Как форма сидений сказывается на здоровье водителя и пассажиров

Врач рассказал, на что влияет анатомия автомобильных кресел. А также какая длина, ширина и конструкция сидений оптимальна для человека за рулем.
Сергей Удачин
Редактор Авто Mail

Об автомобильных креслах можно рассказывать часами. Они бывают разного размера, формы и конструкции. Например, с отдельным подголовником, который можно регулировать. Или же красивые псевдоспортивные «ковши» с нерегулируемым интегрированным подголовником.

Салон автомобиля
Источник: Freepik.com

У них разная плотность набивки, ширина, форма и величина боковой поддержки. В тест-драйвах сиденья автомобилей часто критикуют за недостаточную длину подушки. Врач-травматолог-ортопед медицинского центра «СМ-Клиника» Алишер Зохиров рассказал проекту Авто Mail о том, какой должна быть оптимальная длина и ширина подушки для водителя и какое сиденье меньше вредит здоровью.

О правильной посадке

По словам медика, сиденье в автомобиле влияет не только на здоровье человека, но и на его безопасность. Часто после длительных поездок водители жалуются на боль в пояснице и напряженность в области плеч. От долгого пребывания в одном положении человек может испытывать ригидность (повышенный тонус мышц) шеи, боли в плечах из-за неправильной осанки, головные боли, хронический стресс, судороги стоп, слабость в мышцах и т. д.

Водитель в машине разговаривает по телефону
Источник: Freepik

«Сама форма сиденья оказывает давление на ноги, спину и ягодицы, что в дальнейшем может привести к появлению дискомфорта в этих областях и повлиять на циркуляцию крови в конечностях. При регулировке кресла следует обратить внимание на физиологические особенности водителя: рост, вес, телосложение.

Наклон спинки сиденья может варьироваться от 75° до 90° в зависимости от длительности нахождения за рулем. Для уменьшения напряжения необходимо настроить подголовник параллельно затылку. Также следует отметить, что пространства между поясницей и спинкой кресла быть не должно, высота должна быть отрегулирована так, чтобы бедра не находились ниже коленей», — объяснил врач.

О подголовниках

Отдельно регулируемые подголовники по мнению травматолога-ортопеда — это удобная опция. Такой подголовник можно настроить для поддержки шеи и головы по высоте и углу наклона с учетом индивидуальных особенностей водителя и пассажира. Это важно для предотвращения травм шейного отдела позвоночника при авариях. К недостаткам такого подголовника можно отнести сложность его настройки.

Changan Uni-T
Источник: Авто Mail

Так называемые интегрированные подголовники в уже упомянутых псевдоспортивных «ковшах» обеспечивают хорошую боковую поддержку. Но отсутствие возможности регулировки высоты и угла наклона — один из их главных недостатков. Без этого у водителя не будет правильной поддержки шеи и головы. Как следствие, поездка в кресле с интегрированным подголовником может вызвать дискомфорт и увеличить травматизацию при авариях.

О ширине и боковой поддержке

«Оптимальный вариант — если ширина кресла соответствует ширине тела водителя и пассажира, — пояснил проекту Авто Mail врач Алишер Зохиров. — Слишком узкие сиденья могут привести к появлению чувства дискомфорта и ограничивать движение, в то время как слишком широкие не обеспечат достаточную боковую поддержку.

Водитель за рулем
Источник: Freepik

Боковая поддержка нужна для того, чтобы удерживать тело человека в правильном положении при поворотах и маневрах, тем самым снижая нагрузку на мышцы и позвоночник. Однако слишком жесткие или высокие валики поддержки могут ограничивать движение и вызывать дискомфорт при длительных поездках. Боковая поддержка должна быть умеренной, обеспечивающей комфорт и поддержку без ограничения движения».

О длине подушки сиденья

«Нельзя забывать и о длине подушки сиденья, — напомнил травматолог-ортопед. — Слишком короткая может привести к усталости и дискомфорту в ногах, а еще к нарушению кровообращения. Слишком длинная подушка негативно сказывается на подколенные области, вызывая сильное давление, что также может нарушать кровообращение и вызывать дискомфорт, отеки и онемения.

Оптимальная по длине подушка должна поддерживать бедра до колен, но не оказывать давления на подколенные области. Сидя в кресле, проверьте пространство между краем подушки и подколенной областью — оно должно составлять примерно 2−3 пальца. А еще подушка должна равномерно распределять вес тела и не вызывать дискомфорта.

Подушка сиденья
Источник: Freepik

Поэтому с точки зрения медиков, лучше всего выбирать сиденья с регулируемыми подголовниками, умеренной боковой поддержкой и подушкой оптимальной длины. Это поможет обеспечить правильную поддержку тела, снизить нагрузку на мышцы и позвоночник, а также предотвратить дискомфорт и усталость при длительных поездках».