Ждут отсрочки. Производители авто просят власти снова перенести утильсбор

Власти могут пойти навстречу отечественным автоконцернам и отсрочить утильсбор

Правительство рассматривает возможность пойти навстречу отечественным автоконцернам и перенести выплату утильсбора на следующий год. По мнению экспертов aif.ru, отсрочка будет получена, но от самого сбора власти не откажутся.

Бьют челом

Крупнейшие российские производители автомобилей — «АвтоВАЗ», «КАМАЗ», «ГАЗ» и «Москвич» — просят правительство повременить с перечислением утилизационного сбора в бюджет на будущий год. Причем власти, скорее всего, пойдут навстречу просителям. «Мы активно прорабатываем этот вопрос вместе с коллегами», — заявил на днях, выступая в Совете Федерации РФ, заместитель главы Минпромторга Альберт Каримов. По его словам, ведомством уже подготовлено предложение по переносу сроков уплаты утилизационного сбора автопроизводителями за четвертый квартал 2023 года и первый-второй кварталы 2024 года на декабрь 2024 года.

В России запустили сборку нового «Москвича»
В России запустили сборку нового «Москвича»
В России запустили сборку нового «Москвича»
В России запустили сборку нового «Москвича»
В России запустили сборку нового «Москвича»
22

За что платят

Принимая подобные решения, власти надеются, что этим будет оказана поддержка предприятий, производящих автомобили на территории РФ в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК). «Думаю, что для бюджета поступления от взимания сборов за утилизацию довольно существенны, учитывая, что речь идет о сотнях тысяч рублей с каждого автомобиля, в зависимости от модели, — считает независимый финансовый консультант Виталий Калугин. — Чтобы представить порядок цифр, достаточно знать, что китайских автомобилей в страну ежемесячно ввозится на $1 млрд. Так что это существенная сумма в любом случае. То, что от ее уплаты временно освобождаются отечественные автопроизводители — закономерно. Это некая мера государственной поддержки, которую оказывают власти. И они вынуждены будут делать это в дальнейшем — тем или иным способом. Насколько эта поддержка сказывается на ценах сложно сказать, но пока, боюсь, у наших производителей они растут наравне с иностранными. Так что эта субсидия автомобиль пока не удешевляет».

Утиль в цене

Уплата утилизационного сбора касается и простых автолюбителей, которых, впрочем, о подобных уступках со стороны властей пока не слышали. Более того, с 1 августа ставки по нему за ввоз новых автомобилей в Россию выросли в несколько раз. Для разных моделей они разные, но в любом случае существенны. В конце августа Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) подсчитали, что для бюджетной китайской модели Jetta VA3 ставка утильсбора составит 266 тыс. руб. при конечной цене 2 257 000 рублей. Вообще же ставки сбора поменялись для разных моделей по-разному, больнее всего они ударили по автолюбителям, желающим привезти мощные иномарки. Для машин с объемом двигателя 3−3,5 л ставка выросла с 3,4 тыс. руб. до 970 тыс. руб., а для авто с двигателем более 3,5 литра — с тех же 3 400 до 1,2 млн руб.

«Ввоз автомобилей частниками оказался практически заморожен, потому что по некоторым моделям ставка этого сбора после увеличения выросла на несколько сотен тысяч рублей, — отмечает Виталий Калугин. — Была информация о том, что некоторым покупателям пришлось даже кредиты в банках брать, чтобы заплатить этот сбор. К этому трудно относится положительно — предупреждать хотя бы надо было заранее».

Новые машины на стоянке возле автосалона
Новые машины на стоянке возле автосалона
Новые машины на стоянке возле автосалона
Новые машины на стоянке возле автосалона
6фотографий

Что в итоге

«Хочу повторить — утильсбор к утилизации никакого отношения не имеет вообще. Это просто завуалированный налог на покупку автомобиля, который для правительства давно уже стал мерой регулирования автомобильного рынка, — считает автомобильный эксперт, партнер аналитического агентства “Автостат” Игорь Моржаретто. — Его многократное увеличение в августе имело благую цель — привлечь в страну новых автопроизводителей. Но в нынешних условиях это практически невозможно, так что сбор был увеличен несвоевременно. В результате рынок “сжался”, отсюда и просьбы повременить, отложить и так далее. Но, поскольку речь идет об огромных поступлениях в бюджет, от него вряд ли откажутся».

Ранее аналогичная просьба со стороны автопроизводителей уже была удовлетворена правительством. В частности, сроку уплаты утилизационного сбора за четвертый квартал 2022 года и за три первых квартала 2023 года переносились на декабрь этого года. Так что очередной отсрочки ждать также придется недолго.

Сергей Куликов