«Слушай свой автомобиль. Он всегда тебе подскажет, если с ним проблема». Эти слова сказал папа, когда впервые посадил меня за руль своей старенькой Хонды 20 лет назад. Простая житейская мудрость сберегла мне много денег и нервов: привычка прислушиваться к звуку двигателя и замечать изменения в поведении автомобиля помогла отловить несколько серьезных поломок на ранней стадии.
Как устроена тормозная система автомобиля
Главная задача тормозной системы — остановить автомобиль, а в случае необходимости сделать это максимально быстро. Поэтому от исправности тормозов зависит жизнь водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.
Чтобы понять, почему при нажатии на тормоз в автомобиле возникает вибрация, давайте разберемся, как устроена тормозная система автомобиля. У нас с вами нет задачи стать профессиональным автомехаником, но понимание базовых принципов всегда выручает: и на трассе, и в автосервисе.
При нажатии на педаль тормоза в системе возникает давление. Оно усиливается с помощью специальных приспособлений и по трубопроводам передается на колесные цилиндры, которые прижимают тормозные колодки к тормозным дискам. Колесо не может больше крутиться, возникает трение между шиной и дорожным покрытием, и машина останавливается.
С точки зрения физики механизм торможения во всех автомобилях одинаковый: на нас работает сила трения. Тормозные системы различаются по типу передачи усилия. В самых первых автомобилях использовалась механическая система: тормозное усилие передавалось через совокупность тросов и рычагов. В современных гидравлических тормозах для этой цели используется жидкость, в пневматических — сжатый воздух. Существуют также комбинированные тормозные системы (сочетание пневматики и гидравлики).
Дисковые и барабанные тормозные системы отличаются по принципу размещения тормозных колодок. Тормозные диски размещаются параллельно колесу и вращаются с той же скоростью. Колодки крепятся снаружи диска, и при торможении прижимаются к нему. За счет этого возникает трение, и автомобиль останавливается.
В барабанных тормозных системах вместо дисков применяется, само собой, барабан. Размещен он так же, но колодки устанавливаются внутри барабана. Барабанные тормозные системы чаще используются в бюджетных марках автомобилей или на малолитражных городских авто.
Где может появиться вибрация в автомобиле при торможении
Где именно появляется вибрация — вопрос не праздный. Для опытного автомеханика место вибрации — это половина ответа на вопрос, в чем проблема с тормозами.
- Вибрация идет на руль, возникает характерное «биение». Скорее всего, причина в износе передних тормозных дисков, либо в разболтанном рулевом механизме.
- Вибрация отдает в педаль тормоза. Проблема может быть с задними дисками или тормозными колодками.
- Вибрация по всему кузову может сигнализировать о проблемах с подвеской.
Причины вибрации автомобиля при торможении
Причины вибрации автомобиля при торможении могут быть самые разные. С некоторыми легко справиться самостоятельно, другие потребуют визита в автосервис и серьезных финансовых вливаний. Вот некоторые из них:
1. Износ тормозных колодок
Вероятно, самая частая причина вибрации при торможении. В процессе эксплуатации тормозные колодки постоянно испытывают нагрузку: нагреваются и подвергаются трению.
Способ справиться с этой проблемой один: заменить колодки. Менять их нужно так часто, как указано в руководстве по эксплуатации. Для одних марок регламентированная частота замены — 10 000−15 000 км пробега, для других — 20 000−25 000 км. Ориентируйтесь также на условия вождения и манеру езды. Некачественные дороги и постоянное резкое торможение изнашивает колодки быстрее.
2. Стирание дисков
Тормозной диск — деталь более прочная, чем колодки, но он также имеет свой срок жизни. При каждом торможении диск нагревается, и со временем структура металла деформируется: диск становится волнистым. Он уже не может обеспечить эффективное торможение, и вождение автомобиля становится опасным.
Замена тормозных дисков — процедура не дешевая. Иногда вместо нее в автосервисах предлагают расточку: волны на поверхности диска стачивают, пока он снова не станет ровным. Решение более бюджетное, чем замена, но недолговечное: истончившийся диск теряет прочность, и скорее раньше, чем позже, его все-таки придется менять.
Как правило, замена тормозных дисков происходит каждые 2−3 цикла замены колодок. Если вам приходится делать это чаще, есть повод задуматься: возможно, в автосервисе вам неправильно устанавливают колодки, слишком сильно прижимая их к диску, или фрикционная накладка колодок слишком жесткая.
