Специалисты по маслам и антифризам утверждают, что технические жидкости — это полноценные детали автомобиля. Звучит немного патетически, однако и не без доли правды. Ошибка в выборе или в эксплуатации масел либо охлаждающей жидкости (ОЖ) может нанести не меньший вред, чем сломанная шаровая опора или изношенные тормозные колодки.
Коротко о важном: антифриз — это специальная техническая жидкость (иногда по старинке её называют тосолом, но не любой антифриз — тосол), которая течет по замкнутому кругу в системе охлаждения двигателя, сопротивляясь его перегреву и охраняя металлические компоненты от появления ржавчины. Регулярно проверять состояние антифриза и своевременно его менять крайне важно для того, чтобы не попасть на капремонт или как минимум — не допустить перегрева мотора или некорректной работы систем охлаждения и управления климатом.
Ничто не вечно под капотом
Срок эксплуатации антифриза ограничен — все из-за присадок, которые «срабатываются», то есть, теряют свои свойства по мере работы. Считается, что «оригинальные» ОЖ могут проработать в новых машинах целое десятилетие, не растеряв изначальных свойств. Но тут есть нюансы, о которых позже. Если автомобилю стукнуло 10−15 лет, то антифриз советуют менять раз в пятилетку. Транспортные средства, которые колесят по дорогам более 15 лет, требуют еще более частой замены антифриза: через несколько лет либо каждые 50 тыс. км пробега.
Впрочем, цифры весьма относительны, так как срок службы зависит от типа антифриза, условий использования автомобиля и рекомендаций производителя. Например, современные карбоксилатные антифризы могут служить до 100 тысяч километров или 5 лет без потери своих свойств.
Кукушка-кукушка, сколько моему антифризу жить осталось?
Определить срок замены антифриза можно без химических тестов и исследования содержимого бачка — специалисты предлагают смотреть на тип и срок эксплуатации текущей охлаждающей жидкости:
Антифриз | Присадки | Срок замены |
---|---|---|
Тосол и G11 | Неорганические | 2 года или 50‒60 тыс. км |
G12 | Карбоксилатные и органические | 5 лет или 90‒100 тыс. км |
G12+ | Органические и неорганические | 5 лет или 90‒100 тыс. км |
G12++ и G13 | Лобридные(органические и неорганические) | 8 лет или 200+ тыс. км |
Отметим, что эти сроки также не являются гарантией сохранности свойств антифриза, поскольку на его пригодность также могут влиять (и сокращать) следующие факторы:
- Износ системы охлаждения. Если в ОЖ проникнет ржавчина, смело сокращаем срок замены антифриза на 30%.
- Смешение с другими ОЖ. Если пришлось доливать в расширительный бачок антифриз другого типа, воду либо продукт сомнительного качества, то во избежание незапланированной реакции присадок между собой лучше оперативно сменить жидкость раньше срока.
Даже если срок замены не подошёл, все равно следует иногда заглядывать под капот и исследовать содержимое расширительного бачка. Есть несколько явных сигналов, которые указывают на необходимость замены антифриза:
Хьюстон, у нас проблема | К чему бы это? | Масштаб трагедии |
---|---|---|
Появились осадок или пена, в антифризе – хлопья | Кто-то недальновидно залил некачественный антифриз либо ОЖ другого типа | Сливаем этот компот и меняем на качественный антифриз в течение 1‒2 дней |
Видим масляные разводы, жидкость пахнет горелым | В ОЖ попадает масло из картера двигателя | Если аромат еле уловим, а пятен масла почти не видно, у вас есть 1-2 недели. При сильном загрязнении меняем антифриз в течение 1‒2 дней |
Цвет стал рыже-бурым, видны частицы металлов | Ничего особенно, просто коррозия металла | У вас есть неделя на замену антифриза (и вероятно, смену прокладок). Две максимум |
К цвету антифриза добавился черный оттенок | Наступает конец резиновым уплотнительным деталям системы охлаждения | |
Антифриз загустел в бачке или около крышки расширительного бачка | Долго не меняли антифриз либо не соблюдался интервал его замены, залили некачественный продукт либо туда попала вода | |
Уровень ОЖ в расширительном бачке постоянно снижается | Выход из строя помпы либо другая причина нарушения герметичности системы охлаждения | Необходимо доливать ОЖ до требуемого уровня, в кратчайшие сроки проверить систему на герметичность |
Есть дело для рук утопающих
Для проверки состояния антифриза важно, чтобы двигатель автомобиля успел остыть. Температура рабочей жидкости в прогретом моторе — более 90 градусов! О необходимой осторожности настойчиво пишут на крышке расширительного бачка, и тем не менее, сотни автомобилистов каждый год получают ожоги.
Если указанные в таблице выше дефекты не выявлены, можно самостоятельно проверить состояние антифриза, воспользовавшись специальными тест-полосками (фактически — лакмусовыми бумажками). Они позволяют определить уровень pH, который и обеспечивает присадкам их эффективность. Купить такие наборы можно на любом маркетплейсе за 300 рублей.
При вынужденном смешивании (в случае экстренной доливки, например) при первой возможности стоит избавиться от получившейся смеси и заменить ее на полностью новый состав.
Зима близко, но беспокоиться не о чем
Наступление холодов пугает многих автомобилистов, и зимний сезон считается сложным периодом, когда нужно обновлять чуть ли не половину автомобиля. Замена шин, моторного масла (хотя это не обязательно) часто сопровождается желанием заодно обновить и антифриз. На самом же деле, необходимости в замене охлаждающей жидкостью перед зимой ни один автопроизводитель не выдвигает. Лишь в том случае, если за лето вы доливали в расширительный бачок воду, стоит слить такой коктейль и наполнить резервуар полноценным антифризом.
Возможно, антифриз и не стоит считать полноценной деталью автомобиля, а скорее расходником. В то же время, регулярный контроль его состояния и своевременная замена — залог долгой и беспроблемной эксплуатации вашего автомобиля. Должное внимание охлаждающей жидкости поможет сохранить двигатель в отличном состоянии. Берегите мотор — ремонтировать их сегодня дорого как никогда.