Количество ДТП на российских дорогах снижается

Аварийность на дорогах России по итогам первого квартала сократилась на 4%, число погибших — на 2,2%. Положительный тренд сменил негативный, наблюдавшийся в прошлом году.

Тогда число ДТП росло, в том числе из-за вызванного экономическими санкциями резкого перенаправления грузопотоков с запада на восток, роста отечественного автотуризма в условиях ограничения предложений отдыха за рубежом и увеличения объемов автобусных перевозок. Эксперты призывают строить и реконструировать дорожную сеть, чтобы аварийность снижалась и дальше.

ДТП с мотоциклом
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

По итогам первых трех месяцев 2024 года число ДТП с пострадавшими сократилось на 4,4% (23,4 тыс.), погибших в них — на 2,2% (2,6 тыс. человек), раненых — на 4,4% (30 тыс.), следует из опубликованных данных ГИБДД. Лидеры по темпам снижения: Брянская область, Ингушетия, Чукотка, Тува, Чечня, Смоленская область, Адыгея.

По итогам 2023 года, напомним, число ДТП выросло на 4,5%, смертность в ДТП — на 2,4%.

ГИБДД и ученые называли комплекс причин, приведших к этому, в числе которых связанное с введением санкций перенаправление грузопотоков с запада на восток и рост популярности автотуризма в стране (опять-таки из-за ограничения предложений отдыха за рубежом). Также в 2023 году вырос грузооборот автотранспортом, увечилось количество автобусных перевозок, вновь прибавил обороты импорт праворульных авто из Японии — все эти факторы привели к росту отдельных показателей аварийности.

ДТП с такси
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

В 2020—2021 годах из-за пандемии число поездок на автомобилях сократилось, напоминает научный директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин, а в 2022—2023 годах сообщение восстанавливалось, что автоматически повлекло за собой рост ДТП на эффекте низкой базы. «Возможно, мы этот этап успешно преодолели», — предполагает господин Блинкин. Он также обращает внимание, что рост аварийности наблюдается после каждого экономического кризиса (так было в 1998, 2008 годах): не исключено, что этот фактор еще будет оказывать влияние на статистику в 2024 году, но пока произошла «адаптация».

ДТП
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

4% — изменения в пределах статистической погрешности, полагает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Водители по большей части уже ездят максимально аккуратно, самые старые небезопасные машины выпадают из эксплуатации, — говорит он.— Остались дороги. Их остро не хватает, их надо реконструировать. Все межрегиональные загородные трассы должны быть минимум четырехполосные, с отбойником и освещением». Росавтодор на днях отчитался о планах сделать четырехполосными в этом году 376 км участков, в том числе на М-2, А-108, Р-23 и других трассах.

Отдельные виды аварийности по итогам трех месяцев, однако, продолжают рост.

На 4,5% увеличилось число ДТП с участием детей, в том числе на 61% — с участием детей за рулем мотоциклов, мопедов и «других механических транспортных средств». На 14% выросло число опрокидываний авто, на 11,8% — наездов на стоящие транспортные средства. На 25% и 2,5% выросло число аварий с недостатками содержания на федеральных и региональных дорогах соответственно. Общее число ДТП продолжает увеличиваться в Сибирском, Южном, Дальневосточном федеральных округах.

ДТП каршеринг
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

2 апреля, выступая на расширенной коллегии МВД, президент Владимир Путин заявил, что в связи с восстановлением и ремонтом автодорог в регионах (в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги») потоки и скорости движения будут только расти. «Жду от ГИБДД активного внедрения передовых технологий безопасности, современных средств и способов организации движения», — заявил он. Глава МВД Владимир Колокольцев пообещал, что ведомство «задействует весь имеющийся спектр законодательных, организационных и технических средств для снижения числа дорожно-транспортных происшествий».

Иван Буранов