Первый заезд я «слил» вчистую! Едва зажегся зеленый сигнал светофора, как моя желтая Lada Vesta NG провалилась в колею, заполненную ледяной крошкой, узкие раллийные шины с «боевым» 4,5-миллиметровым шипом сорвались в бесконечную пробуксовку, а соперник умчался вперед. Во втором раунде я поступил хитрее, выиграл старт, и, казалось, маятник поединка качнулся в мою пользу, но… Впрочем, в этом году и путь к финалу оказался куда более тернистым.
Что такое «Кубок журналистов»?
В прежние времена представители автомобильных СМИ и популярные блогеры регулярно встречались друг с другом на различных соревнованиях — будь то школы контраварийного вождения вроде Audi quattro или целые чемпионаты Mazda Sport Cup, проходившие по различным гоночным трассам страны. Там можно было не просто чему-то научиться, но и в равных условиях определить, кто же все-таки быстрее.
Теперь об этом можно только вспоминать, смахивая пыль с добытых в борьбе с соперниками трофеев, но несколько лет назад появилась альтернатива — «Кубок журналистов», который устраивает Lada на своем испытательном полигоне в Сосновке. По уровню организации, подготовки техники и по своей сложности он даст фору и многим профессиональным соревнованиям!
Все начинается с трассы — две параллельных дорожки вьются между холмов, то взмывая вверх, то резко падая вниз, многие повороты очень похожи, поэтому их легко перепутать. Общая длина этой ледяной «восьмерки» (есть пересечение, где один из соперников мчит над другим по небольшому мостику) составляет 2,5 километра. Но запомнить ее — задача не из простых!
Помню свои ощущения во время дебюта в «Кубке журналистов» 2 года назад — я вечно путал повороты на разных дорожках, из-за чего в какие-то дуги заезжал слишком быстро и упирался в снежный бруствер, а в остальные, наоборот, вкатывался медленнее, чем нужно. Поэтому новичкам и дали возможность проехать еще один дополнительный заезд.
Впрочем, адаптироваться нужно и к технике. Гоночная Lada Vesta NG — точно такая же, на которых в январе соревновались лучшие пилоты страны из различных дисциплин. Тогда с перевесом всего в 0,001 секунды над Дмитрием Брагиным вторую подряд победу в Сосновке одержал Владимир Шешенин!
Под капотом — 16-клапанный двигатель ВАЗ 211262−37 объемом 1,6 литра, с которого «сняли» 170 л.с. и 175 Нм крутящего момента. Разумеется, ценой установки «злых» распредвалов, поэтому до 4 тысяч оборотов под педалью газа — звенящая пустота. Ни в коем случае нельзя падать ниже этой отметки, иначе машина не разгоняется вообще.
Коробка передач — пятиступенчатая, кулачковая, с дисковым самоблокирующимся дифференциалом. Внутри, конечно же, установлен каркас безопасности, гоночные кресла и система пожаротушения. В общем, все, как у «взрослых».
Черное золото
Но есть два изменения по сравнению c прошлогодними машинами. Первое — это черные ливреи в честь нового партнера команды Lada Sport Rosneft, государственной корпорации «Ростех». Конечно, оно носит чисто косметический характер, а заодно помогает идентифицировать конкретного пилота на трассе.
А второе, но самое важное — новые шины. Прошлогодние Pirelli Sottozero ушли на покой, им взамен пришли отечественные покрышки НИИШП, которые используются в зимних ралли и трековых гонках. И вроде все похоже — узкий и «зубастый» протектор, ощетинившийся сотнями мощных шипов с высотой рабочей части 4,5 мм. Но, как говорится, есть нюанс.
Меняюсь с Михаилом Митяевым (как и во всех соревнованиях журналистов, с нами справа сидят гонщики команды Lada Sport Rosneft, которые помогают освоить непростую трассу и дают советы по управлению «Вестой») и… на выходе из первого поворота чуть не уезжаю во внешний бруствер.
