Завод Belgee: как делают белорусские машины

Мы побывали на предприятии и посмотрели, как производятся кроссоверы Belgee X50 и Belgee X70
Вадим Гагарин
Редактор Авто Mail
Завод Belgee
Источник: BelGee

Раньше автомобильный завод Belgee (читается как «Белджи») рядом с городом Борисов в Республике Беларусь был не слишком на слуху у российских автолюбителей — о том, что тут выпускали машины марки Geely, знали немногие. Но с выходом на наш рынок кроссоверов Belgee X50 и Belgee X70 стало интересно, отличаются ли они от китайских и как их производят. Мы побывали на предприятии Belgee и все увидели своими глазами.

Belgee: что это за завод

СЗАО «Белджи» создано в 2011 году совместно Правительством Республики Беларусь и компанией Geely, а уже в феврале 2013-го состоялось официальное открытие завода на базе бывшего предприятия «Автогидроусилитель».

Завод Belgee
Источник: BelGee

Выпуск автомобилей начался с производства седанов Geely Emgrand SC7 и кроссоверов Geely Emgrand X7, а сейчас с конвейера сходят три модели: актуальный Geely Emgrand и кроссоверы Belgee X50 и X70 — бывшие Geely Coolray и Geely Atlas Pro. Кстати, на Belgee X70 мы уже поездили — читайте тест-драйв по ссылке).

Автомобили по полному циклу со сваркой и окраской кузовов здесь производят с 2017 года, но из текущей модельной линейки по такой технологии пока выпускается только компактный кроссовер Belgee X50, более крупный Belgee Х70 все еще делают методом крупноузловой сборки.

В среднем завод Belgee выпускает за две смены около 280 автомобилей (рекорд — 307 машин). В среднем на производство одного экземпляра уходит 2,5−3 часа.
В среднем завод Belgee выпускает за две смены около 280 автомобилей (рекорд — 307 машин). В среднем на производство одного экземпляра уходит 2,5−3 часа.Источник: BelGee

Но в ближайших планах Belgee — перевод на «полный цикл» и модели Х70, а также увеличение доли локальных компонентов за счет собственного выпуска пластиковых деталей и запуска цеха штамповки. Пока все кузовные элементы на Belgee приходят в готовом виде из Китая.

Как делают автомобили Belgee

Сначала готовые кузовные элементы приходят со склада в цех сварки. Кстати, все металлические детали оцинкованы, за исключением крыши и (почему-то) капота. Дальше из них «собирается» кузов — основные и самые важные процедуры выполняют 26 роботов немецкой фирмы Kuka, а сама линия спроектирована китайской компанией Jee Technology, которая занималась монтажом сварочного оборудования и для «гигафабрики» Tesla.

Завод Belgee
Источник: BelGee
Завод Belgee
Источник: BelGee

Доля автоматизации достигает 90%, но есть посты и с ручной сваркой — впрочем, вероятность ошибки там невелика, потому что рабочие действуют по шаблонам, а на самих деталях есть специальные метки для электродов. Один кузов из 120 за смену (она в сварочном цехе длится 8 часов) затем попадает в специальную лабораторию с 3D-стендом, где в течение 4 часов проводится проверка качества по контрольным точкам.

Завод Belgee
Источник: BelGee

После сварки кузов проходит полную антикоррозионную обработку — сначала погружается в ванну для так называемой «активации», затем катафорезным методом он покрывается грунтом, а дальше поступает в окрасочную камеру. Процесс окраски также автоматизирован — роботы наносят водорастворимую основу и лак. Также проводится воскование скрытых полостей, дополнительно специальная мастика наносится на днище и колесные арки.

Завод Belgee
Источник: BelGee

На заводе заявляют, что претензий относительно коррозионной стойкости они получают минимум — немного их и из России, где во многих регионах в зимнее время года используются агрессивные противоголодедные реагенты.

