НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

«Адин на Адин»

10 августа 2010 13:13
Перенял ли новейший компактный хэтчбек A1 характер «взрослых» Audi? Выясняем это при личном знакомстве в Берлине

У всех в детстве были игрушки. Дорогие, дешёвые, либо сделанные собственноручно – неважно. Ими менялись, разукрашивали стёкла машинок фломастерами и красками, строили из конструкторов невиданные механизмы, выжигали на деревяшках рисунки. Они нас радовали. Сегмент компактных хэтчбеков ныне напоминает подобную «песочницу». В чём успех Fiat 500 или Mini? Это большие игрушки! Только красить уже ничего не надо – каталоги производителей пестрят различными аксессуарами. Неудивительно, что туда ринулись Alfa Romeo со своим Mi.To и французский новичок Citroen DS3. Плевать мы хотели на практичность – хотим клетчатую крышу и жёлтые диски!

Тот, кто закажет штатные ксеноновые фары, получит заодно и эти эффектные светящиеся «трубки» дневного света. Выглядит эффектно и гораздо привлекательнее надоевших светодиодных «гирлянд». A1 стала первой Audi, получившей такую «фишку». При этом на заводе поставят ещё и светодиодные задние фонари

Задумывались о компактном премиум-хэтчбеке и в Audi. Но встали не с той ноги и погнались за Мерседесом, который запустил в продажу нашумевший А-Класс. В результате в 1999-м на свет появилось чудо-юдо с однообъёмным алюминиевым кузовом и шильдиком А2. Вот, пожалуйста, маленькая, но не дешёвая Audi. Вроде и технологии высокие, и расход топлива низкий, но разве заинтересуешь активную молодёжь слабыми моторами, вместительностью и полным отсутствием спортивного характера? Неудивительно, что A2 тихонько «слили» в 2005-м году, когда нишу окончательно захватил Mini. Но в Audi руки не опустили, а с удвоенным рвением взялись за дело.

С пакетом S-Line Audi A1 преображается и становится гораздо агрессивнее. Это заслуга другого, более рельефного переднего бампера и накладок на пороги. Но кажется, что даже фары хмурятся сильнее...

Сработало! Кто бы мог подумать, что серийная A1 окажется ещё более броской и интересной, чем концепт metroproject quattro трёхлетней давности? Смотришь на линейку припаркованных разноцветных Audi и настроение сразу улучшается. Отбросим банальный серебристый, он не к лицу столь эффектной трёхдверке. Глаза разбегаются: оригинальный коричневый окрас с контрастными стойками и зеркалами, огненно-красная «злюка» с пакетом S-Line или потихоньку сбавляющий обороты, но всё ещё актуальный белый? В общем, пока я думал и разглядывал машины, выбора мне уже не оставили – коричневый.

Audi A1 отличается неплохой аэродинамикой – коэффициент лобового сопротивления воздуха равен 0,32. Хороший показатель для компактного хэтчбека. Без хитростей не обошлось – днище прикрыто пластиковыми щитками, а углы и кромки бамперов приобрели обтекаемые формы

Первое, что поражает внутри – качество. Это не Mini с «дубовым» пластиком и хлипкими детальками. Здесь уже об игрушках не вспоминаешь – всё, как у «взрослых» Audi. Превосходные материалы, точно выверенное усилие на кнопках, приятные тактильные ощущения от всего, к чему притрагиваешься. Но самый шик – это, конечно, рукоятки управления «климатом». Не беда, что сама установка тут обычная, без раздельной регулировки для водителя и пассажира. Эти алюминиевые «кругляши» с фактурной насечкой бьют наповал любые изыски конкурентов. Их ход точен, как у часов. Тик-тик-тик...

По качеству материалов отделки интерьер Audi A1 на голову превосходит любого из конкурентов. О том, что это самая маленькая и самая доступная современная Audi может намекнуть лишь скромная ширина салона. К посадке за рулём (равно как и к самой «баранке») и обзорности нет ни малейших претензий. Приборный щиток – «ремикс» панели шестого Гольфа. На машинах с «механикой» есть индикация рекомендуемой передачи, подсказывающая водителю оптимальный момент для переключения. Не с целью максимально быстрого разгона, а ради экономии топлива, конечно же

Опять. Пока я наслаждался интерьером, коллеги оперативно покинули парковку аэропорта Берлина. В погоню! Жму на кнопку пуска двигателя, и под капотом с недовольным рокотом оживает... дизель. Какие уж тут «гонки»? Ещё какие! 105-сильный агрегат (есть ещё 90-сильная версия этого мотора) объёмом 1,6 литра обладает внушительным крутящим моментом (250 Н∙м) и без особых усилий тащит 1140-килограммовую Audi с водителем, двумя пассажирами и полным багажником. Знай только орудуй рычагом «механики». Да и рычит он вдохновляюще. Так что в отстающих эта A1 точно не будет.

