Чем шины Ikon отличаются от Nokian?

Отвечаем на самые распространенные вопросы о покрышках, которые теперь выпускаются на заводе во Всеволожске, ранее принадлежавшем финской компании Nokian Tyres

В рамках визита на бывший шинный завод Nokian под Санкт-Петербургом, где на прошлой неделе был дан старт производства летних покрышек под новым брендом Ikon, мы задали волнующие многих автомобилистов вопросы генеральному директору компании Ikon Tyres Андрею Пантюхову. И получили на них исчерпывающие ответы.

Склад шин Ikon Tyres
Склад шин Ikon Tyres

Разрешили ли финны сохранить рисунок протектора?

Соглашения, подписанные в рамках сделки по продаже российского бизнеса Nokian Tyres компании «Татнефть» в марте 2023 года, сохраняют за фирмой Ikon Tyres права на выпуск шин с нынешним протектором, а также использование бренда Nordman на долгий срок, превышающий жизненный цикл модельной линейки шин.

Согласно существующему порядку, нынешние покрышки с финским рисунком протектора будут постепенно спускаться вниз «по лесенке», переходя к более доступным линейкам пока их в конце концов полностью не заменят новые шины собственной разработки. Это долгий процесс и у ряда шин он может превышать 10 лет.

Линия сборки шин Ikon Tyres
Линия сборки шин Ikon Tyres
Линия сборки шин Ikon Tyres
Линия сборки шин Ikon Tyres
Линия сборки шин Ikon Tyres

Откуда теперь резиновая смесь, сырье и добавки?

Гендиректор Ikon Tyres заверил, что компания полностью сохранила состав, рецептуру и технологии выпуска шин после смена собственника. Сохранение резиновой смеси, которая продолжает закупаться как у тех же самых, так и у новых поставщиков, было одним из важнейших условий продолжения работы шинного завода во Всеволожске под новым именем. Где-то для поставок сырья теперь больше используются азиатские фирмы, которые были доступны заводу и ранее, еще при финнах.

В 2022 году с появлением санкций в компании было открыто 119 больших и малых проектов по адаптации производства к новым условиям. Это позволило предприятию подойти к смене собственника с работавшими еще при Nokian поставщиками сырья и добавок, которые продолжают снабжать Ikon Tyres всем необходимым по сей день. На заводе гарантируют, что сырье и материалы для изготовления шин будут ровно теми же самыми по меньшей мере в 2023—2024 году. Изменились только шипы — они новые.

Будут ли новые модели и кто их будет разрабатывать?

Новый шип для зимней резины Ikon Tyres
Источник: Ikon Tyres

Разработка новых моделей шин уже ведется своими силами. Занимающийся этим отдел R&D сформирован в 2022 году из ведущих специалистов шинных компаний, десятилетиями работавших как в российских отделениях, так и в штаб-квартирах за рубежом.

Кстати, новый шип для зимних шин Nordman 7 и Nordman 8 стал первой собственной разработкой этой команды. Новый шип с якорной посадкой отличается износостойким элементом в форме «бабочки».

Где будут испытывать шины Ikon Tyres?

Тестирование шин Ikon Tyres ведется как лабораторно, так и на полигонах в России. Пока для этого используются чужие площадки. В частности компания успела провести тесты шин на полигоне под Дмитровым и на автодроме «Игора Драйв» в Санкт-Петербурге. Есть и опыт заливки собственной ледяной площадки.

В дальнейшем же компания хочет обзавестись своим полигоном для тестирования шин. По словам гендиректора Ikon Tyres уже есть планы по поводу собственных площадок на территории Российской Федерации или за границей. Но в настоящий момент по этому направлению еще нет какой-то конкретики.

Цех вулканизации шин Ikon Tyres
Цех вулканизации шин Ikon Tyres
Цех вулканизации шин Ikon Tyres
Цех вулканизации шин Ikon Tyres
6фотографий

Когда выпущены последние шины Nokian в России?

Согласно условиям сделки завод мог производить покрышки с логотипом Nokian Tyres, а также с названиями Hakkapeliitta и Hakka только до конца марта 2023 года, когда была официально закрыта сделка по продаже шинного бизнеса новому владельцу. Все еще встречающиеся в продаже покрышки с этими названиями были выпущены до апреля этого года или остались еще прошлого года.

Шины среднего ценового сегмента под именем Nordman продолжили выпускать и после продажи завода финнами. Но с их боковин убрали надпись Nokian Tyres. Это, кстати, можно считать одним из признаков самых «свежих» шин. То есть шины Nordman без логотипа Nokian — это не подделка.

Визуальный контролькачества шин Ikon Tyres
Визуальный контролькачества шин Ikon Tyres
Визуальный контролькачества шин Ikon Tyres
Визуальный контролькачества шин Ikon Tyres
Визуальный контролькачества шин Ikon Tyres
8

Что будет с экспортом шин?

Стартовавший летом 2005 года завод во Всеволожске, производивший поначалу миллион шин в год, к 2017 году изготавливал по 17 млн покрышек за тот же период. Это примерно 80% всей легковой автомобильной резины, выпускаемой Nokian Tyres. На пике работы ⅔ всей продукции завода шло на экспорт в 40 стран мира (Европа и Северная Америка). После введения санкций поставлять шины за границу стало невозможно.

Сейчас предприятие работает примерно в половину загрузки. Старые линии были законсервированы, а самые новые продолжают функционировать. Суточное производство шин в Всеволожске на данный момент не превышает половину от максимальной. В планах предприятия возвращение к прежним объемам, выход на новые развивающиеся рынки: Ближний Восток, Южная Африка и Юго-Восточная Азия.

Резюмируем:

Новые летние шины, выпускаемые сейчас под брендом Ikon Tyres во Всеволожске, ничем не отличаются по составу, рецептуре и технологии производства от ранее изготавливавших здесь же покрышек Nokian Tyres. У них изменилось только название и дизайн боковины. То же самое можно сказать и о зимних шинах, у которых новые только шипы.

7 любопытных фактов о заводе и шинах Ikon Tyres

1

55% сотрудников завода завода Ikon Tyres работают на нем больше 10 лет.

2

Дважды в год каждый сотрудник завода может купить себе или родственникам (не на продажу) новый комплект шин со скидкой до 35−40%.

3

В зависимости от поколения станка Krupp/VMI MAXX сборка основы одной шины занимает от 30 до 50 секунд.

4

Вулканизация одной шины занимает 10 минут (при температуре 180  и давлении 15 Бар).

5

Разноцветные полосы на протекторах новых шин — это внутренняя маркировка для сотрудников завода, позволяющая различать на складе разные модели покрышек.

Маркировка протектора шин цветом
Маркировка протектора шин цветом
Маркировка протектора шин цветом
Маркировка протектора шин цветом
6фотографий
6

Летняя и зимняя резина отличается только составом протектора (более мягким или жестким) в котором до 6 слоев. Основа же летних и зимних шин одинакова.

7

Более 100 возможных дефектов производства могут выявить специалисты визуального контроля качества шин. У шины с дефектом сразу же перерезают бортовое кольцо c частью боковины, после чего отправляют ее на утилизацию.

Сергей Удачин