВТО. При этом свой собственный автопром Россия без «родительской опеки» не оставила. Чтобы сохранить ценовое преимущество продукции, российские заводы будут получать крупные субсидии от государства, направленные на «сохранение рабочих мест и научные разработки». То есть, фактически Россия вернет заводам то, что собрала в виде утилизационного сбора. Что же касается белорусских автомобилей, то с ними не все так ясно, хотя Михаил Мясникович уже заявил о договоре с РФ и том, что преград для импорта не будет, при этом не утруждая граждан дополнительными подробностями.
Конечно, куда больше судьбы отечественного автопрома, среднего автомобилиста заботит цена автомобиля на белорусском рынке. Коротко и ясно выразился на эту тему генеральный директор холдинга «Белгазавтосервис» Михаил Супрунович: «Будет вводиться утилизационный сбор — на эту сумму будет возрастать и цена на автомобиль. Никуда не денешься». Добавить тут нечего, разве что несколько слов о размере утилизационного сбора. Он же, по пока не подтвержденной информации, будет примерно равняться российскому и составит от 518 до 3 315 долларов для автомобилей младше трех лет.