Единым фронтом: региональный автопром планируют объединить

В России может быть создан новый автомобилестроительный кластер

В Санкт-Петербурге, Ленинградской и Калужской областях может быть создан единый кластер, который объединит автосборочные заводы, а также предприятия по выпуску автокомпонентов в этих регионах. Этот кластер способен дать мощный импульс развитию отечественного автопрома, считают эксперты. Однако многое будет зависеть от формата этого объединения, а также преференций со стороны государства, подчеркивают специалисты. Подробности — в материале «Известий».

Производство Citroen С5 Aircross на заводе ПСМА Рус в Калуге
Источник: Авто Mail.ru

От Питера до Калуги

Президент России Владимир Путин поручил кабинету министров до 1 августа представить предложения о создании автомобилестроительного кластера. Согласно поручению, этот кластер может быть создан в Санкт-Петербурге, а также в Ленинградской и Калужской областях.

«Правительству Российской Федерации подготовить при участии правительства Санкт-Петербурга, правительства Ленинградской области и правительства Калужской области и представить предложения о создании автомобилестроительного кластера с учетом действующих в данных субъектах Российской Федерации преференциальных режимов», — говорится в поручении главы государства.

Производство Citroen С5 Aircross на заводе ПСМА Рус в Калуге
Источник: Авто Mail.ru

В Минпромторге, куда «Известия» обратились за комментариями относительно перспектив создания кластера, рекомендовали связаться с Минэкономразвития. Там оперативно ответить на запрос не смогли.

Как ранее сообщали «Известия», в начале этого года глава Минэкономразвития Максим Решетников на совещании по социально-экономическому развитию Санкт-Петербургской агломерации заявил о необходимости «создать межрегиональный кластер автомобильной промышленности между Петербургом, Ленинградской и Калужской областями». В ходе совещания с участием главы государства он также подчеркнул, что «нужно решать вопрос с простаивающими площадками бывших автомобильных производств в Петербурге».

Запустились, но не все

До недавнего времени эти регионы были своего рода локомотивами отечественного автопрома. Так, на заводах в Калужской области выпускались различные модели концерна Stellanis, марок Volkswagen, Skoda, Mitsubishi, а также грузовики Volvo и Renault. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области до весны 2022 года собирались легковые автомобили Hyundai, Kia, Nissan, Toyota, а также грузовики Scania и MAN. Еще раньше тут велось производство автомобилей Ford, Opel и Chevrolet. Кроме того, в этих регионах сконцентрировано большое количество предприятий по выпуску автокомплектующих. Например, во Всеволожске расположен бывший шинный завод Nokian, который являлся одним из крупнейших предприятий этого концерна.

Производство Citroen С5 Aircross на заводе ПСМА Рус в Калуге
Источник: Авто Mail.ru

После введения санкций в отношении нашей страны и ухода с российского рынка ряда западных автопроизводителей в 2022 году практически все предприятия автомобильной отрасли в Калужской и Ленинградской областях были остановлены. В течение последних двух лет многие из них получили новых владельцев и были перезапущены.

Так, на бывшем предприятии Nissan, который теперь называется «Автомобильный завод Санкт-Петербурга», началось производство автомобилей нового бренда XCITE, созданных на базе китайского кроссовера. На заводе Hyundai под маркой Solaris запущен выпуск хорошо известных россиянам моделей Hyundai и Kia. Концерн «Алмаз-Антей» намерен начать производство на бывшем заводе Toyota. На предприятии, где прежде делали шины Nokian, теперь производят покрышки Ikon Tyres.

Калужская область также не отстает: в конце прошлого года на бывшем заводе Volvo начали собирать автомобили «Урал». А совсем недавно на предприятии «ПСМА Рус» возобновили производство кроссоверов Citroen C5 Aircross из машинокомплектов китайского партнера.

Производство Citroen С5 Aircross на заводе ПСМА Рус в Калуге
Источник: Авто Mail.ru

Однако судьба других крупных предприятий автопрома под Калугой и Питером по-прежнему неизвестна. Несмотря на заявления губернатора Калужской области Владислава Шапши о скором возобновлении работы автозавода Vokswagen в индустриальном парке «Грабцево», производство машин там пока так и не стартовало. В «подвешенном» состоянии остаются также бывшие заводы General Motors и Ford. Ходили слухи об интересе китайского концерна GAC к предприятию GM, однако представители компании их опровергают. Что касается завода, где прежде выпускались «Фокусы» и «Мондео», то сейчас, по данным «Известий», часть его цехов занята лесопилкой.

Уравнение с неизвестными

Если у государства есть возможность помочь отрасли и загрузить современные производственные мощности по выпуску автомобилей в Калужской и Ленинградской областях, а также в Санкт-Петербурге, то ей, безусловно, надо воспользоваться, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

Производство Citroen С5 Aircross на заводе ПСМА Рус в Калуге
Источник: Авто Mail.ru

— Это достаточно гибкие производственные площадки, которые можно адаптировать к производству широкой линейки автомобилей. Если, к примеру, Минэкономразвития или другое министерство может оказать поддержку собственникам этих предприятий в привлечении инвесторов или новых партнеров, для российского автомобильного рынка и всей отрасли это, безусловно, будет благом.

Прежде всего в полной мере восстановятся рабочие места. Кроме того, появятся новые марки, модели, будут загружены локальные компонентные производства, что создаст цепочку добавленной стоимости и дополнительные налоговые поступления. Однако пока несколько непонятно, как и в каком формате может быть реализована эта инициатива. Пока нет ясности и с тем, что вкладывается в само понятие «автомобильный кластер», — подчеркнул он в беседе с «Известиями».

По мнению независимого консультанта по автопрому, больше подробностей этой идеи может появиться по мере ее проработки и подготовки предложений к дате, указанной в поручении президента — 1 августа 2024 года.

Производство Citroen С5 Aircross на заводе ПСМА Рус в Калуге
Источник: Авто Mail.ru

Похожей точки зрения придерживается и партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:

— Сама по себе идея создания автомобилестроительного кластера разумная, и я ее поддерживаю. Это может дать мощный импульс развитию как непосредственно отечественному автопрому, так и смежным отраслям. Однако пока непонятно, каким образом и какими силами будет создаваться этот кластер. Пока предприятия в Калужской, Ленинградской областях и Санкт-Петербурге либо стоят, либо работают на уровне, очень далеком от их реальной мощности, — заявил он «Известиям».

«Кластер по приказу не возникнет»

Само по себе появление межрегионального автомобилестроительного кластера будет малоэффективным без инвестиций в него, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

— По приказу «сверху» кластер не возникнет: чтобы он заработал, его участникам требуются как минимум определенные преференции со стороны государства. Кроме того, развитие автокомпонентной базы тесно связано с выпуском машин. Нет никакого смысла создавать производство бамперов, сидений, светотехники или других компонентов, если не будет гарантированных объемов поставок этих деталей и агрегатов на автозаводы. А пока «подвигов» в производстве автомобилей в Калужской и Ленинградской областях немного, — отметил он в беседе с «Известиями».

Производство Citroen С5 Aircross на заводе ПСМА Рус в Калуге
Источник: Авто Mail.ru

Поэтому в первую очередь при создании такого кластера необходимо уделять внимание выпуску конечного продукта — автомобиля. Но параллельно с этим развивать и компонентную базу, которая со временем позволит заместить импортные комплектующие, считает Максим Кадаков.

Кирилл Сазонов