Продажи шин для легковых автомобилей в России за январь—август выросли на 28,9% год к году, до 90,2 млрд руб., сообщили в ЦРПТ (оператор системы маркировки «Честный знак»). Продажи в штуках увеличились на 18%. Абсолютные цифры компанией не приводятся. По итогам августа продажи легковых шин в штуках выросли на 6% и на 20% в деньгах, почти до 10,6 млрд руб. Сегмент легковых шин — самый крупный на рынке в объемном выражении. За первые восемь месяцев на эту категорию приходится 85,5% продаж всех шин.
Рост продаж легковых шин отмечают в Ikon Tyres и Pirelli. В Pirelli связывают положительную динамику с увеличением рынка новых автомобилей в стране. «Люди покупают автомобили на летних шинах и потом докупают комплекты зимних. Мы видим рост по авторынку, и на нас это тоже отразится», — поясняют в компании. В сентябре, следует из данных «Автостата», продажи новых автомобилей превысили августовский показатель, и часть дилеров ожидают сохранения повышенного спроса в октябре (см. «Ъ» от 1 октября). Показатели рынка новых автомобилей наконец достигли уровня 2021 года, что обещает производителям шин «неплохой сезон», говорят в «Кордианте».
«Увеличивается средний размер шины, потому что в продажах автомобилей сейчас довольно высока доля кроссоверов и внедорожников», — рассказывает он. По словам представителя «Кордианта», рынок также стимулируют реализация отложенного спроса и развитие внутреннего туризма.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting объясняет рост рынка увеличением производства российских шин, в том числе для китайских автомобилей, и ростом покупательной способности населения. Рост продаж в денежном выражении также связан с подорожанием самих шин, добавляет он. В Ikon Tyres колебания цен и инфляционные ожидания потребителей называют одним из факторов роста спроса.
По данным ЦРПТ, средние цены на легковые шины по итогам августа выросли на 5,2% год к году, до 6,2 тыс. руб. Заметнее всего — на 6,8%, до 6,1 тыс. руб., увеличилась стоимость нешипованных зимних шин. Летние шины в среднем подорожали на 5,5% год к году, до 5,56 тыс. руб.
Объем производства автомобильных шин в России по типам в 2024 году (тыс. шт.)
Август | Январь—август | Изменение в августе год к году (%) | Изменение за январь—август год к году (%) | |
Легковые | 2969 | 22993 | 10,8 | 20,17 |
Грузовые | 427 | 2959 | -4,6 | -12,4 |
Легкогрузовые | 339 | 2504 | 3,3 | 6,1 |
Сельскохозяйственные и лесохозяйственные | 70 | 548 | 20,6 | -1,7 |
Для мотоциклов | 54 | 290 | 38,4 | 21,8 |
Строительные, горные и промышленные | 15 | 95 | 87,5 | 9,1 |
Другие | 8 | 66 | 14,2 | 10 |
Итого | 3882 | 29455 | 8,8 | 14,11 |
В «Кордианте» ожидают роста цен к зимнему сезону на 5−8%. «Как и всем участникам рынка, производителям шин не избежать инфляции. Кроме того, отрасль продолжает подстраивать сырьевую базу под новые реалии», — отмечают в компании. По словам представителя «Кордианта», остается и проблема ограниченного выбора редких размеров, хотя ситуация с предложением постепенно улучшается.
Производство всех типов легковых шин, по данным ЦРПТ, в январе—августе увеличилось на 20,2%, до 22,99 млн штук, в августе — на 10,8%, до 2,97 млн штук. Импорт за восемь месяцев вырос на 21% год к году, до 18,09 млн штук. В августе ввоз сократился на 5,5% год к году, до 2,02 млн штук. В Ikon Tyres отмечают рост китайских брендов на российском рынке легковых шин с 11% в 2019 году до 37% к 2024 году, что, по мнению компании, несет риски для местных игроков.
По итогам 2024 года в Ikon Tyres ожидают роста рынка легковых шин на уровне 5−6%. Продолжения тенденции на рост спроса ожидают и в Pirelli. «Кордиант» оценивал российский рынок шин для легковых автомобилей по итогам 2023 года в 45,7 млн штук, что на 16% больше, чем в 2022 году. В «Кордианте» говорят, что сейчас рынку предстоит пройти процесс выбора автовладельцами, потерявшими доступ к привычным маркам, нового бренда: «Он займет несколько лет, пока все потребители не пройдут цикл замены шины».
Наталья Мирошниченко