В этой статье расскажем основные причины повышенного расхода масла у бензинового и дизельного моторов, разберем, как на это влияет удаление катализатора, и что делать, если начался масложор двигателя.
Что такое масложор и чем опасен
В нормальном режиме работы двигатель потребляет определенное количество моторного масла для смазки всех движущихся частей. Однако если расход масла значительно превышает допустимые нормы (более одного литра на 1000 км пробега), то можно говорить о наличии масложора. Это может привести к неприятным последствиям.
1. Износ двигателя
Недостаточное количество масла приводит к ухудшению смазочных свойств, а это ускоряет износ трущихся деталей. В итоге сокращается срок службы двигателя, что приближает дорогостоящий ремонт.
2. Перегрев двигателя
Моторное масло также выполняет функцию охлаждения. При его недостатке увеличивается риск перегрева двигателя, особенно в условиях высоких нагрузок.
3. Загрязнение катализатора и сажевого фильтра
Если масло попадает в камеру сгорания, оно сгорает вместе с топливом, образуя нагар и отложения. Это может привести к засорению выхлопной системы и снижению мощности двигателя.
4. Загрязнение свечей зажигания
Когда масло сгорает в цилиндрах, на свечах образуется нагар. Это снижает мощность двигателя, увеличивает расход бензина и приводит к пропускам зажигания.
5. Образование вредных выбросов
Сгорание масла в двигателе повышает уровень токсичных веществ в выхлопных газах, что негативно сказывается на окружающей среде.
Основные причины масложора у бензинового двигателя
Высокий расход моторного масла в бензиновом двигателе может быть вызван различными причинами. Собрали основные.
1. Износ поршневых колец
Поршневые кольца отвечают за уплотнение между стенками цилиндра и поршнем, предотвращая утечку масла в камеру сгорания. Если они изношены или залегли, масло будет проникать через зазоры и сжигаться вместе с топливной смесью. Это приводит к образованию синего дыма при работе двигателя и повышенному потреблению масла.
2. Износ маслосъемных колпачков (сальников клапанов)
Маслосъемные колпачки находятся на клапанах двигателя и предотвращают попадание масла в камеру сгорания. При их износе масло начинает стекать по стержням клапанов и попадает в цилиндры, где сгорает вместе с топливом. В результате увеличивается потребление масла и появляется сильный дым из выхлопной трубы.
3. Трещины или повреждения в блоке цилиндров
Если в блоке цилиндров есть трещины или пробои, то масло может попадать внутрь камеры сгорания через эти дефекты. Это также приведет к увеличению расхода масла и появлению дыма из выхлопной трубы.
4. Неправильная вязкость масла
Использование слишком жидкого масла может привести к тому, что оно будет быстро испаряться и выгорать в процессе работы двигателя. Слишком густое масло, наоборот, может затруднять работу механизмов и увеличивать трение, что также негативно сказывается на ресурсе двигателя.
5. Закоксовывание двигателя
Накопление нагара и отложений внутри двигателя может приводить к ухудшению работы поршневой группы и системы смазки. Закоксовавшиеся поршневые кольца могут терять свою подвижность и переставать эффективно снимать масло со стенок цилиндра, что ведет к его выгоранию.
6. Проблемы с турбонаддувом
Турбированные двигатели особенно подвержены высокому расходу масла, так как турбина работает под высокими температурами и давлениями. Износ подшипников турбины или уплотнителей может вызывать утечки масла в систему впуска воздуха, что увеличивает его расход.
7. Перелив масла
Чрезмерное количество масла в картере двигателя может привести к вспениванию масла коленчатым валом, что вызывает увеличение давления в системе смазки и возможную утечку масла через сальники и прокладки.
8. Неисправная система вентиляции картера
Система вентиляции картера предназначена для удаления газов из картера двигателя. Если она забита или неисправна, давление в картере повышается, что может привести к выдавливанию масла через уплотнения и сальники.