3. Износ ступичного подшипника
Это одна из наиболее нагруженных деталей автомобиля, и при торможении нагрузка на него возрастает еще сильнее. Износ ступичного подшипника очень опасен: если он выйдет из строя на большой скорости, колесо может оторваться от ступицы. Так что с этой неполадкой лучше не затягивать, а сразу ехать в сервис.
4. Износ рулевого наконечника
Рулевой наконечник обеспечивает управляемость колес при поворотах. Средний срок его жизни — 30 000−40 000 километров. Для того чтобы выявить неисправность, необходимо поднимать машину на домкрат, поэтому при малейшем подозрении на проблемы с рулевым наконечником, сразу езжайте на автосервис: поломка нешуточная, может привести к полной потере управления автомобилем.
5. Деформация шин при хранении
Если вибрация при торможении началась сразу после замены шин с зимних на летние (или наоборот), причина скорее всего в том, что в процессе хранения шины потеряли форму. Это беда поправимая: через пару сотен километров шины восстановятся, и вибрация прекратится.
6. Попадание камешка в крепление колодки
Иногда в процессе движения в тормозную колодку залетают небольшие камешки. Они мешают эффективному торможению, создают вибрацию и противный визг и скрипение. Чаще всего после нескольких циклов разгона и торможения камешек вылетает обратно, и проблема исчезает.
Что делать, если появилась вибрация при торможении
Проконсультировавшись с опытными автовладельцами и механиками, мы подготовили примерный план действий в случае вибрации при торможении автомобиля.
1. Действуйте оперативно
Не нужно надеяться, что вибрация как-нибудь пройдет сама: в большинстве случаев со временем поломка только усугубится.
2. Проведите первичную диагностику
Это не значит, что нужно попытаться самостоятельно разбирать автомобиль или поднимать его на домкрат. Достаточно просто прислушаться к автомобилю и отметить признаки, которые наш эксперт описал в разделе про причины вибрации. Эта информация подскажет мастеру в автосервисе, куда смотреть в поисках поломки.
3. Обратитесь в автосервис
Времена наших отцов и дедов, которые самостоятельно чинили свои машины в гараже, остались позади. Современный автомобиль — это сложная система, требующая профессионального подхода. Вибрация при торможении — веский повод для визита в автосервис.
Профилактика поломок в тормозной системе автомобиля
Ликвидация неисправностей в тормозной системе — дело хлопотное и дорогостоящее. Сэкономить на ремонте тормозов сложно, проще предотвратить поломку. Вот несколько советов по профилактике поломок:
- Водите осторожно. Резкие разгоны и торможения сильно изнашивают не только тормозную систему, но и подвески.
- Соблюдайте регламентные сроки замены комплектующих. Изношенные колодки, если их своевременно не поменять, способны эффективно убить тормозные диски, или даже стать причиной аварии.
- При замене колодок или дисков проводите чистку тормозной системы.
- Не экономьте на комплектующих. Дешевые и некачественные тормозные колодки могут стать причиной очень серьезных поломок.
- Проверяйте тормозные суппорты. В России почти все автомобили страдают закисанием механизмов, так что процедуры по их проверке следует проводить ежегодно
Советы и рекомендации эксперта
Мнение эксперта о вибрации при торможении: что нужно знать автомобилисту.
Вибрация при торможении автомобиля может случиться с каждым. Даже если вы тщательно следите за автомобилем и регулярно проводите регламентные работы, поломка не исключена. Главное, что должен сделать водитель при появлении вибрации — обратиться в автосервис. Самые суровые поломки в моей практике случались, когда водитель не обращал внимания на посторонние шумы и тряску, рассчитывая, что всё как-нибудь само рассосется. Вибрация — это важный симптом, который нельзя игнорироват
Что нужно запомнить на случай появления вибрации при торможении автомобиля
Подведем итоги. Вот наиболее важные вещи, которые нужно знать при появлении вибрации в момент торможения автомобиля:
- Определите, в каком месте автомобиля сильнее ощущается вибрация: на руле, в педали, по всему корпусу? Эта информация поможет мастеру при поиске проблемы.
- Не откладывайте ситуацию на потом. Игнорирование вибрации может привести к серьезным поломкам, или даже к аварии.
- Не пытайтесь решить проблему самостоятельно. Тормозная система — один из ключевых элементов безопасности автомобиля, лучше доверить её профессионалам.
- Проблемы с тормозной системой проще предотвратить, чем исправить. Не забывайте о профилактике.