За последние пару лет мы поднаторели в китайском автопроме, и теперь на китайских выставках для нас всё больше знакомых машин. Темпы электрификации заставляют задуматься, останутся ли в КНР бензиновые автомобили для нашего рынка. Спешим успокоить: не всё так плохо.
Если бегло посмотреть на китайские (да и глобальные) новинки, покажется, что двигателям внутреннего сгорания оставили место разве что в гибридах. Однако статистика местного рынка гласит, что в нынешнем году спрос на «электрички» идет вниз — их отчасти замещают гибриды с батареями меньшего объема и с бензиновыми моторами. Китайский госплан прогнозирует резкое обострение конкуренции и, как следствие, снижение цен примерно на 10% за год. Причем отдельные модели подешевели примерно на столько же еще в первом квартале 2024 года.
Что нам с этого? Я вижу сразу три позитивных момента. Без машин с ДВС мы не останемся. Китайские производители ищут спасение в экспорте, что приведет в расширению ассортимента на нашем рынке. А конкуренция вкупе с удешевлением автомобилей в КНР, глядишь, приведет к некоторому снижению цен и в России. Поэтому новинки Пекинского автосалона я изучал с позитивом.
Haval H9
Главная для нас премьера — новое поколение внедорожника Haval H9. Судя по тому, какая толпа окружала машину оба пресс-дня, китайцам он тоже чрезвычайно интересен.
По количеству прямых углов «девятка» теперь уступает, пожалуй, только G‐классу, а по размерам (длина 5070 мм) догнала Land Cruiser 300.
Старый Н9 успел заработать хорошую репутацию в России: достаточно надежный, неплохо едущий для рамника, с хорошей проходимостью. Преемник точно будет не хуже. В частности, ему сохранили блокировки всех трех дифференциалов и понижающую передачу.
![Haval H9 Haval H9](https://resizer.mail.ru/p/8ada5c58-0f3e-5edc-ab16-ec367ecab999/AQAB1aX8Jb5Nm-qmGUTcjq7cFUPIo9hCuC9weePSJ4mLhOjf39wXqYyFgMU2l88Nv3o9EkojOtfUXnq1CegdHqmAh7w.png)
Неожиданная новость: у внедорожника будет дизель, что для легковой и недешевой китайской модели нонсенс. В качестве альтернативы бензиновому 2.0 турбо на 224 силы предусмотрен турбодизель 2.4 мощностью 186 л. с. С моторами работают 8‐ и 9‐ступенчатые автоматы соответственно. Если мотор на тяжелом топливе предложат в полном наборе комплектаций (на старом Н9 выбор был урезан), то лидера продаж предсказать несложно.
Круглые фары в квадратных рамках стали фирменной чертой новых Хавейлов. Почему-то на созданном в стране с правосторонним движением внедорожнике пятая дверь распахивается по-японски, отсекая человека от тротуара.
![Салон Haval H9 Салон Haval H9](https://resizer.mail.ru/p/e96d50d1-ce22-502a-a45d-10374087887c/AQABvQWQ_1dTwdpfQ6J--PSeIFmYMzX6c03KyCWqV4CpzXg0Yqtr30ql0mtg_uh01s-qwXcb4CPu3ljYaaWGb72VuQI.png)
Интерьер вышел на принципиально другой уровень. Дорогие материалы, по центру — «телевизор» диагональю 14,6 дюйма. Вокруг изогнутого селектора коробки передач — россыпь физических клавиш. Среди них — вот спасибо! — управление обогревом и вентиляцией сидений. А еще есть восемь программ массажа и обилие опций, делающих Haval H9 премиальной машиной без натяжек.
У нас Haval H9 появится во второй половине года. Предшественник продается за 4,1−4,3 млн рублей без учета скидок. Новинка же наверняка подопрет по цене Tank 500 и будет стоить около 5,5−6,3 млн. Не верите в такой рост? Exeed TXL и VX после заурядного рестайлинга прибавили по 1−1,5 млн.