9. Повышенные нагрузки на двигатель
Длительная работа двигателя на высоких оборотах или при больших нагрузках может увеличить температуру внутри двигателя и ускорить процесс окисления и испарения масла. Это особенно актуально для спортивных автомобилей и двигателей с высокой мощностью.
10. Низкое качество масла
Использование некачественного масла или несвоевременная замена могут привести к его быстрому старению и потере смазывающих свойств. Такое масло быстрее выгорает и требует частого долива.
Основные причины масложора у дизельного двигателя
1. Износ поршневых колец и цилиндро-поршневой группы
Как и в случае с бензиновым двигателем, износ поршневых колец и стенок цилиндров является одной из основных причин увеличения расхода масла. Дизельные двигатели работают при более высоком давлении и температуре, поэтому износ этих компонентов может происходить быстрее. Это приводит к проникновению масла в камеру сгорания и его сгоранию.
2. Маслосъемные колпачки (сальники клапанов)
Износ или повреждение маслосъемных колпачков позволяет маслу проникать в камеру сгорания по направляющим клапанов. Это характерно как для бензиновых, так и для дизельных двигателей. В дизелях проблема усугубляется тем, что топливо сгорает медленнее, чем в бензиновых моторах, что способствует большему накоплению масляных остатков.
3. Забитый или неисправный клапан рециркуляции отработавших газов (EGR)
В современных дизельных двигателях используется система рециркуляции отработавших газов (EGR), которая возвращает часть выхлопных газов обратно в цилиндр для снижения выбросов. Если эта система забивается сажей или выходит из строя, возможно попадание масла в камеру сгорания через EGR-клапан.
4. Система наддува (турбокомпрессор)
Многие современные дизели оснащены турбонагнетателями, которые работают при очень высоких температурах и скоростях. Износ подшипников турбины или уплотнительных элементов может привести к утечке масла в систему впуска воздуха, что увеличивает его расход. Также проблемы с системой смазки турбины могут привести к ее перегреву и ускоренному износу.
5. Ошибки в регулировке топливной аппаратуры
Неправильно отрегулированная топливная система может привести к неполному сгоранию топлива, что вызовет образование сажи и других отложений. Они могут засорять поршневые кольца и ухудшать их работу, увеличивая тем самым расход масла.
6. Нагарообразование и закоксовывание
Дизельные двигатели склонны к образованию большого количества сажи и нагара, особенно при использовании низкокачественного топлива или недостаточной фильтрации. Нагар может оседать на поршнях и кольцах, снижая их эффективность и способствуя увеличенному расходу масла.
7. Плохое состояние воздушного фильтра
Забитый воздушный фильтр может снизить подачу воздуха в двигатель, что приведет к обогащению смеси и неполному сгоранию топлива. Это увеличивает нагрузку на систему смазки и повышает вероятность образования нагара и износа деталей.
8. Переполнение картера маслом
Как и в случае с бензиновыми двигателями, перелив масла может привести к его вспениванию и выдавливанию через уплотнения и сальники. Кроме того, избыток масла может способствовать образованию шлама и нагара, что негативно скажется на работе двигателя.
9. Использование неподходящего масла
Применение масла с неправильными характеристиками (вязкостью, классом качества и т. п.) может привести к его быстрому износу и увеличению расхода. Для дизелей важно использовать масла, соответствующие спецификациям производителя, чтобы обеспечить надежную защиту двигателя.
10. Частые короткие поездки
Частые запуски холодного двигателя и непродолжительные поездки могут привести к недостаточному прогреву мотора и конденсации влаги в картере. Это ускоряет коррозию и износ деталей, а также способствует образованию шлама и нагара.
Масложор после удаления катализатора
Удаление катализатора не должно оказывать прямого влияния на расход масла в двигателе. Катализатор — это компонент выхлопной системы, который предназначен для уменьшения вредных выбросов. Он не участвует непосредственно в процессах, связанных с работой двигателя и его системами смазки.
