Минтранс готовит пакет изменений к Правилам дорожного движения. Среди прочего планируется обязать владельцев электромобилей освобождать место специальной стоянки после окончания зарядки. Сейчас такой обязанности в ПДД нет, и многие водители оставляют пункты зарядки для бесплатной парковки. Эксперты поддерживают инициативу, отмечая, что нужно будет проработать вопросы контроля нового правила.
![Работа электрической станции зарядки электромобилей на проспекте Мира Работа электрической станции зарядки электромобилей на проспекте Мира](https://resizer.mail.ru/p/8d17a4a4-6664-5728-a557-105ff57c73d5/AQABmqnxLqy6_I2GAUXaed8k-xW9DAet6uzK2pEbXxk7VmFL468UZT2Cc-hnXRvQb5UKGtnvgNtijV5Rl0mE8-LiI2k.jpg)
«Ъ» обнаружил на портале госзакупок тендер на разработку «научно обоснованных предложений по созданию и развитию единого парковочного пространства». За эту работу Агентство автомобильного транспорта (Росавтотранс, подведомственное учреждение Минтранса) готово заплатить 4,4 млн руб. Как заметил «Ъ», в техзадании к тендеру упомянута разработка поправок к Правилам дорожного движения. Среди прочего Минтранс считает необходимым зафиксировать в ПДД запрет остановки и стоянки без цели зарядки на парковочных местах, предназначенных для электромобилей. Размер штрафа за нарушение этого требования пока неизвестен, как и метод контроля.
Напомним, сейчас правила позволяют выделить для электрокаров и гибридов отдельное парковочное место — обычно около зарядных станций. Однако условия использования этих мест детально не зафиксированы, и Минтранс хочет убрать неопределенность. Главная проблема здесь — использование некоторыми водителями «зарядочных» мест для полноценной длительной парковки, говорят в пресс-службе Минтранса. «Существует правовой пробел в части невозможности организации парковок, предназначенных для зарядки, с последующим их обязательным освобождением после завершения зарядки», — отмечают там.
Обозначенная Минтрансом проблема свойственна спальным районам, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Там владельцы электромобилей вечером паркуют электромашины у станции, ставят на зарядку и уходят спать, хотя за ночь там можно было бы зарядить несколько машин. «Идея правильная, разумная, но как контролировать ее исполнение, пока непонятно, — отмечает господин Кадаков.— Допустим, есть пешие инспекторы, контролирующие парковку. У них должен быть какой-то инструментарий, чтобы понимать, что электромобиль закончил сессию и должен уезжать. Нужны будут, видимо, еще и поправки к КоАП». Сейчас, напомним, в кодексе есть общая ст. 12.9, где закреплен штраф от 500 ₽ за нарушение требований знаков и разметки.
![Работа электрической станции зарядки электромобилей на проспекте Мира Работа электрической станции зарядки электромобилей на проспекте Мира](https://resizer.mail.ru/p/06d02226-c3f0-5545-8941-d21c5b12ac59/AQAB4nKEPh_5b53k9RPdhpSI6kbk2DKOQt__l44FHYi_qYb8b02eTHeU3lsvjedUomSJt-JT45fF32Qhjwk2gjKY--g.jpg)
Проконтролировать стоянку технически будет несложно, уверен управляющий директор компании—оператора зарядных станций Punkt E Константин Алябьев. Для этого нужно обязать пользователей указывать госномер электромобиля в приложении для начала зарядки. Тогда сервер управления станциями будет передавать в систему управления парковочным пространством данные, в какой период какой электромобиль где заряжался, с точностью до секунды. «Проблема занятия парковочного места электромобилями стоит на последнем месте по актуальности и распространена только на платных парковочных местах, где использование станции дает возможность бесплатно парковаться, — считает эксперт. — На всех прочих местах электромобилисты не сильно задерживаются после завершения сессии и оставляют под лобовым стеклом свой телефон для связи».
Также он отмечает системные проблемы с уборкой снега в зимний период, из-за чего к некоторым станциям невозможно подъехать.
Еще одна планируемая поправка в рамках тендера касается не электромобилей, а такси. Она предполагает отмену запрета остановки и стоянки за 15 м от стоянки легковых такси, обозначенной желтой зигзагообразной разметкой. Зачем это нужно, в Минтрансе не поясняют. Данная норма, напомним, была введена в 2013 году (раньше запрет касался только остановок общественного транспорта).
