Параллельный импорт новых авто снова подорожает. С 1 апреля власти закрыли так называемый киргизский транзит, ужесточив правила по растаможке машин. За несколько дней до вступления в силу этого постановления Евразийская экономическая комиссия сообщила, что действие документов, регулирующих таможенные правила, переносится на год. Но в Минпромторге «Газете. Ру» сообщили, что эта отсрочка не касается новых правил растаможки авто. Подробности — у Даниила Бабкина.
К концу 2023 года Киргизия стала вторым по популярности маршрутом для ввоза машин в Россию после Китая, откуда в основном идут официальные поставки. Старые правила делали импорт через Бишкек более дешевым, но с 1 апреля уже неважно, где происходит растаможка машины. В итоге по стоимости эта процедура будет такой же, как если бы проходила в России. Президент Союза автомобильных дилеров Вячеслав Жигалов считает, что изменения коснутся небольшой части рынка:
«Изменения как раз и направлены на борьбу с уклонением от уплаты таможенных сборов. В других странах, возможно, путем махинаций с таможенной стоимостью эти сборы занижаются, меняются правила ввоза для физических лиц с территории ЕАЭС. Мы рассчитываем, что тем самым на рынке будет установлен сбор добросовестной конкуренции, поскольку такие машины дезориентировали покупателей, цена была ниже, причем существенно».
В феврале продажи новых легковых авто выросли почти в два раза год к году. Связывали это и с тем, что водители, опасаясь повышения цен после 1 апреля, активно скупали китайские машины у официальных дилеров. Действительно, после введения новых правил подорожают не только ввезенные через Киргизию европейские авто, но и некоторые китайские, говорит руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев:
«Например, Monjaro, который активно ввозился через Киргизию с занижением таможенной стоимости, дорожает в районе 1 млн руб. В этом случае становится абсолютно невыгодно его покупать, потому что официально завезенные Monjaro стоят столько же. И, по моим данным, Geely как раз сейчас готовится увеличить поставки официальных Monjaro, дабы забрать этот рынок. Это касается не только китайских авто, но и Audi, и BMW, и Mercedes-Benz. Например, Mercedes-Benz GLE в хорошей комплектации — плюс 1,3 млн руб.».
Последнее резкое повышение цен на иномарки было вызвано августовским решением Минпромторга, тогда заметно подняли ставки утильсбора. Недавно глава АвтоВАЗа Максим Соколов пожаловался, что китайская экспансия требует срочных действий по защите российских производителей, потому что те «пробивают утильсбор своими скидками». Не исключено, что власти поднимут ставки еще сильнее, говорит главный редактор журнала «За Рулем» Максим Кадаков:
"Повышение утилизационного сбора в августе не последнее, потому что оно не защищает полностью наших производителей. Барьер, который, оградит промышленность, — это для машин с моторами от литра до двух — примерно 600−700 тыс. руб. в расчете на прошлый год. Считаю, что промышленность нужно защищать.
Невозможно жить только на экспорте углеводородов. Но если мы закручиваем гайки, требуем повышения утилизационного сбора, а оплачивать его будут все, то тогда с нашей промышленности мы, наверное, тоже должны как-то жестче спрашивать. Если она просто будет выпускать те машины, которые выпускают сейчас, этого будет мало".
В 2023 году китайские производители заняли больше половины российского авторынка, отечественные — чуть больше трети. При этом, по данным АвтоВАЗа, в денежном выражении доля авто, проданных под брендом Lada, была ниже 11%.