Часто удаление катализатора сопровождается другими модификациями, например установкой прямоточных выхлопных систем, чип-тюнингом и прочим. Эти изменения могут повысить мощность и производительность двигателя, но одновременно увеличивают нагрузку на его компоненты, что может привести к повышенному износу и, соответственно, увеличению расхода масла.
Что делать, если начался масложор
Если у вашего автомобиля начался масложор, это сигнал о том, что в двигателе возникли определенные проблемы. Чем раньше это заметить, тем дешевле будет ремонт. Чтобы решить эту проблему, нужно действовать поэтапно.
1. Диагностика двигателя
Начинать всегда нужно с тщательной диагностики двигателя. Обратитесь к опытному механику или воспользуйтесь услугами специализированного автосервиса. Диагностика поможет найти причину повышенного расхода масла и определить, какие именно компоненты нуждаются в ремонте или замене.
2. Проверка состояния поршневых колец и цилиндров
Одной из самых распространенных причин масложора являются изношенные поршневые кольца и стенки цилиндров. Механик проверит компрессию двигателя, чтобы оценить состояние этих компонентов. Если она низкая, скорее всего потребуется капитальный ремонт двигателя с заменой поршней, колец и, возможно, хонингованием цилиндров.
3. Замена маслосъемных колпачков
Если проверка показала, что поршневая группа в порядке, следующим шагом будет осмотр маслосъемных колпачков (сальников клапанов). Если они изношены или повреждены, то их нужно будет заменить.
4. Ремонт или замена турбокомпрессора (для турбированных двигателей)
В автомобилях с турбонаддувом повышенное потребление масла может быть связано с износом или повреждением турбокомпрессора. Турбина работает при очень высоких температурах и скоростях, поэтому любые неисправности в ней могут привести к утечкам масла. В этом случае потребуется ремонт или замена турбины.
5. Очистка системы вентиляции картера
Засоренная система вентиляции картера может повышать давление в нем. Это приводит к выдавливанию масла через уплотнения и сальники. Очистка этой системы может улучшить циркуляцию газов и уменьшить давление, что снижает расход масла.
6. Регулярная замена масла и фильтров
Иногда причиной масложора может быть использование некачественного масла или редкая его замена. Убедитесь, что вы используете масло, соответствующее рекомендациям производителя, и меняете его по регламенту. Также проверьте состояние воздушного и масляного фильтров — их загрязнение может негативно сказаться на работе двигателя.
7. Избегайте перегрева двигателя
Длительная работа двигателя на высоких оборотах или при больших нагрузках может привести к его перегреву, что ускоряет процесс окисления и испарения масла. Старайтесь избегать экстремальных режимов езды и следите за температурой двигателя.
8. Контроль уровня масла
Регулярно проверяйте уровень масла в двигателе. Если он постоянно снижается, добавляйте необходимое количество масла до следующего технического обслуживания. Однако помните, что постоянное доливание масла не решает проблему, а лишь временно устраняет симптомы.
9. Проверьте прокладку головки блока цилиндров
Если проблема связана с утечкой масла через прокладку головки блока цилиндров, то потребуется ее замена. Утечка через нее может проявляться не только в виде масложора, но и в виде появления эмульсии в масле или охлаждающей жидкости.
Как устранить масложор
Для того чтобы решить проблему с масложором в двигателе, нужно понять причину проблемы и после этого устранить ее. Собрали несколько возможных вариантов.
- Замена поршневых колец и хонингование цилиндров. Если диагностика показала износ поршневых колец и стенок цилиндров, потребуется капитальный ремонт двигателя. Он включает замену поршневых колец, поршней и, возможно, хонингование или гильзовку цилиндров.
- Замена маслосъемных колпачков. Замените маслосъемные колпачки, если они изношены или повреждены. Эта процедура требует снятия головки блока цилиндров.
- Ремонт или замена турбокомпрессора. Если причина масложора кроется в турбине или компрессоре, потребуется ремонт или замена. Это сложная операция, которую лучше доверить профессионалам.
