Вибрация при торможении: причины появления

Один из распространенных сигналов, что с машиной что-то неладно — вибрация при торможении. Ей может быть несколько причин, от банальных и легко решаемых, до очень серьезных. Каковы возможные причины большой вибрации при торможении автомобиля и как эффективно устранить проблему? Рассказываем, что вызывает вибрацию при торможении машины на скорости, в проекте Авто Mail
Анна Горностаева
Автор Авто Mail
Как устроена тормозная система
Где может появиться вибрация
Что делать, если появилась вибрация
Профилактика поломок в тормозной системе автомобиля
Советы и рекомендации эксперта
Как устроена тормозная система
Где может появиться вибрация
Что делать, если появилась вибрация
Профилактика поломок в тормозной системе автомобиля
Советы и рекомендации эксперта
Еще

«Слушай свой автомобиль. Он всегда тебе подскажет, если с ним проблема». Эти слова сказал папа, когда впервые посадил меня за руль своей старенькой Хонды 20 лет назад. Простая житейская мудрость сберегла мне много денег и нервов: привычка прислушиваться к звуку двигателя и замечать изменения в поведении автомобиля помогла отловить несколько серьезных поломок на ранней стадии.

Человек нажимает на педаль. Изображение в стиле комикса
Источник: Авто Mail

Как устроена тормозная система автомобиля

Главная задача тормозной системы — остановить автомобиль, а в случае необходимости сделать это максимально быстро. Поэтому от исправности тормозов зависит жизнь водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.

Чтобы понять, почему при нажатии на тормоз в автомобиле возникает вибрация, давайте разберемся, как устроена тормозная система автомобиля. У нас с вами нет задачи стать профессиональным автомехаником, но понимание базовых принципов всегда выручает: и на трассе, и в автосервисе.

Устройство тормозной системы
Устройство тормозной системыИсточник: Авто Mail / Mercedes-Benz

При нажатии на педаль тормоза в системе возникает давление. Оно усиливается с помощью специальных приспособлений и по трубопроводам передается на колесные цилиндры, которые прижимают тормозные колодки к тормозным дискам. Колесо не может больше крутиться, возникает трение между шиной и дорожным покрытием, и машина останавливается.

С точки зрения физики механизм торможения во всех автомобилях одинаковый: на нас работает сила трения. Тормозные системы различаются по типу передачи усилия. В самых первых автомобилях использовалась механическая система: тормозное усилие передавалось через совокупность тросов и рычагов. В современных гидравлических тормозах для этой цели используется жидкость, в пневматических — сжатый воздух. Существуют также комбинированные тормозные системы (сочетание пневматики и гидравлики).

Дисковый тормоз
Дисковый тормоз

Дисковые и барабанные тормозные системы отличаются по принципу размещения тормозных колодок. Тормозные диски размещаются параллельно колесу и вращаются с той же скоростью. Колодки крепятся снаружи диска, и при торможении прижимаются к нему. За счет этого возникает трение, и автомобиль останавливается.

Барабанный тормоз
Барабанный тормоз Источник: legion-media.ru

В барабанных тормозных системах вместо дисков применяется, само собой, барабан. Размещен он так же, но колодки устанавливаются внутри барабана. Барабанные тормозные системы чаще используются в бюджетных марках автомобилей или на малолитражных городских авто.

Где может появиться вибрация в автомобиле при торможении

Где именно появляется вибрация — вопрос не праздный. Для опытного автомеханика место вибрации — это половина ответа на вопрос, в чем проблема с тормозами.

  • Вибрация идет на руль, возникает характерное «биение». Скорее всего, причина в износе передних тормозных дисков, либо в разболтанном рулевом механизме.
  • Вибрация отдает в педаль тормоза. Проблема может быть с задними дисками или тормозными колодками.
  • Вибрация по всему кузову может сигнализировать о проблемах с подвеской.
Вибрация на руле в автомобиле
Источник: Freepik

Причины вибрации автомобиля при торможении

Причины вибрации автомобиля при торможении могут быть самые разные. С некоторыми легко справиться самостоятельно, другие потребуют визита в автосервис и серьезных финансовых вливаний. Вот некоторые из них:

Сравнение новых и старых тормозных колодок и дисков
Источник: legion-media.ru

1. Износ тормозных колодок

Вероятно, самая частая причина вибрации при торможении. В процессе эксплуатации тормозные колодки постоянно испытывают нагрузку: нагреваются и подвергаются трению.

Способ справиться с этой проблемой один: заменить колодки. Менять их нужно так часто, как указано в руководстве по эксплуатации. Для одних марок регламентированная частота замены — 10 000−15 000 км пробега, для других — 20 000−25 000 км. Ориентируйтесь также на условия вождения и манеру езды. Некачественные дороги и постоянное резкое торможение изнашивает колодки быстрее.

Комментарий эксперта: дополнительный признак изношенных колодок — металлический визг при нажатии педали тормоза.

2. Стирание дисков

Тормозной диск — деталь более прочная, чем колодки, но он также имеет свой срок жизни. При каждом торможении диск нагревается, и со временем структура металла деформируется: диск становится волнистым. Он уже не может обеспечить эффективное торможение, и вождение автомобиля становится опасным.

Замена тормозных дисков — процедура не дешевая. Иногда вместо нее в автосервисах предлагают расточку: волны на поверхности диска стачивают, пока он снова не станет ровным. Решение более бюджетное, чем замена, но недолговечное: истончившийся диск теряет прочность, и скорее раньше, чем позже, его все-таки придется менять.

Как правило, замена тормозных дисков происходит каждые 2−3 цикла замены колодок. Если вам приходится делать это чаще, есть повод задуматься: возможно, в автосервисе вам неправильно устанавливают колодки, слишком сильно прижимая их к диску, или фрикционная накладка колодок слишком жесткая.