Кроме того, только A1 может похвастать в этом классе широчайшими возможностями бортовых коммуникаций. «Топовая» система MMI Navigation Plus здесь такая же, как у <a href="/article/30809-test_novogo_audi_a8_vosem_v_odnom/">новой A8</a>! Это выдвижной 6,5-дюймовый цветной дисплей, 60-гиговый «хард» (20 из которых зарезервировано под музыкальные файлы), интерфейс Bluetooth и прочее. Кроме того, для неё доступно 2 варианта мощных аудиосистем. 180-ваттная Audi Sound System с 10 динамиками и Bose Surround Sound System с 14 динамиками и 10-канальным усилителем мощностью 465 Вт. Обе они имеют сабвуфер. А в стандарте «балалайка» совсем простая и имеет лишь четыре колонки. Базовые сиденья (внизу) отличаются от «спортивных» (вверху) только размерами валиков боковой поддержки. Кольца на дефлекторах можно заказать в одном из шести предлагаемых вариантов 

Коробка, что удивительно по современным меркам, пятиступенчатая. Но с таким запасом тяги «лишняя» ступень совершенно ни к чему! Кроме того, «растянутые» передачи избавляют от привычной «дизельной» суеты, когда постоянно приходится переключаться, чтобы держаться в узком рабочем диапазоне двигателя. Удобно.

Подстаканники между задними сиденьями недвусмысленно говорят о том, что третий тут лишний. Тяжело там будет сидеть и людям ростом выше среднего. Места для ног достаточно, но голова упирается в какой-то выступающий элемент на стыке стойки и крыши. Багажник порадовал и объёмом (270 литров, а при сложенном диване – 920 литров), и проёмом – дверь открывается на всю ширину кузова! Пришлось даже сделать дополнительные фонарики (габариты + «аварийка»). А в ближайшем будущем Audi грозится добавить в качестве опции электропривод двери багажника!

С шумоизоляцией в A1 порядок. Шины не тревожат, двигатель, если его не стимулировать зажатой в полу педалью, тоже не устраивает громких истерик. Да и аэродинамических шумов минимум. Но совсем расслабиться не даёт подвеска, которая не стесняется сообщать о том, что происходит с 17-дюймовыми колёсами на немецких дорогах. Впрочем, до реального дискомфорта дело не доходит даже на брусчатке.

Возможности индивидуализации A1 весьма широки – более 800 вариантов! «Слепить» свою, уникальную, A1 можно из предлагаемых десяти цветов кузова (7 из них - металлики), окраски стоек и зеркал, колёсных дисков (российская гамма – от 15 до 17 дюймов), вариантов оформления интерьера и пакета S-Line. Кстати, в Европе колёса можно заказать и 18-дюймовые с шинами 225/35 R18. Эх, дороги...

К тому же, дизельная A1 мне попалась в исполнении S-Line, которое включает в себя не только агрессивный обвес и большие колёса, но и более жёсткие пружины и амортизаторы. И это окупается, стоит только выехать на узкие загородные дорожки! Самая «юная» Audi щёлкает поворот за поворотом играючи – усилие на руле позволяет безошибочно выбрать угол поворота, крены минимальны.

В стандартное оснащение Audi A1 входит система start-stop, которая глушит мотор при остановках, если при этом не включена передача. Непривычно. Для тех, кто так и не свыкнется с ней, есть кнопка отключения

Вот он – результат точной настройки и спортивного пакета. Вроде и платформа PQ25 уже используется и на Поло, и на Ибице, но инженеры поработали над индивидуальными для A1 компонентами. В результате – очень цельный характер. Но огонька, как в Mini, тут нет. Да, A1 отлично управляется и не хуже тормозит, но не провоцирует «зажечь».

Секрет проворности в поворотах – не только некоторые «собственные» компоненты подвески и рулевого управления, но и более низкий центр тяжести. Кузов A1 на 5 сантиметров ниже кузова Polo, а колеи прибавили 14 мм спереди и 15 мм сзади. Колёсная база стала меньше на 1 мм

Система стабилизации в Audi A1 полностью не отключается и, как и большинство переднеприводных машин концерна, имеет электронную имитацию блокировки дифференциала (в A1 она называется EDL). Но она не мешала даже на грунтовке, куда мы съехали в надежде выбраться на берег какого-нибудь озера. Не судьба, везде частные владения.

