Пропуски зажигания: причины, как диагностировать и устранить

Пропуски зажигания — одна из самых распространенных проблем. В этой статье рассмотрим пять причин ее возникновения и способы решения этой неисправности
Илья Большаков
Автор
Девушка нажимает на кнопку зажигания автомобиля
С пропусками зажигания может столкнуться каждый автовладалецИсточник: Freepik

Система зажигания на современных машинах зависит от показаний датчиков, целостности проводов, свечей и катушек, напряжения в бортовой сети. Если один из элементов вышел из строя, возникнут пропуски зажигания. Разберем, как понять, что это случилось, и исправить ситуацию.

Что такое пропуски зажигания

Когда топливно-воздушная смесь в цилиндре не воспламеняется в нужный момент, это называется пропусками зажигания. Такая ситуация возникает по разным причинам: из-за неисправных свечей и катушек зажигания, высоковольтных проводов или неработающих датчиков.

Эта проблема может вызвать следующие последствия:

  • снижается мощность двигателя, и автомобиль медленнее набирает скорость, сложно обгонять машины;
  • несгоревшее топливо выбрасывается в атмосферу, что увеличивает загрязнение окружающей среды;
  • несгоревшее топливо смывает масляную пленку с цилиндра, это значительно снижает ресурс;
  • при попадании топлива в катализатор он будет разрушаться.

Своевременная диагностика устраняет проблемы и помогает избежать поломок двигателя. Не откладывайте визит к автомеханику, если заметили признаки пропусков зажигания.

Автомеханик смотрит в ноутбук и проводит диагностику автомобиля из-за пропусков зажигания, стоя под капотом машины
При обнаружении первых пропусков зажигания обратитесь к автомеханику за диагностикойИсточник: Freepik

Как работает система зажигания

Система зажигания отвечает за воспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндрах и приводит к движению поршней и вращению колес. 

В процессе запуска двигателя и поддержания оборотов принимают участие следующие элементы автомобиля:

  • аккумуляторная батарея (АКБ) — предоставляет низковольтный ток для всей системы зажигания;
  • ключ зажигания — при включении зажигания ток от батареи поступает к катушке зажигания;
  • катушка зажигания — преобразует низковольтный ток в высоковольтный;
  • датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) — отслеживает положение коленчатого вала и отправляет сигналы в электронный блок управления (ЭБУ);
  • электронный блок управления — анализирует сигналы от датчиков и управляет моментом искры на свечах зажигания;
  • высоковольтные провода — проводят искру от катушки зажигания к свече зажигания;
  • свеча зажигания — генерирует искру, которая воспламеняет топливно-воздушную смесь в цилиндре;
  • двигатель — в результате взрыва топливно-воздушной смеси поршень опускается, это приводит к вращению коленчатого вала, и колеса начинают двигаться.

Если вы понимаете принцип работы системы зажигания, можете определить причины неисправностей и своевременно их устранить. Зажигание работает в тесном взаимодействии с другими механизмами автомобиля, такими как топливная и впускная системы. Слаженная работа этих процессов сохраняет ресурс работы двигателя.

Признаки пропусков зажигания

Пропуски зажигания — это сигнал о том, что в работе автомобиля что-то не так. Если не обращать на них внимания, потребуется дорогой ремонт. Расскажем, что поможет распознать проблему на ранней стадии.

1. Вибрация двигателя

Заметна особенно при холодном запуске или при ускорении. Чувствуется дрожание под капотом или в салоне автомобиля.

2. Нестабильный холостой ход

Когда в одном или нескольких цилиндрах происходят пропуски зажигания, двигатель теряет мощность. Плавают холостые обороты, и теряется динамика при разгоне. 

3. Расход топлива 

При пропусках зажигания двигателю нужно больше топлива для разгона автомобиля. В среднем расход увеличивается на 1—2 л на 100 км.

4. Черный дым из выхлопной трубы

Топливо в цилиндрах сгорает не полностью, потому что не поджигается. Из-за этого из выхлопной трубы начинает идти черный дым.

5. Нагар на свечах зажигания

По цвету свечей можно диагностировать много проблем в двигателе. Если возникают пропуски зажигания и топливо сгорает не полностью, то на свечах образовывается черный нагар.

Четыре свечи зажигания с нагаром на белом фоне
Один из признаков проблем с двигателем — нагар на свечах зажиганияИсточник: Freepik

6. Загорелся индикатор Check Engine 

Современные машины умеют сообщать о неисправностях. При сбоях в работе на приборной панели загорается лампа Check Engine. Чтобы понять, о чем говорит машина, нужно провести диагностику.

Почему возникают пропуски зажигания: основные причины

Пропуски зажигания — это неприятность, с которой сталкиваются многие автомобилисты. Ниже рассмотрим, что вызывает эти проблемы с двигателем.

1. Свечи зажигания

Не могут создать искру нужной мощности или даже вовсе не искрят, если изношены, загрязнены или повреждены.

2. Катушка зажигания

Искра получается слабой или вовсе не появляется, если катушка неисправна.

3. Высоковольтные провода 

Повреждения в проводах приводят к потере тока и слабому зажиганию. То же самое может произойти при слабом контакте.