- Очистка системы вентиляции картера. Очистите или замените элементы системы вентиляции картера, чтобы нормализовать давление и предотвратить выдавливание масла.
- Использование качественного масла и фильтров. Убедитесь, что вы используете масло, соответствующее рекомендациям производителя, и регулярно меняйте его вместе с масляным и воздушным фильтрами.
Устранение повышенного расхода масла требует комплексного подхода. Начните с диагностики, определите причину проблемы и примите необходимые меры для ее устранения. Регулярное техническое обслуживание и соблюдение правил эксплуатации помогут предотвратить повторное возникновение масложора.
Советы эксперта
Советами о том, как понять, что начался масложор и что нужно сделать, поделился Григорий Погосов, владелец автосервиса, механик с 15-летним стажем:
«Если вы заметили, что ваш автомобиль начал потреблять больше масла, чем обычно, это признак того, что в двигателе возникли проблемы. Для того чтобы понять насколько проблема серьезная, нужно:
- Замерить расход масла. Для этого проверяйте уровень каждые 1000 км и доливайте масло до нужного объема.
- Проверить состояние масла. Обратите внимание на цвет, запах и консистенцию. Если масло черное или густое и пахнет гарью, то, скорее всего, оно выгорает.
- Обратить внимание на выхлоп. Если дым стал плотный или сизого цвета, это значит, что двигатель сжигает масло.
- Осмотреть двигатель на протечки. Часто бывает, что двигатель не расходует масло, а просто его выдавливает.
Повышенный расход масла — это серьезный симптом, требующий немедленного внимания. Самостоятельно диагностировать и устранить проблему бывает сложно, поэтому лучше доверить это профессионалам. Своевременное обращение к специалисту поможет предотвратить серьезные поломки и продлить срок службы вашего двигателя».
Что делать, чтобы не было масложора
Чтобы избежать масложора и сохранить двигатель в хорошем состоянии, важно соблюдать несколько простых правил и проводить регулярное техническое обслуживание. Вот рекомендации, которые помогут вам минимизировать вероятность возникновения повышенного расхода масла:
- Проводите регулярную замену масла и фильтров. Меняйте моторное масло и фильтры строго по графику, указанному в руководстве по эксплуатации автомобиля. Обычно это каждые 10—15 тыс. км пробега, но для некоторых двигателей интервалы могут отличаться. И старайтесь использовать качественное масло, соответствующее спецификациям производителя.
- Соблюдайте режим эксплуатации двигателя. Избегайте длительного движения на высоких оборотах и резких разгонов. Такие режимы эксплуатации повышают нагрузку на двигатель и способствуют его износу. Не допускайте перегрева мотора. Следите за показаниями температуры и при необходимости останавливайтесь для остывания.
- Поддерживайте чистоту двигателя. Регулярно очищайте двигатель от грязи и пыли. Загрязненный двигатель хуже охлаждается и подвергается большему износу. Проводите промывку двигателя специальными средствами перед каждой заменой масла, чтобы удалить отложения и загрязнения.
- Проверяйте систему вентиляции картера. Периодически проверяйте состояние системы вентиляции картера. Засоренная система может повышать давление в картере, что приводит к выдавливанию масла через уплотнения и сальники.
- Следите за состоянием турбокомпрессора. Турбированные двигатели требуют особого ухода. Регулярно проверяйте состояние турбины и ее уплотнений. Износ турбины может стать причиной повышенного расхода масла.
- Проводите профилактические работы. Раз в 10 тыс. км проводите профилактические осмотры двигателя. Это включает проверку состояния поршневых колец, маслосъемных колпачков, прокладок и уплотнений. При появлении первых признаков масложора (например, синий дым из выхлопной трубы) немедленно обратитесь к специалистам для диагностики и ремонта.
- Не игнорируйте сигналы системы диагностики. Современные автомобили оборудованы системами самодиагностики, которые предупреждают водителя о возможных проблемах. Если на приборной панели загорелся индикатор Check Engine или другой предупреждающий символ, не откладывайте визит в сервисный центр.