![Haval H9 Haval H9](https://resizer.mail.ru/p/f758b31d-0016-52b7-afa8-c6e7e7477f2e/AQABMliRv3gD4I4ei2rP2GGCX_FZk50aAdv86pXQDDqQfn-I_GJ-nnY06Z--W3v-7mSkzTpEL6syKkz2YylmKTf7sBk.png)
«Девяткой» российские премьеры Хавейла не ограничатся. Начались продажи компактного кроссовера H3 длиной 4520 мм и стоимостью 2,6−3,1 млн. А под индексом Н7 до конца года появится Dargo второго поколения длиной 4705 мм, представленный год назад в Шанхае (ЗР No 6, 2023).
Jetour
В прошлом году еще только готовящаяся к запуску в России марка Jetour удивила монструозным (5,3 метра в длину) концептуальным внедорожником Т3. С тех пор Т‐серия разрослась.
Мы уже знакомы с серийным среднеразмерным кроссовером Т2. В России он продается с 245‐сильным турбомотором 2.0, роботом и полным приводом с блокировкой заднего дифференциала. На мотор-шоу показали гибридную версию Shanhai T2, внешне ничем не отличающуюся.
Двигателю 1.5 помогают два электромотора, выдавая общими усилиями 381 л. с. и 610 Н·м. Привод полный, глубина преодолеваемого брода достигает 700 мм. При вылазках на природу энергией из тяговой батареи (26,7 или 43,2 кВт·ч в зависимости от версии) можно питать разное оборудование или штатный кондиционер. А в обычных условиях аккумулятор даст до 208 км пробега на электричестве.
![Jetour Jetour](https://resizer.mail.ru/p/7daee9b2-de9f-5d17-a432-e2ce69ffb0c2/AQABZVELsO4zG9WwR2-fpQyd6ZJWhqwJo5AgN50YKEy0R48_9JHzDP8QxWOiOamMBUoNmZGm0E0gapQK2sFCKjtWqW4.png)
В Китае гибридный Jetour Shanhai T2 стоит в полтора раза дешевле, чем у нас — чисто бензиновый. Тем не менее, через год новинку обещают привезти в Россию. Также в семейство «двойки» войдет удлиненная на 250 мм версия с третьим рядом сидений — прибавка реализована за счет заднего свеса.
В I квартале 2025 года до нас доберется Jetour T1. Среди Т‐моделей он самый младший, но отнюдь не маленький: 4705×1967×1837 мм при базе 2800 мм. Рамы у Т1 нет, в базе будет турбомотор 1.5, робот и, скорее всего, передний привод. А вот старшие версии окажутся посерьезнее: с двигателем 2.0, классическим автоматом, двумя блокировками — «центра» и задней межколесной. Стиль экстерьера и салона — в духе старшей модели Т2, но с поправкой на отсутствие запаски на пятой двери.
Если Т1 выглядел полностью готовой серийной машиной, то Jetour T5 — чистой воды концепт-кар с отсутствующим интерьером. Вот это уже серьезный рамник внушительных размеров: длина 5173 мм, база 2850 мм. Выставочный образец щеголял фарами на крыше и капоте, гипертрофированно крупными накладками арок и всем положенным суровому «проходимцу» антуражем. Внедорожник планируют выпустить в виде сверхмощного гибрида отдачей за 750 сил. Возможно, появятся и версии попроще.
Интересно, что в России машину уже анонсировали под индексом Т3. И это логично, ведь «пятеркой» на нашем рынке станет... прошлогодний шанхайский прототип Jetour T3 длиной больше 5,3 м. Не удивляйтесь путанице, для китайцев подобные метания в порядке вещей.
Jaecoo
Марки Omoda, Jaecoo и Chery выступили скромно. На всех — ни одного громкого дебюта. Omoda выставила электрический кроссовер Е5, который формально справил премьеру еще год назад в Шанхае. Его российская сертификация закончена, и машина вот-вот появится у наших дилеров.
![Jetour T5 Jetour T5](https://resizer.mail.ru/p/04db434f-ee50-5b1c-aeb6-ebb0cd6829f2/AQABwMh_cQBHvTwNehEfskzFSaNkK7tK-zL-gGZ9DciJLSu7n1Ys8MqbIFlK8YExbtcDCRCCdaTxrqULRzy92alL0IE.png)
От бренда Jaecoo красовались с виду обычные кроссоверы J7 и J8. Новизна — в приставке PHEV. Это подзаряжаемые гибриды. Такие версии тоже появятся на российском рынке до конца года. Из внешних отличий только «энергосберегающие» литые диски и лючки в обоих задних крыльях. Под одним — горловина бензобака, под вторым — зарядный разъем. На обеих машинах стоит турбомотор 1.5 с электрической надстройкой.
