Есть нюанс: на что смотреть, покупая подержанный автомобиль

Не все так просто, как кажется

Для абсолютного большинства россиян, единственный доступный к покупке автомобиль прямо сейчас — это подержанный. Новые стоят слишком дорого, зачастую не отвечают представлениям «о прекрасном», да и ставка рефинансирования не позволяет привлекать заемные средства — надеемся только на себя, заначку и удачу. Но рынок «вторички» тоже не блещет, а среди вполне пристойных на первый взгляд машин скрываются настоящие «троянские кони».

Покупка автомобиля
Источник: Freepik

Перед тем, как стать вторым, третьим или десятым по списку владельцем транспортного средства, стоит, конечно, залезть на многочисленные форумы в сети Интернет и почитать об особенностях и «болячках» той или иной модели, прикинуть последующие после покупки вложения и расспросить постояльцев о специфике — там обязательно расскажут. Уже подготовленным с теоретической точки зрения, можно приступать непосредственно к поиску конкретного предложения и его рассмотрению.

Выбрав нужный вариант, сегодня приобретают отчет площадки: различные «авто» и прочие «теки», которые расскажут о прошлом машины, числе аварий, истинном количестве собственников и величине скрученного пробега. По своей сути, это документ, который собран по следам машины в интернете, в котором также указывается и наличие различных обременений. Но, увы, не всегда. А ведь юридическая сторона вопроса, как правило, дороже и сложнее в решении, чем техническая.

Документы

Связавшись с продавцом, первым делом стоит попросить прислать фотографии документов на автомобиль: полноценные, чтобы видна была каждая буква и цифра. Отказывается — не стоит и разговаривать дальше, а пришлет — приступаем к подробнейшей «археологии»:

Сотрудник ГИБДД во время регистрации транспортного средства изучает ПТС автомобиля
Источник: РИА Новости

— Сам ли владелец продает?
— Дубликат ПТС или оригинал?
— Часто ли менялись собственники?
— Вносились ли изменения?
— Присутствуют ли отметки ГИБДД?
— Кто выдал ПТС?

Таможня

Паспорт транспортного средства в России могут выдать две государственные организации: ГИБДД или таможенная служба при импорте автомобиля из другой страны. Иномарка с отметкой таможни — золотой стандарт, лучший вариант для покупки, поскольку выданный полицейскими документ — в трех случаях из трех означает только одно: это дубликат. И отметка о том, что бумага выдана взамен утерянной или утраченной, а также по заполнению всех граф оригинала бесчисленным множеством владельцев, может и не стоять. Мол, забыли поставить. А ведь оригинал может быть где угодно, и при любом судебном разбирательстве именно он будет иметь первостепенное значение. Так что, готовясь к покупке иностранной машины, привезенной в Россию, стоит искать и, не побоюсь этого слова, переплатить за ПТС с таможенной печатью. Оно того стоит.

Залоги

Автомобиль, как имущество всегда дорогое, достаточно часто закладывали: в банк, в ломбард, знакомым и даже незнакомым. Как проверить на залог? Фактически — никак. Общей базы не существует, да и расписки в России не принято проводить через нотариуса, намного чаще пишут «от руки». В подтверждение чаще прочего займодатель часто берет именно ПТС: без него ездить можно, а вот с продажей будут проблемы. Однако ничто не мешает юридическому владельцу в тот же день отправиться в подразделение ГАИ, подать заявку об утере главного автомобильного документа и через весьма непродолжительное время получить дубликат. Еще одна копеечка в актив печати таможенной службы.

Дубликат ПТС
Источник: Авто Mail.ru

Весьма распространенная причина из этой же серии — невыплаченный кредит. Хозяин приобрел новую машину, платил-платил за нее, а потом внезапно перестал. Да и продал с непогашенным остатком новому владельцу, предоставив ему дубликат ПТС. Банк свое обязательно возьмет, штат юристов не просто так получает зарплату, а суд точно встанет на сторону законного владельца. Только новому покупателю от этого не легче: машину заберут, а вот получить обратно свои законные средства получится не всегда. Пожалуй, это вежливое «не всегда» стоит заменить на честное «никогда».

С появлением электронного ПТС, многие проблемы исчезли. Да, его не столь удобно получать, требуют «Госуслуги» и прочее, да и кредиторы теперь предпочитают оставлять «залог» у себя в полном объеме — целее будет. Однако со старыми машинами, обладающими еще бумажными паспортами, подобные ситуации происходят регулярно, и никто не знает, в какой момент на прошлого владельца будет подано в суд, а расписка будет подшита к делу. Кстати, покупка у официального дилера или на площадке от таких проблем не защищает, однако есть оговорочка: третий по счету покупатель ответственности за проделки недобросовестного владельца не несет. Повезет стать тем самым третьим?

Кредит
Источник: legion-media

Обременения

На любом имуществе в собственности физического или юридического лица могут быть обременения: не оплаченные штрафы и алименты, бракоразводные процессы и банкротства, не выплаченные кредиты и многое другое. Это накладывает на машину ограничения, в частности, ее нельзя будет поставить на учет. Подобное отмечается в отчетах площадок, а периодически и самими продавцами — «вечный учет». Пишут, что можно смело ездить по дорогам, не платя ни налогов, ни штрафов, однако к действительности этот посыл отношения не имеет: комплексы фотовидеофиксации определяют такие машины, отправляют сигнал на планшет ближайшего сотрудника ГИБДД, которые и останавливает счастливчика. Дальше — только штрафстоянка, выкупать машину с которой придется порой и за большую, чем при покупке, цену. Поэтому в «отстойниках» так много зачастую и очень дорогих автомобилей.

Впрочем, для поиска обременений есть весьма удобный и функциональный сервис, которым стоит воспользоваться — сайт Федеральной нотариальной палаты www.reestr-zalogov.ru/state, куда для поиска «пасхалок» достаточно ввести только VIN-код автомобиля. Обязательно к применению.

Сам автомобиль

Только проверив все вышеописанное и заручившись максимальным количеством различных и разнообразных, полученных в разных инстанциях подтверждений, стоит выходить на сделку или отправляться на СТО для диагностики. Вера в чудо, идеальный автомобиль за копейки, который вот-вот заберут менее притязательные и требовательные покупатели — для современного рынка вторичных автомобилей не актуальна: такие машины на площадки не попадают, а реализуются в узком круге родственников и друзей. Само появление объявления на сайте говорит лишь об одном: продавец желает получить максимально высокую цену за свой товар. Так что проверить транспортное средство перед покупкой стоит со всей возможной настойчивостью. Каждая вложенная копейка окупится. Как и каждая невложенная.

Александр Потапов