Странный звук при нажатии на газ

С возрастом не молодеем ни мы, ни наши автомобили, и на каком-то этапе эксплуатации машины могут появиться посторонние звуки при нажатии на газ. Что провоцирует их появление, нужно ли с ними бороться и если да, то как — разбираемся вместе с автоэкспертом.
Кирилл Кадощук

Каждый раз, оказываясь за рулем, водитель должен прислушиваться к своему автомобилю: в какой-то момент особенно внимательные могут услышать странный звук при нажатии на газ. Предпосылок у такого явления может быть несколько, и далеко не все из них обязательно указывают на неисправность того или иного узла автомобиля. Впрочем, если отследить посторонний звук на раннем этапе и провести диагностику машины, можно избежать неприятных последствий.

Причины появления странных звуков при нажатии на педаль газа

Перед тем как начать паниковать из-за новых шумов в автомобиле, сначала надо убедиться, что стук доносится не из-под капота: посторонние звуки в моторном отсеке почти наверняка укажут на неполадки с двигателем и смежными узлами. В остальных случаях звук при нажатии на педаль газа едва ли укажет на поломку мотора. Но определить источник лишним не будет — не столько для спокойствия водителя, сколько для безопасности на дорогах общего пользования.

Руки механика, занимающегося обслуживанием автомобиля
Источник: Image by standret on Freepik

Металлический звук

Под капотом такие звуки часто указывают на нарушение зазоров клапанов газораспределительного механизма, однако если шум доносится из прочих частей автомобиля, то причина в другом. Не исключено, что звуки издает рулевая рейка: металлический стук может исходить от изношенной пластиковой втулки, в которой двигается этот узел. Если удары приходят на педаль газа, которая крепится к той же стенке, что и рулевая рейка, то ее стоит проверить и отремонтировать при необходимости.

Дребезжащий звук трещотки

Еще одним источником шума может стать шарнир равных угловых скоростей (ШРУС): приводной элемент при первых признаках неисправности начинает постукивать, а по мере дальнейшего износа его работа будет сопровождаться треском во время поворотов руля. Увы, с такими симптомами ремонта уже не избежать.

Звук воды

Если при нажатии на педаль газа в движении слышен звук воды, то не спешите из-за него переживать: как и в случае с посторонними вещами в салоне, которые во время разгона и торможения могут биться, скажем, о стенку багажника, такой шум может издавать плещущаяся в бачке стеклоомывающей жидкости (или пластиковой бутылке, спрятанной в том же багажнике) омывайка. Хотя в некоторых случаях подобные звуки может провоцировать воздушная пробка в системе охлаждения двигателя, — исключить такой сценарий позволит проверка уровня антифриза, а также креплений патрубков. Не лишним будет убедиться и в отсутствии течей со стороны печки в салоне, а также в целостности компрессора кондиционера.

Воющий звук в двигателе

Такой симптом при нажатии на педаль акселератора может быть признаком износа ремня газораспределительного механизма (ГРМ), помпы, ролика или подшипника кондиционера, усилителя руля или генератора. Установить причину можно самостоятельно, проверив все эти элементы в подкапотном пространстве с включенным двигателем. Если есть сомнения, лучше обратиться в проверенные автосервисы.

Мужчина открывает дверь старого автомобиля
Источник: Freepik

Что может издавать посторонние звуки при нажатии на газ

С таким множеством компонентов и соприкасающихся деталей в автомобиле, которые по прошествии лет активной эксплуатации начинают издавать звуки при нажатии на газ, определить виновника бывает непросто. И часто истинные источники шума находятся в довольно неожиданных местах — от двигателя и подвески до панелей салона и кузова.

1. Стук гидрокомпенсаторов

Гидрокомпенсаторы регулируют зазоры клапанов двигателя. Они могут начать стучать из-за загрязнения каналов, чересчур вязкого, старого или грязного масла, его недостатка или избытка в картере, а также из-за износа клапанов, неисправности масляного насоса. В большинстве случаев, когда шум только появляется, проблему можно решить обычной заменой масла в двигателе. Если стук остается, то не исключено, что придется поменять сами гидрокомпенсаторы.

2. Петли дверей

На старом кузове двери могут начать провисать из-за износа петель. Во время ускорений двери могут биться о пороги и стойки кузова, — в таких случаях любой резкий маневр будет сопровождаться посторонним звуком при нажатии на газ. Плотность посадки дверей необходимо проверить, и при необходимости — подтянуть петли.

3. Подвеска

Шаровые опоры, сайлент-блоки и другие соединения в подвеске могут начать стучать по мере износа. Бьющиеся во время набора скорости друг о друга элементы подвески вызывают стук во время нажатий на педаль акселератора, а также во время торможений, в поворотах и на разбитых дорогах, когда колеса попадают в ямы. Избавиться от посторонних шумов можно посредством ремонта подвески.

Багажник автомобиля набитый вещами
Источник: Freepik

Что делать при появлении посторонних звуков при нажатии на газ

Если при нажатии на педаль газа вы начали слышать посторонние звуки, то для начала надо убедиться в том, что их издают не вещи в салоне или багажнике. Когда сомнений не осталось, лучше не затягивать с диагностикой. Если самостоятельно определить причину стука не удается, то поломку стоит искать при помощи специалиста.

1. Не паниковать

Не спешите ехать в ближайший автосервис: как ни банально, но звуки могут издавать вещи в машине. Проверьте салон и багажник!