Характеристики пока даны фрагментарно. О «семерке» известно, что она проезжает на электричестве до 88 км. По косвенным признакам можно предположить, что нутро здесь такое же, как на гибридном Chery Tiggo 7. В частности, у них одинаковый максимальный крутящий момент — 525 Н·м.
![Jetour T5 Jetour T5](https://resizer.mail.ru/p/79d9f583-af3c-5055-b1eb-fc72caa195c1/AQABW9aLpCZs13rGftFkv_E3bSmo4Je0BrVPsJZIfKOUs_hrZQveQSUHRrAWS04FpOSKrKt-pFaEsWGo8d9pHaUJG7M.png)
У Chery бензоэлектрическая версия дороже топовой переднеприводной (гибрид тоже имеет привод только на одну ось) на миллион рублей. Поэтому аналогичную доплату стоит ожидать и для Jaecoo J7 PHEV.
J8 PHEV покруче будет. У него максимум тяги составляет аж 915 Н·м, разгон до сотни заявлен за 5,4 с, а на пятой двери красуется шильдик AWD. Поэтому при цене максимальной комплектации обычного Jaecoo J8 в 5,1 млн рублей гибрид может улететь по стоимости за 6,5 млн. А это уже территория Эксида VX и Танка 500. О других новинках Chery и Jaecoo, с которыми удалось познакомиться поближе.
Hongqi
Основу производственной программы марки Hongqi составляют модели Н‐ и HS-серий (седаны и кроссоверы соответственно). Особняком стоит сверхдорогой лимузин L5 для партийной элиты Китая. Его новое поколение представили год назад. Цена машины, в пересчете на рубли, — от 63 млн.
![Hongqi Hongqi](https://resizer.mail.ru/p/cffedc21-1b09-57ae-a7fb-9fa9295bacdc/AQABCd4rmQSOWax2Z4SfTlfACAMyH8aDmutrIstnBYBqaxZBEseLGNT4uAOIKqwDWMLG6BaPrvu_Q6yG9v88ZO3ww5s.png)
Теперь линейка пополнилась второй, более демократичной моделью L1. При длине 5353 мм и колесной базе 3260 мм по статусу это «всего лишь» Mercedes-Benz S‐класса. На выбор предложат гибридные версии с турбомоторами 3.0 и 4.0, классическим автоматом и полным приводом.
![Hongqi Hongqi](https://resizer.mail.ru/p/3b7f5e81-47ef-5e42-b653-cc885db38521/AQABdDFdPEeXUeFWqIZQ9VonR7yWi2G3W2Kv5Qwxnn4elGjEsKUHR9m27cgNitb3K-rwnJ8ZkOvvYuHCz2CiJONYPNI.png)
Если закрыть глаза на странные фары и неуместный хромированный полукруг на руле «под ретро», то смотрится машина достойно. Цена наверняка окажется несколько ниже, чем на «эску» из Штутгарта.
![Hongqi Hongqi](https://resizer.mail.ru/p/193653aa-8165-574e-9c98-40ba36ad8b27/AQAByFlvZiGtuAk6B9P7RSzWByAg8_TdMYjmUPJxxBCJc2CtT4CF3xQPnsWEgJ3wx7ZXU2h7bNIWrkibCJMxUp6P1VU.png)
Geely Galaxy Starship
Geely Galaxy Starship стал предвестником будущего кроссовера длиной более 5 м. Чтобы разглядеть в нем серийную машину, придется изрядно пофантазировать: убрать исполинские колеса, добавить дверные ручки и зеркала. И уж совсем сложно представить, что в финальном варианте останутся сложные боковые двери. Мало того, что они состоят из подъемной и распашной секций, так первая еще и общая на весь борт.
![Geely Galaxy Starship Geely Galaxy Starship](https://resizer.mail.ru/p/d1baa156-44f8-5e5e-9b8a-b7829ea31a53/AQABOw3rYdyUZlh6PaK1VSrkqlbeOLKOAwv1mOArDMFCR3dXx0spQmJSwQgyxwTARObxpHYt-taakphwXcOn2Ti5zJk.png)
Интерьер больше напоминает минивэн — с раздельными креслами, которые можно вращать и вынимать.