Оказалось, шины НИИШП хорошо держат в продольном направлении, но требуют более точной работой газом на выходе из поворотов. Чуть переборщил — и Vesta уходит в глубокий снос передних колес. А если «недоборщить», то Vesta сильнее замедляется в боковом скольжении и может ткнуться уже во внутренний бруствер.
Так и случилось у меня в квалификации — я перестраховался после «трамплина» на внутренней дорожке, «выставил» седан в скольжении на большой угол и так причалил передней частью в сугроб, что едва не перевернулся. А потому показал лишь третье время — вслед за Владимиром Мельниковым и Юрием Урюковым. Ровно такой же расклад, как и в моем дебютном «Кубке Журналистов»!
Три заезда в группе прошли в тренировочном режиме — я все пытался подобрать ключик к этим шинам. Но стабильности не хватало. Если в ¼ финала я уверенно поборол Александра Тычинина, то в полуфинале едва не проиграл Юрию Урюкову — в предпоследнем повороте я, казалось, совсем чуть-чуть переборщил со скоростью, вылетел в бруствер и потерял весь ход. К счастью, запаса хватило, но на финише нас разделило 0,11 секунды!
Напряженная развязка
В финал вышли я и Мельников. Первый заезд я проиграл, в том числе, из-за того, что на старте провалился в колею. Поэтому в следующей попытке я встал под таким углом, направив машину по диагонали в бруствер, что удивился даже судья. Но это сработало! Моя черная Vesta играючи улетела под зеленый сигнал светофора и спустя две сотни метров везла желтому седану Володи уже пару корпусов.
Не растерял я свое преимущество и после первого круга, чему немало удивились все выбывшие из борьбы коллеги и наши тренеры — все-таки, опыта и вката у Мельникова больше, он до сих пор продолжает выступать и в любительских зимних ралли-спринтах.
Все шло к финальному, третьему заезду за звание победителя «Кубка журналистов 2024», но за несколько поворотов до финиша я снова слишком оптимистично зашел в длинный левый поворот после трамплина на внутренней дорожке. «Весту» немного снесло под тягой, и этого оказалось достаточно, чтобы доехать до бруствера. Контакт! Обороты просели, удар по сцеплению, снова разгон. Под клетчатым флагом нас разделили 0,793 секунды!
Да, не факт, что в третьем заезде я смог бы выиграть — в нашей второй попытке Мельников тоже ошибался. Я так до конца и не понял поведения «Весты» на шинах НИИШП, хотя и показал лучшее свое время именно в финальной гонке. И недоволен не только результатом, но и собственными действиями за рулем, слишком много было ошибок. Слабое утешение — собрал всю коллекцию наград в «Кубках журналистов»: 3-е место в 2022 году, 1-е место в 2023-м и 2-е — в 2024-м.
Довольно драматичными вышли заезды в женском зачете. Лучшее время в квалификации осталось за главным редактором Авто Mail.ru Анной Левиной, которая не упустила своего лидерства и в групповых заездах, заняв первое место. Но борьба могла быть острее, если бы Александра Данилина, которая уверенно лидировала в заезде с Марией Полищук, внезапно не «убрала» свою машину в бруствер уже на финишной прямой! К счастью, это был единственный серьезный инцидент за весь день. И, наконец-то, «Кубок журналистов» обошелся без переворотов!
В суперфинале двух Владимиров — Мельникова и Шешенина — ожидаемо одержал верх двукратный победитель «Гонки чемпионов». И ходят разговоры, что организаторы планируют исключить Мельникова из участия в «Кубке журналистов» в следующем году — мол, слишком уж мало шансов у всех остальных.
Но я не согласен с этим решением, потому что всегда интересно бороться с сильными соперниками. Так что очень хочется повторить эту дуэль через год и исправить все свои ошибки. Тем более, Юрий Урюков с Максимом Кадаковым, устроившие фантастическое шоу в заездах за 3-е место, тоже горят желанием отыграться!