Так, вводится штраф в размере 20−30 тыс. руб. за управление в нетрезвом виде, 2−3 тыс. руб.— за езду вдвоем на одном транспортном средстве, 2−2,5 тыс. руб. — за создание помех пешеходам на тротуаре. «Ъ» обратил внимание, что в пакете с упомянутыми поправками вносятся изменения, касающиеся и автомобилистов. Регионам передадут полномочия самостоятельно, без ГИБДД, штрафовать водителей за проезд на красный свет, стоянку на пешеходных переходах, местах для инвалидов и автобусных остановках.
Поправки к КоАП, ужесточающие ответственность для пользователей электросамокатов и других СИМ, вчера внесли в Госдуму сенаторы Андрей Клишас, Артем Шейкин, Ирина Рукавишникова и Владимир Полетаев. Об этом вчера сообщил ТАСС господин Шейкин. Проект поправок в базе Госдумы вчера так и не появился, но «Ъ» ознакомился с их содержанием.
Напомним, специальных штрафов для пользователей СИМ сегодня нет — в кодексе они проходят в категории «иные участники движения». Санкции в этом случае варьируются от 500 до 1,5 тыс. руб. Парламентарии предложили ввести отдельные составы:
- 20−30 тыс. руб. — за управление СИМ в пьяном виде и отказ от медосвидетельствования;
- 10−15 тыс. руб. — за нанесение вреда здоровью средней тяжести в ДТП;
- 0,5−5 тыс. руб. — за превышение разрешенной скорости движения (сумма штрафа зависит от степени превышения);
- 2−3 тыс. руб. — за езду на электросамокате вдвоем или втроем.
Штраф в 2−2,5 тыс. руб. будет применяться за создание помех пешеходам на тротуаре или пешеходной зоне. Наказание в сумме 4−5 тыс. руб. предусмотрено за оставление ДТП водителем электросамоката, 500−800 ₽ — за отказ пользователя СИМ остановиться по требованию полицейского.
Еще в августе 2023 года Артем Шейкин заявил, что подготовил соответствующий законопроект. Документ был направлен в правительство, где дорабатывался в несколько этапов. В последнем отзыве кабмин отметил, что «концепция законопроекта заслуживает внимания», обратив внимание, что проектируемые составы нужно будет соотнести с ПДД. Речь, вероятно, идет о том, что в действующих правилах для пользователей СИМ нет, к примеру, прямой обязанности проходить освидетельствование и останавливаться по требованию полицейских.
Над поправками к ПДД, вводящими дополнительное регулирование СИМ, Минтранс уже работает, они должны быть готовы к 1 ноября. Правительство также выразило пожелание заранее «проработать» методы фиксации новых правонарушений.
Согласно правительственному плану, законопроект должен быть принят до 1 июля. 18 апреля уточняющие поправки (будут вноситься, вероятно, на этапе второго чтения) обсудят в ходе круглого стола в Совете федерации. Спикер Госдумы Вячеслав Володин на днях предложил наказывать штрафами также кикшеринговых операторов. Не исключено, что и эта идея найдет отражение в доработанной версии. Есть альтернативные поправки к КоАП от Мосгордумы, внесенные в феврале, но их оставили пока без движения.
Администрировать нарушения будет сложно, предупредил член Общественной палаты РФ Александр Холодов, пока не решен вопрос фиксации. «Едет пьяный на СИМ, полицейский за ним бежать, что ли, будет? — приводит он пример. — Номеров обязательных тоже нет». «Кто будет ловить? Какова допустимая степень опьянения и где это прописано? — поддержал главный редактор журнала “За рулем” Максим Кадаков. — Наехал пешеходу на ногу — это ДТП?».
В Whoosн обращают внимание, что поправки не вводят новых правил, просто повышается ответственность. «По нашим данным, более 99% всех поездок происходит без каких-либо нарушений, поэтому нововведения не коснутся подавляющего числа пользователей сервиса», — полагают в компании. В дептрансе Москвы от комментариев вчера воздержались.
Часть новых составов, согласно законопроекту, регионы будут администрировать самостоятельно, без участия ГИБДД. Речь идет, в частности, о превышении пользователями СИМ установленной скорости и езде вдвоем на одном транспортном средстве (скорее всего, для этого будут использованы камеры).
Сегодня за это штрафует только ГИБДД. Как эти нормы оказались в законопроекте, выяснить вчера не удалось, а в пояснительной записке ничего на этот счет не говорится.
Напомним, попытки передать регионам полномочия по фиксации разных составов (помимо парковки под запрещающим знаком — они уже переданы Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю) предпринимаются с 2015 года. Лоббисты этой инициативы настаивали, что ГИБДД не справляется с оформлением большого числа нарушений.
Противники опасались, что в результате количество штрафов, в том числе ошибочных, резко увеличится. Правительство РФ с подачи московских властей даже вносило в Госдуму соответствующий законопроект, который, впрочем, так и не приняли.
Иван Буранов