«Стоянки такси по прямому назначению сейчас редко используют. Таксисты там, как правило, отсыпаются, а не клиентов ожидают, — пояснил “Ъ” эксперт по организации дорожного движения Евгений Литвин.— Такси сегодня вызывают в основном через приложения. Правила использования таких стоянок нужно менять, в том числе исключая запрет для остальных автомобилей парковаться на расстоянии 15 м от них».
В ТЗ приводится объяснение, зачем понадобилась разработка «научно обоснованных приложений». Улично-дорожные сети российских городов фактически не менялись с 1970—1980-х годов, когда они проектировались с учетом автомобилизации на уровне 170−180 автомобилей на 1 тыс. жителей. Сейчас этот показатель достиг 250−340 машин и продолжает расти. Отставание дорожно-транспортной сети от современных потребностей составляет приблизительно 20−25 лет, что приводит к заторам, ДТП и ухудшению экологии. Для разрешения ситуации необходим «комплексный подход», включающий изменение организации движения и системы единого парковочного пространства, сказано в конкурсной документации.
![Работа электрической станции зарядки электромобилей на проспекте Мира Работа электрической станции зарядки электромобилей на проспекте Мира](https://resizer.mail.ru/p/f6daf8dd-b838-5f41-b447-22c7a6edfee7/AQABzZ1fXeilJmf1zZ3YqzozTOMv-SR_MXUjnL9D8rZ3Lzza6CJ9p_kBTsZ2RGQbmcgZ5aP31YHlyhzEL1IC7StHHhM.jpg)
Аналогичное объяснение содержалось в ТЗ к другому тендеру Росавтотранса, который проводился в 2023 году («Ъ» сообщал о нем). Тогда учреждение заказывало мониторинг состояния парковок в городах, разработку предложений по инвентаризации парковок и созданию их реестров. Контракт на 4,9 млн руб. получила компания «Строй Инвест Проект» (производитель камер, систем контроля парковок и т. д.). Работы, которые заказываются в рамках нового тендера, связаны с ранее выполненными работами, пояснили «Ъ» в Минтрансе.
Уже разработаны, в частности, методика балльной оценки парковок в городах с населением более 250 тыс. человек, а также рекомендации для субъектов по введению реестров парковок (еще не утверждены, дорабатываются). В рамках новой работы, помимо поправок к ПДД, будет проанализировано «качество проработки мероприятий» по развитию парковочного пространства и будут разработаны методические рекомендации для субъектов по интеграции паркингов в транспортные системы.
Опрошенные «Ъ» эксперты поддерживают идеи Минтранса. Правила давно нужно актуализировать в связи с появлением новых участников движения, видов транспортных средств, цифровых сервисов, считает Евгений Литвин. Нужно, в частности, решить проблему краткосрочных остановок на 1−2 минуты для высадки пассажиров у станций метро, где стоит знак «Остановка запрещена» (за рубежом такие места называются Kiss & Ride и оснащаются специальными знаками). Сейчас высаживать пассажиров в таких местах сложно, поясняет господин Литвин, с учетом камер в зоне действия знака ПДД запрещают остановку даже на несколько секунд, в Москве штраф за это составляет 3 тыс. руб.
![Работа электрической станции зарядки электромобилей на проспекте Мира Работа электрической станции зарядки электромобилей на проспекте Мира](https://resizer.mail.ru/p/716576fc-9cc5-54ab-a11e-9f793f6ff55f/AQAB5oeyqZ7MF40zjtUkfJC-KOuRwqBbunW7VSh_GKi75hjo28fr9DdRdY3sIKTHQBjwrIhtKbuHQV4FmRejearM9vk.jpg)
«Нужно уходить от принципа “если не запрещено, то можно стоять” — это уже анахронизм, — считает член общественного совета подмосковного минтранса Андрей Мухортиков.— Припаркованный в узких проездах транспорт мешает проезду, в том числе скорой помощи, пожарным, и создает массу проблем». Эту мысль поддерживает и Евгений Литвин: «Если разрешающего знака нет, то стоянка / остановка по умолчанию должна запрещаться. Потому что сегодня водители паркуются, по сути, где хотят, блокируют междворовые проезды и т. д. Это поражает излишний правовой нигилизм и провоцирует другие нарушения».
Иван Буранов, Полина Смертина