Базовые модификации A1 оснащаются штампованными стальными 15-дюймовыми колёсами. Но если на A1 1.2 TFSI ставят шины размерности 185/60 R15, то более мощные версии обувают в 205/55 R15. На презентации таких машин не было, так что даже самые скромные модели щеголяли 16-дюймовым «литьём» (на фото)

У нас, в России, стать владельцем дизельной A1 не получится – поставки таких машин пока не планируются. Так что меняемся с коллегами на базовую версию с двигателем 1.2 TSI. Внешне – сама скромность! Простенькие 16-дюймовые колёса, секции в бампере лишены «противотуманок», даже цвет – тот самый, серебристый. Внутри – кресла со стандартной тканевой обивкой и обычный замок зажигания.

По габаритам Audi A1 уступает большинству хэтчбеков в сегменте B: длина машины – 3954 мм, а ширина – 1740. Снаряжённая масса Audi A1 1.2 TFSI – 1040 кг, более мощный вариант тяжелее на 85 кг, а дизельная A1 тянет весы на 1140 кг. Но не только из-за габаритов A1 получилась лёгкой. Секрет ещё и в конструкции кузова – он на 67% состоит из высокопрочных сталей, 11% из которых – термоупрочнённые сверхвысокопрочные. Это позволяет снижать толщину деталей без ущерба для прочности и, как следствие, их массу. Результат – кузов весит 221 кг

Коробка тоже механическая пятиступенчатая (других вариантов для 1.2 TFSI нет), но передаточное отношение главной пары увеличено. Чуда, конечно, не произошло. Даже с «короткими» передачами A1 с этим двигателем отстаёт от дизельной. Но для размеренной езды тяги в 160 ньютон-метров достаточно – это показатель хорошего атмосферного мотора объёмом 1,6 литра! Причём максимальный крутящий момент он выдаёт в диапазоне 1500-3500 «оборотов». Зато 86-сильная версия, которая была без пакета S-Line, оказалась немного мягче.

Четырёхцилиндровый восьмиклапанный двигатель объёмом 1,2 литра с непосредственным впрыском турбонаддувом развивает 86 лошадиных сил. На первый взгляд скромно, но зато он может похвастать крутящим моментом 160 Нм в диапазоне 1500-3500 об/мин. Он разгоняет A1 за 11,7 секунд до «сотни» и позволяет ей достичь предельной скорости 180 км/ч. В смешанном цикле мотор потребляет 5,1 л/100 км 95-го бензина и удовлетворяет требованиям Евро-5. Объём топливного бака одинаков у всех модификаций и составляет 45 литров

В общем, едва ли Audi A1 1.2 TFSI будет широко востребована в России. Нет, здесь основной упор на «топовую» в данный момент модификацию 1.4 TFSI. И причина не столько в более мощном двигателе, сколько в коробке передач. Только для неё предлагается не только механическая КПП (причём уже шестиступенчатая), но и семиступенчатый «робот» S tronic с двойным сцеплением. На «десерт» я оставил именно этот, самый актуальный для нас вариант.

Открывая капот Audi A1 1.4 TFSI, первым делом замечаешь... отсутствие аккумулятора! Да-да, с целью оптимизации развесовки по осям батарею перенесли в багажник. Мотор выдаёт 122 л.с при 5000 об/мин и 200 Нм в диапазоне 1500-4000 об/мин. Кстати, выбор коробки передач никак не повлияет на динамику. Что с шестиступенчатой «ручкой», что с «роботом» S tronic разгон до «сотни» займёт 8,9 секунды, а максимальная скорость не превысит 203 км/ч. Расход топлива лишь немногим выше, чем у менее мощной A1 1.2 TFSI – 5,2 л/100 км. Разумеется, двигатель удовлетворяет стандартам Евро-5, вступающих в силу с 2011 года

Совсем другое дело! 122 «лошади», 200 Н∙м – эти параметры, согласитесь, куда больше подходят стильной молодёжной трёхдверке. «Сотню» с места такая A1 берёт уже за 8,9 секунды, что существенно быстрее дизельной (10,5 с) и, тем более, базовой бензиновой модификации (11,7 с). И от водителя это не потребует никаких усилий – всю работу по переключению передач берёт на себя «робот».