![Geely Galaxy Starship Geely Galaxy Starship](https://resizer.mail.ru/p/d58ed98d-3931-5fd2-adc0-556bad8a330d/AQAB3yQAWnQVHXAGffgjYlatwo2rbiOPNncmkZbWitTOdVdjtya8U8ef2xa9WzQnjx2sSifEleW2T4UkDKZaX2Fu-1E.png)
Для модели анонсирована новая модульная платформа GEA с присутствием искусственного интеллекта. Заявлено, что среагировать на изменение дорожной обстановки электроника сможет всего за 4 мс. Силовая установка кроссовера будет гибридной, на базе турбомотора 1.5 при поддержке двух электродвигателей.
![Geely Galaxy Starship Geely Galaxy Starship](https://resizer.mail.ru/p/41df0b09-c822-510d-bf67-e751a29bab36/AQAB1VL33PtRNnd-ijHedKaSk4jW4wTI5ocNtmVuHvw6iuESghwAGH9RcOpo_BWCXXejk-ucwbEJfEwMgHsBA-q8EkU.png)
Xiaomi SU7
Китайские IT-гиганты и производители гаджетов давно вовлечены в автоиндустрию. Как минимум — разрабатывают программное обеспечение, а то и выступают полноценными партнерами автоконцернов. Но компания Xiaomi стала первой, представившей машину под собственным брендом. Повальная мода на кроссоверы не помешала китайцам начать с седана, получившего индекс SU7.
![Xiaomi SU7 Xiaomi SU7](https://resizer.mail.ru/p/54f1159e-6885-5627-b8f9-c0280c2e6ff4/AQABVpN9X8qA8eFE8d6e0UPRt_5xh1oI2FXpv3NUCVyIAmTnVx4RN6MQYsp1LiOBd981K6EDTJLiJVw5hQlvFnTjZck.png)
По стилю и мощности из Xiaomi получился прямой конкурент седана Porsche Taycan. Базовая версия — это один мотор на 299 сил, 5,3 с до сотни и 668 км автономности по CLTC на 74‐киловаттной батарее. На противоположном конце расположилась еще не поступившая в продажу версия мощностью 1074 л. с. с разгоном до 100 км/ч менее 2 с. У нее батарея на 101 кВт·ч, но за счет высокой мощности запас хода составляет 700 км. А вот если выбрать электромобиль с таким же аккумулятором, но «всего» 374‐сильный, то он сможет проехать уже до 900 км. Из опций — лидар, автопилот, аудиосистема из 25 динамиков, пневмоподвеска.
![Xiaomi SU7 Xiaomi SU7](https://resizer.mail.ru/p/5b9b1c2e-4e21-539f-aba6-0b603404a9e9/AQABiis8Tcj7ThRMuDVoaMxB5txVBEOFvWcQ4e6Y0PzMYxLTF9oOZm4muZjL8BsCgD-DBBxix6fd553ECP-rXMLD05k.png)
Tesla — аналог «Айфона» в автомобильном мире: основоположник нового сегмента и почти что предмет культа. Посмотрим, удастся ли Xiaomi достичь сопоставимой славы и статуса. Старт взят неплохой. Количество предварительных заказов уже на второй день перевалило за 100 тысяч.
Стенд Xiaomi на салоне был единственным, доступ к которому был сильно ограничен. Лента по всему периметру, вход только в одном месте после стояния в гигантской очереди. Я не стал тратить время и тешить пафос бренда. Коллега Юра Тимкин схитрил и сделал снимки электроседана в фирменном шоу-руме в городе.
![Xiaomi SU7 Xiaomi SU7](https://resizer.mail.ru/p/9f599492-b47b-55c0-933d-00c24da1dbd4/AQABUJe_5U53ocOop28FKA6LaIJ-V98N8mgwfuEoK-1J49GOQB64NGCGFQ5p83YKnHII5gdUY95_i4Y80KqmgDIy91U.png)
Цена располагает к ажиотажу: в переводе на наши Xiaomi SU7 стоит от 2,7 млн. Правда, в интернете уже появились отзывы первых людей, близко познакомившихся с серийной машиной, о весьма посредственном качестве сборки и других спорных моментах. Что ж, со стартапом вряд ли могло быть иначе.
Кирилл Милешкин