4. Датчик положения коленчатого вала

Если датчик неисправен, сигналы о положении коленчатого вала будут неправильными, что приводит к пропускам зажигания. Блок управления будет неверно подавать сигнал свечам.

5. Слабое напряжение в бортовой сети

Если генератор не выдает необходимого напряжения, свечам не хватит мощности выдать искру.

Если заметили у автомобиля признаки пропусков зажигания, попробуйте устранить причины самостоятельно или обратитесь к специалисту.

Диагностика пропусков зажигания

Пропуски зажигания сигнализируют о различных проблемах в работе автомобиля. Чтобы устранить неисправности, необходимо провести качественную диагностику. Существует два основных подхода, какой из них выбрать — зависит от наличия электронного блока управления.

Механик в автосервисе проводит диагностику автомобиля с помощью автосканера
Диагностику системы зажигания автомобиля можно провести самостоятельно или с помощью специалистаИсточник: Freepik

Автомобиль с электронным блоком управления

Этот блок собирает информацию от различных датчиков и управляет работой двигателя. При пропусках зажигания ЭБУ регистрирует ошибки и зажигает индикатор Check Engine на приборной панели.

Для диагностики необходимо:

  • Считать коды ошибок с ЭБУ. Для этого нужно подключить диагностический сканер к разъему диагностики.
  • Каждый код соответствует конкретной неисправности. После проверки прочитайте об ошибке, замените неисправную деталь и сбросьте ошибку при помощи сканера.
  • Проверьте состояние свечей и катушки зажигания, высоковольтных проводов, датчика положения коленчатого вала и других компонентов системы зажигания.

Диагностика пропусков зажигания может быть сложной задачей, требующей опыта и специального оборудования. Если у вас нет навыков в этом, лучше обратитесь к квалифицированному автомеханику.

Автомобиль без электронного блока управления

Если в машине нет ЭБУ, можно обойтись визуальным осмотром и ручными замерами работы элементов системы.

Для диагностики необходимо:

  • Осмотреть свечи и катушку зажигания, высоковольтные провода на признаки повреждения или износа.
  • Проверить наличие искры на свече зажигания можно, выкрутив свечу и приложив ее к двигателю. При проворачивании стартера должна появится искра.
  • Проверить напряжение в бортовой сети на заглушенной машине и на холостом ходу. Возможно, генератору не хватает мощности для импульса.

Используйте качественные запчасти. Проверьте все соединения и провода на прочность. Если вы не уверены в своих силах, лучше обратиться к квалифицированному автомеханику.

Как устранить проблему с пропусками зажигания

Появление пропусков зажигания не всегда влечет за собой серьезный ремонт, часто проблему можно исправить самостоятельно. Важно не затягивать с ее решением, потому что своевременное устранение причины поможет избежать более серьезных поломок и сохранить бюджет. 

Проведите диагностику машины. Так вы сможете узнать работоспособность датчиков и напряжение в сети автомобиля. Если какие-то показатели отличаются от нормы, замените датчики или отремонтируйте генератор. Основные датчики, которые влияют на зажигание, — это датчики положения коленчатого вала и детонации.

Если при осмотре свечей, бронепроводов и катушек зажигания вы увидели повреждения или нагар, исправит это только их замена. Большинство действий в этой ситуации требуют специального оборудования и навыков. Лучше обратиться к профессионалам, чтобы не усугубить проблему.

Мужчина в перчатках производит замену неисправных деталей, связанных с пропуском зажигания
Осмотр и замену неисправных деталей можно осуществить самостоятельно или обратившись за помощью к профессиональному механикуИсточник: Freepik

Комментарий эксперта

Валерий Скориков, владелец СТО, моторист с 35-летним стажем, рассказывает:

— Иногда проблема может быть в одной свече, а иногда кроется в более глубоких неисправностях системы зажигания. Своевременная диагностика — ключ к решению. В современных сканерах большие базы данных, и они могут дать быстрый и точный результат. Но иногда нужен опыт и интуиция, чтобы понять истинную причину. 

Чаще всего причина пропусков кроется в свечах или бронепроводах. Водители забывают менять их вовремя. Поэтому не стоит паниковать, если случилась такая ситуация.

Советую обращаться к квалифицированным специалистам, не экономить на запчастях и комплектующих и не откладывать ремонт. Своевременное устранение пропусков зажигания сохранит двигатель в отличном состоянии и поможет избежать дорогих ремонтов в будущем.

Памятка автовладельцу, как диагностировать и устранить пропуски зажигания

Пропуски зажигания — ситуация неприятная, но не критичная. Если это случилось, вот что нужно помнить:

  • обратите внимание на вибрацию двигателя, провалы в тяге, увеличенный расход топлива, черный дым из выхлопной трубы, нестабильный холостой ход и сверкание свечей зажигания;
  • проверьте напряжение в бортовой сети;
  • если автомобиль с электронным блоком управления, прочитайте коды ошибок с помощью сканера;
  • осмотрите свечи зажигания, катушку зажигания, высоковольтные провода на признаки повреждения или износа;
  • проверьте наличие искры на свече зажигания;
  • замените изношенные или поврежденные свечи зажигания, катушку зажигания, высоковольтные провода;
  • проверьте показания датчиков о положении коленчатого вала и детонации.