C помощью A1 в Audi надеятся уменьшить средний возраст покупателей в Европе. Поэтому Audi развернула масштабную рекламную кампанию, главным действующим лицом которой был популярный поп-исполнитель Джастин Тимберлейк. А на «подпевках» у него Бастиан Швайнштайгер и Филипп Лам – известные футболисты «Баварии», которые едва не привели свою сборную к победе на ЧМ-2010 в Южной Африке, оступившись на полуфинале

«Робот» старается, услужливо подтыкая высшие ступени на разгоне, и уже не так ими увлекается на малых скоростях. Семиступенчатую коробку после года мытарств всё-таки привели в чувство. Но в пробках она иногда позволяет себе взбрыкнуть, когда «мозги» вдруг решают переключиться вниз без особых на то оснований. Для того, чтобы ехать быстрее потока, динамики, конечно, хватает, но на роль «зажигалки» A1 1.4 TSI не претендует. Просто в меру быстрый хэтчбек.

Сзади A1 с пакетом S-Line можно опознать по горизонтальной планке на заднем бампере и увеличенному спойлеру. Сдвоенный выхлопной патрубок – привилегия версии 1.4 TFSI

Поэтому сорвиголовам стоит запастись терпением – в ближайшем будущем на рынок выйдет S1. Это будет первая S-ка Audi с передним приводом (платформа PQ25 не предусматривает использование полноприводных трансмиссий – здесь негде расположить карданный вал и приводы задних колёс). А гибридная силовая установка (как на уже упомянутом концепте Metroproject quattro) с электромотором, вращающим задние колёса, тут едва ли появится. Так что под капотом окажется хорошо известный двигатель объёмом 1,4 литра (но уже с комбинированным наддувом, а не только с турбиной, как на 122-сильной версии), который устанавливается на VW Polo GTi, SEAT Ibiza CUPRA и Skoda Fabia RS. Но его грозятся форсировать со 180 примерно до 200 сил.

Создатели Audi A1 категорически не хотели использовать ретро-имидж и попытались органично вписать свою «единичку» в модельный ряд компании. Признаться, у них отлично получилось. Причём не только снаружи, но и внутри

Вероятно, S1 получит и более «злую» внешность (хотя, куда уж агрессивнее?!) и иные настройки шасси. Не будет и старой доброй «механики» – если три однотипных машины оснащаются «с троником», то и для Audi едва ли сделают исключение. Вектор задан. В Audi всерьёз настроены на борьбу с Mini. Трёхдверка уже есть, «заряженная» S1 в пику Cooper S вот-вот родится на свет, даже конкурента «сарайчику» Clubman готовят – не за горами и пятидверная A1.

Вряд ли Audi A1 поделит мир на два лагеря, как в своё время это сделала Берлинская стена с жителями города. На новинку собрано уже 100 тысяч предзаказов, что потребовало даже изменения планов производства – модернизированный завод в Брюсселе будет выпускать 100 тысяч А1 вместо запланированных 80 тысяч ежегодно. При этом дела у Mini отнюдь не стали хуже. «Песочница» этого сегмента достаточно велика, чтобы не устраивать войну

Но это и не главное! Здесь важна индивидуальность, возможность сделать машину под себя. Не выбрать один из нескольких доступных цветов или пары унылых литых колёс, а создать уникальную комбинацию из различных компонентов. И основательность Audi, которую A1 сохранила даже в таких компактных габаритах, – это даже преимущество. Главное, что снаружи она всё равно остаётся игрушкой. Для души.

Вадим Гагарин
Фото автора и компании Audi

ЦЕНЫ:

Audi A1 впервые покажут в России на Московском автосалоне, который пройдёт с 27 августа по 5 сентября. Стартовая цена (A1 1.2 TFSI с МКПП) – 799 тысяч рублей. Более мощная модификация со 122-сильным двигателем обойдётся минимум в 828 тысяч (с шестиступенчатой «механикой»), а преселективный «робот» S tronic поднимет стоимость базовой комплектации Attraction до 899 тысяч рублей. Продажи стартуют в сентябре.

В комплектацию Attraction входят кондиционер, ABS, ESP, шесть подушек безопасности, CD-аудиосистема, 15-дюймовые литые диски, обогрев сидений и электропривод зеркал. За исполнение Ambition придётся доплатить 84 тысячи рублей, оно дополнительно включает в себя 16-дюймовые колеса, противотуманные фары, спортивный кожаный руль, систему контроля давления в шинах, спортивные сиденья с регулировкой по высоте и увеличенное количество алюминиевых вставок в интерьере. Адаптация для российских условий заключается в антифризе, рассчитанном на использование при температурах до -37 градусов и защитном кожухе двигателя снизу.

