Кризис и дефицит 2022 года на шинном рынке, когда цены взлетели до небес, а найти подходящий вариант можно было по случаю или по знакомству, напугали многих водителей. И, тем самым, подстегнули жадность продавцов.
Но пару лет спустя ситуация в корне изменилась, а рынок заполонили новые, вполне доступные по цене покрышки. Причем в отличие от года 2023-го, когда продавали в основном китайские шины, сегодня можно найти куда более достойные варианты. А если знать «некоторые особенности» — то и любимые, хорошо знакомые бренды. Под другими уже именами.
Nokian — Ikon
Любимая многими отечественными водителями шинная фирма Nokian, чей завод в Ленинградской области обеспечивал не только российский спрос, покинула наши широты. По нашим шоферским потребностям исход финнов ударил: покрышки во Всеволожске делали отличные, и многие с большим удовольствие «голосовали рублем» именно за них. Особенно — зимние, а снег и лед у нас — до 9 месяцев в году. Страна — большая и северная.

Впрочем, грустили российские водители недолго: 24 марта 2023 года завод «Nokian» был приобретен «Татнефтью», а вместо Nokian на боковине колеса появилось новое для нас имя «Ikon». Во главе предприятия остался Андрей Пантюхов, управляющий заводом с момента его постройки в 2004 году, а все технологии и рецептуры были сохранены.
Единственное изменение — фирменный шип Nokian, который пришлось заменить на свой собственный. И если сначала у многих были сомнения в том, что «новая метла будет по новому мести», то после первой же зимы они рассеялись. Оказалось, что за новыми брендами скрывается хорошо знакомое и давно зарекомендовавшее себя качество, ничем не уступающее продукции финского бренда.
Отныне основным именем стал Ikon, а для премиальной линейки моделей, вместо Hakka и Hakkapeliita, придумали бренд Autograph. Дальнейшие изменения касаются только суббренда Nordman — постепенно его переименуют в Character.
Pirelli — Formula
В 2021 году два завода Pirelli в России — в Кирове и в Воронеже — на двоих выпускали 8 000 000 шин в год. В 2022 году итальянцы успешно «проползли» под градом санкций и запретов, убедительно обосновали необходимость остаться в России и продолжили работу. Заявление о «приостановке инвестиций» — обязательный ритуал, мимо которого не пройти. Бренд нарастил объем выпуска, занимая оказавшиеся пустыми ниши.

Прямо сейчас можно найти хорошо знакомые шины Pirelli под брендом Formula во всех популярных и наиболее востребованных размерностях. Добротные, качественные покрышки, ничем не отличимые от «авторской» шины. Кстати, именно в размерах «от 17 и выше», продукция Pirelli особенно актуальна по соотношению цена-качество.
Есть у итальянцев еще и бренд Amtel, представляющий бюджетный сегмент зимних покрышек, который по случаю возродили буквально из пепла и вывели на рынок. На данный момент Pirelli остались единственным европейским брендом, который сохранил в России и заводы, и бизнес.
Continental — Gislaved
Немцы всеми силами пытались сохранить свой завод в Калуге, даже перезапускали производство, но в марте 2023 года все же ушли. А свое производство продали холдингу S8 Capital, которому отныне принадлежит львиная доля российского шинного производства, а вместе с ним — и возможность стать лидером всего рынка. Естественно, продав завод, немцы забрали право использования бренда Continental, на смену которому пришло имя Gislaved, отныне означающее премиальное качество продукции. Права на это название перешли к S8 Capital вместе с заводом.

Относительно самой продукции предприятия никаких вопросов нет и быть не может, поскольку под брендом Gislaved в России выпускаются уже зарекомендовавшие себя шины:
- Continental Premium Contact 5 именуется Gislaved Premium Control
- Continental Ultra Contact — Gislaved Ultra Control
- Continental Cross Contact LX2 — Gislaved Terra Control
- Continental Cross Contact ATR — Gislaved Terra Control ATR
Кстати, налажен и выпуск шин Matador, бюджетного суббренда Continental, который в России именуется Torero: «поставлены на конвейер» несколько полных аналогов, как и в случае с основным брендом Gislaved:
- Torero MP 47 — Matador MP47 Hectorra 3
- Torero MP 72 — Matador MP72 Izzarda А/Т2
- Torero MP 82 — Matador MP82 Conquerra 2.
Yokohama
История с брендом Yokohama и собственным заводом в России — лучшая экранизация тезиса «молчание — золото». Японцы не делали громких заявлений и резких движений, не «хлопали дверью»: липецкий завод, построенный в 2008 году, встал в простой в 2022-м по официальной причине «сложности с логистикой». А сложности, как известно, имеют свойство быть преодолимыми: уже 10 августа 2022 года предприятие свою работу возобновило.

Год 2022 был закончен с убытками, а вот следующий 2023-й — с чистой прибылью. Несмотря на новости о подготовке предприятия к продаже, липецкий завод продолжает свою работу, а шины Yokohama в России продаются. Причем как локального производства, так и завезенные из других стран.
Michelin — Selna и Farlight
Французская шинная компания Michelin официально работала в России с 1997 года, а в марте 2022 года приостановила деятельность, в том числе — производство и восстановление шин на своем заводе в подмосковном Давыдово. В мае 2023 года было официально объявлено о продаже предприятия российскому дистрибьютору бренда ООО «Пауэр Интернэшнл Тайрс», который долгие годы был партнером Michelin в России. Весной 2024-го завод сменил название на ООО «ДАВЫДОВО компания по производству шин» (сокращенно — ООО «Давыдово»).

Еще в ноябре 2023 года стало известно о начале процедуры получения патента на два новых бренда — Selna и Farlight. Также был зарегистрирован товарный знак Flint. Ожидалось, что под этими марками на бывшем заводе Michelin будут выпускать покрышки среднего ценового сегмента, но найти их в продаже пока не удалось. Как и почитать отзывы.
Bridgestone
Завод в Ульяновске, где производилось 2,4 миллиона шин в год от 13 до 19 дюймов в диаметре, встал в марте 2022 года. Японцы заявили о поиске покупателей в октябре того же года, а в декабре 2023-го было объявлено о заключении сделки с S8 Capital, которому к тому моменту уже принадлежали заводы Continental в Калуге и Cordiant в Ярославле.

В рамках сделки российская компания получила предприятие, а также офис продаж и маркетинга Bridgestone. А вот название и товарные знаки — не передавались. Поэтому продукцию завода ждал ребрендинг, а само предприятие — перезапуск в 2024 году.
С ноября 2024 года на заводе начали выпускать летние шины Cordiant Run Tour, в феврале 2025-го к ассортименту предприятия добавлись зимние шипованные шины Gislaved Spike Control, а с марта — зимние шипованные шины Cordiant Snow Max 7000. Сейчас, как и бывший российский завод Continental в Калуге, ульяновское предприятие носит имя Gislaved.