2. Найти источник

Поможет диагностика. Если своими силами ее провести не получается, обратитесь к проверенным профессионалам.

3. Устранить поломку

Если виновник найден, то оцените фронт работ и займитесь ремонтом нашумевшего узла в автомобиле.

Мастер в автосервисе ремонтирует подвеску автомобиля
Источник: Freepik

Когда нужно обращаться в сервис

В зависимости от того, какой элемент в машине издает звуки при нажатии на газ, надо принимать решение о ремонте в автосервисе. Впрочем, если едва слышные шумы начинают становиться все более громкими, то не стоит дожидаться, когда они превратятся в треск, — в таких случаях, если самостоятельный ремонт невозможен, с обращением в сервис тянуть уже не стоит. Помните: от состояния вашего автомобиля зависит безопасность на дороге!

Советы автоэксперта

Андрей Коромыслов, технический консультант в ООО «АТМ»:

— Вообще, при работе двигателя и движении автомобиля с разными скоростями можно услышать массу разных звуков: это и шум работы двигателя, и щелчки включения/выключения различных систем, шорох шин, шум, скрип или скрежет тормозных механизмов, свист ветра, рычание выхлопа. Важно понимать, какие звуки присущи нормальной работе агрегатов, а на какие стоит обратить пристальное внимание: возможно, они являются признаками неисправности.

Вопросы и ответы

Для того чтобы ответить на самые популярные вопросы о звуках при нажатии на газ, мы обратились к экспертам. Спрашивали — отвечаем!

Что может свистеть в машине при резком нажатии на газ?

Главный инженер компании E1 CARD Олег Куцобин:

— Свистящие звуки может издавать ремень генератора, насоса ГУР, компрессора кондиционера из-за естественного износа или по причине того, что он слабо натянут.

  • Натяжной ролик ремня генератора. После прогрева мотора свист может пропадать.
  • Подшипник водяного насоса. Механизм помпы может приводиться в действие при помощи ремня ГРМ, соединенного со шкивом насоса.

Самый простой способ проверки — это распылить на ремень воду. Если свист прекратится, значит проблема в нем. Решение — простая натяжка или регулировка ремней и натяжных роликов либо их замена.

Автомеханик держит ремень в руках
Источник: senivpetro on Freepik

Из-за естественного износа шестерни заднего или переднего дифференциала могут также издавать свист. Такой звук можно услышать, если нажать на педаль газа, когда происходит трение ведущей и ведомой шестерни. Кроме того, свист можно услышать при вращении рулевого колеса.

Почему появляются странные звуки при нажатии на тормоз?

Андрей Коромыслов, технический консультант в ООО «АТМ»:

— При нажатии на тормоз могут быть слышны различные нехарактерные для нормальной работы системы звуки: шорох, скрежет, скрип, свист. Причины могут быть различными, в основном вызваны проблемами с тормозными дисками и колодками.

Нажатие на педаль
Источник: legion-media / Dzmitry Kliapitski

Попадание камешков и грязи внутрь тормозного механизма — проблема может пройти сама после нескольких нажатий на тормоз при движении, камни и грязь сотрутся, и скрежещущий звук пропадет. Но после этого все равно стоит осмотреть тормозные механизмы, камни могут оставлять глубокие борозды на поверхности диска и колодки.

Если скрипящий звук слышен постоянно при нажатии на тормоз, то следует проверить тормозной диск на износ, коррозию и деформацию. Колодки к изношенной поверхности диска прилегают неплотно, и высокочастотная вибрация колодок вызывает резкий писк и скрип. Также проблема может быть вызвана и неправильной работой самого механизма: направляющие закисают в суппорте, поршень тормозного цилиндра теряет подвижность из-за коррозии.

Часто встречаются случаи, когда после установки новых тормозных колодок скрип слышен сразу. Сначала нужно дать тормозам притереться, на протяжении 100—200 км нужно избегать резких и затяжных торможений, особенно после проезда луж. Если посторонний шум не проходит, проблема может быть вызвана слишком жестким фрикционным материалом колодки, современные безасбестовые и керамические составы могут быть излишне шумными даже при нормальной эксплуатации. Также есть проблема поддельных тормозных колодок — проблемы с ними могут быть очень серьезными, вплоть до разрушения и отрыва фрикционного материала от металлической основы с последующим заклиниванием колеса. Последствия могут быть самыми печальными, на тормозах экономить не следует ни в коем случае.

В общем, если появилось ощущение наличия проблемы с тормозами и нет уверенности, что проблему можно решить самостоятельно, — обращайтесь к квалифицированным специалистам СТО, не надо ждать развития, с тормозами не шутят.

Мужчина в перчатках меняет тормозные колодки на автомобиле
Источник: legion-media.ru

Почему машина стала рычать?

Главный инженер компании E1 CARD Олег Куцобин:

— Причин может быть несколько.

1. Причина в повреждении выхлопной системы:

  • глушитель проржавел со временем или треснул;
  • могла сгнить и отвалиться труба, соединяющая глушитель с резонатором; 
  • отвалилась перегородка или труба внутри глушителя.

2. Причина в том, что двигатель работает с пропусками зажигания:

  • есть проблемы со свечами системы зажигания или другими ее элементами (бронепровода, модуль);
  • «переливают» форсунки или снижена компрессия в цилиндрах из-за изношенности поршневой группы.

Эксперты:

  • Андрей Коромыслов, технический консультант в ООО «АТМ»
  • Олег Куцобин, главный инженер компании E1 CARD