Комментарий эксперта: помимо вибрации при торможении, при стертых тормозных дисках вы можете почувствовать, что автомобиль ощутимо уводит в сторону, возникает «биение» руля. Все это повод заехать на автосервис и поинтересоваться, что там с дисками.
Старый ржавый ступичный подшипник без одного шарика
Источник: legion-media.ru

3. Износ ступичного подшипника

Это одна из наиболее нагруженных деталей автомобиля, и при торможении нагрузка на него возрастает еще сильнее. Износ ступичного подшипника очень опасен: если он выйдет из строя на большой скорости, колесо может оторваться от ступицы. Так что с этой неполадкой лучше не затягивать, а сразу ехать в сервис.

Комментарий эксперта: характерный признак износа ступичного подшипника, помимо вибрации при торможении — заметный гул при движении вперед. Если гул усиливается при повороте руля в ту или другую сторону — там и расположен негодный подшипник.

4. Износ рулевого наконечника

Рулевой наконечник обеспечивает управляемость колес при поворотах. Средний срок его жизни — 30 000−40 000 километров. Для того чтобы выявить неисправность, необходимо поднимать машину на домкрат, поэтому при малейшем подозрении на проблемы с рулевым наконечником, сразу езжайте на автосервис: поломка нешуточная, может привести к полной потере управления автомобилем.

Комментарий эксперта: при износе рулевых наконечников вибрация при торможении сильнее всего ощущается в руле. Также возможны стуки и вибрации при проезде неровностей: например, лежачих полицейских.

5. Деформация шин при хранении

Если вибрация при торможении началась сразу после замены шин с зимних на летние (или наоборот), причина скорее всего в том, что в процессе хранения шины потеряли форму. Это беда поправимая: через пару сотен километров шины восстановятся, и вибрация прекратится.

Комментарий эксперта: по возможности заедьте на шиномонтаж и проверьте развал-схождение. Иногда причиной вибрации является неправильная балансировка.

6. Попадание камешка в крепление колодки

Иногда в процессе движения в тормозную колодку залетают небольшие камешки. Они мешают эффективному торможению, создают вибрацию и противный визг и скрипение. Чаще всего после нескольких циклов разгона и торможения камешек вылетает обратно, и проблема исчезает.

Вибрация педали тормоза в автомобиле
Источник: legion-media.ru

Что делать, если появилась вибрация при торможении

Проконсультировавшись с опытными автовладельцами и механиками, мы подготовили примерный план действий в случае вибрации при торможении автомобиля.

1. Действуйте оперативно

Не нужно надеяться, что вибрация как-нибудь пройдет сама: в большинстве случаев со временем поломка только усугубится.

2. Проведите первичную диагностику

Это не значит, что нужно попытаться самостоятельно разбирать автомобиль или поднимать его на домкрат. Достаточно просто прислушаться к автомобилю и отметить признаки, которые наш эксперт описал в разделе про причины вибрации. Эта информация подскажет мастеру в автосервисе, куда смотреть в поисках поломки.

3. Обратитесь в автосервис

Времена наших отцов и дедов, которые самостоятельно чинили свои машины в гараже, остались позади. Современный автомобиль — это сложная система, требующая профессионального подхода. Вибрация при торможении — веский повод для визита в автосервис.

Обезжиривание тормозных суппортов
Источник: legion-media.ru

Профилактика поломок в тормозной системе автомобиля

Ликвидация неисправностей в тормозной системе — дело хлопотное и дорогостоящее. Сэкономить на ремонте тормозов сложно, проще предотвратить поломку. Вот несколько советов по профилактике поломок:

  • Водите осторожно. Резкие разгоны и торможения сильно изнашивают не только тормозную систему, но и подвески.
  • Соблюдайте регламентные сроки замены комплектующих. Изношенные колодки, если их своевременно не поменять, способны эффективно убить тормозные диски, или даже стать причиной аварии.
  • При замене колодок или дисков проводите чистку тормозной системы.
  • Не экономьте на комплектующих. Дешевые и некачественные тормозные колодки могут стать причиной очень серьезных поломок.
  • Проверяйте тормозные суппорты. В России почти все автомобили страдают закисанием механизмов, так что процедуры по их проверке следует проводить ежегодно
Рабочий осматривает тормозную систему автомобиля в автосервисе
Источник: Freepik

Советы и рекомендации эксперта

Мнение эксперта о вибрации при торможении: что нужно знать автомобилисту.

Вибрация при торможении автомобиля может случиться с каждым. Даже если вы тщательно следите за автомобилем и регулярно проводите регламентные работы, поломка не исключена. Главное, что должен сделать водитель при появлении вибрации — обратиться в автосервис. Самые суровые поломки в моей практике случались, когда водитель не обращал внимания на посторонние шумы и тряску, рассчитывая, что всё как-нибудь само рассосется. Вибрация — это важный симптом, который нельзя игнорироват
Сергей
Мастер СТО

Что нужно запомнить на случай появления вибрации при торможении автомобиля

Подведем итоги. Вот наиболее важные вещи, которые нужно знать при появлении вибрации в момент торможения автомобиля:

  • Определите, в каком месте автомобиля сильнее ощущается вибрация: на руле, в педали, по всему корпусу? Эта информация поможет мастеру при поиске проблемы.
  • Не откладывайте ситуацию на потом. Игнорирование вибрации может привести к серьезным поломкам, или даже к аварии.
  • Не пытайтесь решить проблему самостоятельно. Тормозная система — один из ключевых элементов безопасности автомобиля, лучше доверить её профессионалам.
  • Проблемы с тормозной системой проще предотвратить, чем исправить. Не забывайте о профилактике.