Завод Belgee сборка
Источник: Авто Mail
Завод Belgee сборка
Источник: Авто Mail

Окрашенный и собранный кузов попадает в цех сборки, где он постепенно превращается в готовый автомобиль. Двигатель и трансмиссия приходят на склады по отдельности, но уже также в собранном виде. Устанавливаются подвески, выпускная система, сиденья, ковровые покрытия, передняя панель и все остальные компоненты, а отдельный робот вклеивает лобовое и заднее стекла.

Завод Belgee сварка
Источник: Авто Mail

Разумеется, затем каждый выпущенный автомобиль проходит визуальный контроль качества, прогоняется через световой тоннель, «душ» для проверки герметичности, регулировку фар, заправляется техническими жидкостями и, если у инспекторов не возникло претензий, отправляется на ездовые испытания.

Проверка качества кузова проводится на специальном трехкоординатном лазерном стенде, который за 4 часа сверяет толщину сварных швов в контрольных точках с идеальной 3D-моделью
Проверка качества кузова проводится на специальном трехкоординатном лазерном стенде, который за 4 часа сверяет толщину сварных швов в контрольных точках с идеальной 3D-модельюИсточник: BelGee

Есть ли в Belgee что-то белорусское или российское?

Возникает логичный вопрос — если большинство комплектующих поставляется из Китая, то зачем вообще было переименовывать кроссоверы Geely для выпуска под собственной маркой? Но у такого решения есть ряд веских оснований.

На предприятии Belgee работает около 1700 сотрудников. Средняя зарплата рабочих составляет порядка 2300 белорусских рублей (примерно 60 тысяч российских рублей).
На предприятии Belgee работает около 1700 сотрудников. Средняя зарплата рабочих составляет порядка 2300 белорусских рублей (примерно 60 тысяч российских рублей).Источник: BelGee

Главное, что завод Belgee выкупил у Geely лицензии на X50 и X70, что позволяет им вносить изменения в конструкцию автомобилей и самостоятельно (пусть и с оглядкой на китайцев) заниматься подбором комплектующих. На предприятии есть отдел, который занимается вопросами локализации. И в ближайшие годы перед ним стоит очень много задач.

Завод Belgee
Источник: BelGee

Уже сейчас на Belgee ставят российские стекла (поставщик — «Фуяо Стекло Рус») и колеса (СКАД). Аккумуляторные батареи — «Аком» или «Зубр», шины на X50 — «Белшина». Разумеется, этого мало, поэтому в ближайшие годы, помимо штамповки кузовных деталей, планируется локализовать производство пластиковых компонентов, включая бамперы, сидений, топливного бака, обшивок и ковровых покрытий, а также автомобильных эмалей.

Завод Belgee сборка
Источник: Авто Mail

И совершенно не обязательно, что все это будет реализовано на базе сравнительно компактного предприятия Belgee (общая площадь — 118 га, а число сотрудников — 1700 человек). Между Россией и Беларусью в прошлом году подписано Соглашение о единой промышленной политике, по которому комплектующие, производящиеся в РФ или РБ, учитываются как локальные.

Ходовые испытания автомобилей после сборки включают в себя разгон до 100 км/ч и торможение, а также прохождение участка с искусственными неровностями. Дальше они проходят повторную визуальную проверку на предмет потеков технических жидкостей.
Ходовые испытания автомобилей после сборки включают в себя разгон до 100 км/ч и торможение, а также прохождение участка с искусственными неровностями. Дальше они проходят повторную визуальную проверку на предмет потеков технических жидкостей.Источник: BelGee

Это значит, что можно загрузить и реорганизовать уже имеющиеся в России заводы по производству автокомпонентов под нужды Belgee и других предприятий, которые сейчас перезапускаются после остановки в 2022 году. В дальнейшем это должно привести к восстановлению и росту смежной отрасли, что улучшит технологическую независимость от внешних поставщиков. И время на реализацию у Belgee есть — кроссоверы X50 и X70 тут планируют выпускать минимум до 2028 года.