АЛЬТЕРНАТИВА:

Прямой конкурент Audi A1 – это, конечно же, Mini. Но в число хэтчбеков с широкими возможностями индивидуализации входят ещё и Fiat 500 (который формально относится к классу ниже), и Citroen DS3. А вот Alfa Romeo полностью покинула наш рынок, включая и трёхдверку Mi.To.

Mini

Базовый Mini One существенно дешевле, чем Audi A1 – цена стартует с отметки 710 тысяч рублей. Но при этом 98-сильный хэтчбек будет иметь лишь ABS, ESP и шесть подушек безопасности. Кондиционер доступен только в пакете за 110 тысяч рублей (плюс обогрев зеркал и сидений, противотуманные фары, бортовой компьютер, домкрат и «докатка»). А 15-дюймовое «литьё» – ещё один пакет за 16 500 рублей (дополнительно включает в себя кожаную оплётку руля). Итого на круг выходит 836 500 рублей.


Mini Cooper со 120-сильным двигателем объёмом 1,6 литра ожидаемо дороже – от 775 тысяч рублей. При этом до «сотни» он разгоняется чуть медленнее, чем A1 1.4 TFSI (9,1 с против 8,7 с), а максимальная скорость у них одинакова – 203 км/ч. Кондиционер, литые 15-дюймовые диски и аналогичный Mini One набор опций доступны пакетом стоимостью 93 300 рублей.

Кроме того, Mini имеет «заряженные» версии Cooper S (184 л.с., 0-100 км/ч за 7 с, 1 077 832 рубля) и Cooper S JCW (211 л.с., 0-100 км/ч за 6,5 с, 1 358 440 рублей), универсал Clubman и кабриолет.

Citroen DS3

95-сильный Citroen DS3 дешевле обоих конкурентов – цена начинается с отметки 649 тысяч рублей. При этом машина неплохо оснащена (6 подушек, ABS, ESP, электростеклоподъёмники, CD/MP3-аудиосистема), кондиционер – за доплату 26 тысяч рублей (климат-контроль – ещё 12 сверху).


DS3 в комплектации SO Chic со 120-сильным двигателем обойдётся в 732 тысячи, но при этом оснащение уже включает в себя кондиционер и круиз-контроль. С этим же мотором доступен 4-диапазонный «автомат» за доплату 30 тысяч рублей. На вершине гаммы – DS3 с турбомотором объёмом 1,6 литра, который выдаёт 150 «лошадок». Сочетается он только с шестиступенчатой «механикой», а стоит такая машина с хорошим набором оборудования от 815 тысяч рублей.

FIAT 500


Итальянский «карапуз» существенно меньше и предлагается у нас только со слабенькими двигателями объёмом 1,2 и 1,4 литра. Купить FIAT 500 можно минимум за 552 тысячи рублей (1.2 MT Pop), при этом в базовое оснащение входит уже и кондиционер, и ABS, и 4 подушки безопасности. 100-сильные версии дороже – от 582 тысяч за комплектацию Pop до 685 за исполнение Sport. Главный же недостаток «пятисотки» – в России он продаётся исключительно с механическими КПП.

ИСТОРИЯ

Audi A2 стал одной из тихих революций в модельном ряду компании. Уникальный однообъёмный алюминиевый (!) кузов, первый пятидверный автомобиль в Европе с «трёхлитровым» дизелем – двигателем, который в смешанном цикле потреблял 3 литра топлива на сто километров. Кроме того, A2 отличалась превосходной аэродинамикой – коэффициент сопротивления воздуху составлял 0,25-0,29 в зависимости от модификации.


Но машина, что называется, не пошла. Она оказалась слишком дорогой и не особо привлекательной для молодёжи, которой был важнее дизайн и имидж, нежели расход топлива. Кроме того, ремонт алюминиевого кузова в случае аварии существенно превосходит по затратам восстановление стального. В итоге за 6 лет (1999-2005) было продано чуть менее 177 тысяч Audi A2


На автосалоне в Токио в 2007-м году Audi представила предвестника будущей серийной A1 – концепт metroproject quattro. Как оказалось, серийная новинка унаследовала почти все внешние черты прототипа. А вот хитрую техническую начинку пришлось отложить до лучших времён. Metroproject quattrо Concept был оснащён гибридной силовой установкой – бензиновый 150-сильный 1.4 TSI работал в паре с 30-киловаттным электромотором, который вращал задние колёса. То есть компактный хэтчбек был ещё и полноприводным! Интересно, когда в Audi решатся воплотить эту схему в жизнь?

На Парижском автосалоне 2008 года был преставлен Audi A1 Sportback Concept – прообраз пятидверной Audi A1. И, скорее всего, серийная A1 Sportback дебютирует там же осенью 2010 года