Азарт зашкаливает! В голове крутятся мысли: «Только бы не проспать старт и не сорвать колеса в пробуксовку». Напряжение достигает предела, загорается табличка Ready to Race и на светофоре появляется зеленый сигнал. Два желтых седана Lada Vesta срываются с места, чтобы через 3 минуты определилось главное – кто проходит дальше, а кто выбывает из борьбы. Так на полигоне в Сосновке прошел «Кубок журналистов». И по накалу страстей он ничуть не уступал «Гонке Чемпионов», где в январе соревновались лучшие пилоты страны!
Чем отличается гоночная Lada Vesta от серийной?
Эти седаны на первый взгляд отличаются от стандарных «Вест» только яркой окраской в цветах заводской команды Lada Sport Rosneft. Но внутри – голый металл кузова, трубы каркаса безопасности и два спортивных кресла с пятиточечными ремнями. Перед глазами – гоночный приборный щиток и несколько кнопок и тумблеров на центральной консоли: зажигание, стартер, отключение массы.
Щелкаю тумблером, жму кнопку и под капотом с громким «бубубу» прямоточного выхлопа оживает 16-клапанный «ВАЗовский» мотор 1.6. Агрегат с индексом 21805-37 отличается впускным коллектором NFR, «злыми» распредвалами и спортивной программой управления, которые подняли холостые обороты почти до 2 тысяч. Итог – свыше 170 л.с. и 175 Нм крутящего момента.
Трансмиссия – с пятиступенчатой кулачковой коробкой передач, главной парой с отношением 5,4, самоблокирующимся дисковым дифференциалом, усиленными приводами и металлокерамическим сцеплением. Установлены оригинальные амортизаторы и пружины Lada Sport, усилена задняя балка, даже топливный бак тут специальный – установлен в нише запасного колеса, а его объем – всего 19 литров. И, само собой, никаких электронных систем ABS и ESP.
Через жесткие опоры двигателя на кузов отчетливо передаются вибрации, в наушниках шлема – голос… Кирилла Ладыгина, восьмикратного победителя «Гонки Чемпионов». Повезло мне с тренером – ведь прежде я по трассе в Сосновке не ездил! С характерным для «кулачка» металлическим «треском» и ударом включается первая передача, попутно сразу же учусь плавно обращаться со сцеплением и выкатываюсь на трек.
Чудеса на виражах
Никакая картинка не передаст, насколько трасса в Сосновке оказалась рельефной. Спуски, подъемы, быстрые повороты за перегибами – в некоторые из них надо влетать на четвертой передаче чуть ли не с полным газом! С этим я повременил, а сначала пытался выучить конфигурацию. Задача не из простых – полный круг длиной 2,5 километра состоит из параллельных дорожек, поэтому на внешней и внутренней части все очень похоже, но при этом все виражи – абсолютно разные.
Где-то надо держаться внутри, где-то – распускать машину наружу в «слепом» повороте. Запомнить это с первого раза – невозможная задача. Попутно пришлось привыкать и к необычным шинам – была оттепель, поэтому, чтобы мы не прокатали трассу до грунта, вместо покрышек Pirelli с «боевыми» 4,5-миллиметровыми шипами поставили Pirelli попроще – с тренировочным 1,5-миллиметровым.
Так что очень здорово, что нам отрядили настоящих мастеров в «штурманские» кресла – помимо Кирилла Ладыгина, это были другие гонщики команды Lada Sport Rosneft: Михаил Митяев, Леонид Панфилов и Андрей Петухов. Без их советов в голове была бы полнейшая каша даже после пары тренировочных сессий. Впрочем, по-настоящему «вкатиться» за это время я все равно не успел.
Тем удивительнее было обнаружить себя на третьей строчке в квалификации (всего в соревновании принимало участие 16 представителей СМИ) – я уступил только более опытным Владимиру Мельникову и Юрию Урюкову. Они не просто тут ездили, а были призерами в предыдущем «Кубке журналистов», который проводился в 2019 году (в 2020-м и в 2021-м мероприятие отменили из-за пандемии).
Разгон – дело тонкое
Но квалификация – это только начало, по ее итогам 16 человек разбивают по 4 группам. Дальше начинаются «разборки» в каждой из них. И тут уже все серьезно – нужно не показать время круга, а оказаться физически впереди соперника на финише. Старт при этом – с места, по сигналу светофора.
Кажется, что тут сложного, если миллионы людей ежедневно делают это в обычной жизни. Но для максимально быстрого ускорения по льду крайне важно, чтобы колеса не сорвались в пробуксовку, а немного прокатились перед тем, как добавлять газ. «Подведи сразу сцепление к точке срабатывания и держи ногу. Обороты держи примерно на 3 тысячах», – советует мне Ладыгин.
Получается! Во всех трех групповых заездах мне удалось удачно стартовать и уже на этом немного отыграть у соперников. Но это, конечно, только часть успеха – филигранно работать педалью газа нужно на протяжении всей трассы. Чуть переборщил – сорвал колеса в пробуксовку, а это – сразу же потеря. Немного «просел», оставшись на более высокой ступени, и Vesta сразу же перестает разгоняться. Мотор-то высокооборотный!
Надежды и их крушение
В стадию заездов на выбывание (по системе плэй-офф) я вышел с первой позиции в группе, что чуть облегчило мне жизнь в ¼ финала. Хотя пришлось поволноваться – в топ-6 сразу несколько человек показали времена в пределах одной секунды! Тройка лучших так и не изменилась – мне по-прежнему немного не хватало до Юрия Урюкова, а в лидерах воцарился Владимир Мельников. Надо догонять...
Здесь уже все по-взрослому. Проиграл в заезде – оказался в рядах зрителей. За несколько минут переживаешь всю гамму эмоций! С каждым выездом мы все ускорялись и ускорялись, подстегивая друг друга и провоцируя на ошибки – скорости растут, а желание отыграться особенно сильно, когда видишь желтую машину соперника в параллельном снежном «желобе». Неудивительно, что к финишу многие машины недосчитались пластиковых элементов кузова. Но все предусмотрено: бамперы установлены на быстросъемных креплениях. Схожим образом закреплен и радиатор – в случае «лобовой атаки» сугроба он просто сдвигается с места, а потом механики защелкивают его обратно.
Добавляет перца и обязательный жребий – он решает, кто будет стартовать с более «выгодной» внутренней дорожки. В полуфинале мне не повезло. И дело даже не в том, что я вытащил из мешка бочонок с цифрой 2 (что автоматом означает внешний коридор). По сетке заездов мне пришлось сесть в другую машину, на которой я до этого не ездил. Да, по комплектующим они все одинаковые, но когда счет идет на доли секунды, то влияет вообще все. Непривычный привод педали сцепления, пробуксовка на старте – и вот уже Юрий Урюков бодро уезжает вперед. Пытаюсь догнать, больше обычного выскакиваю в поворотах наружу, цепляю бруствер и… закономерный проигрыш.
Обидно! В заездах за третье место мне снова попалась моя «знакомая» Vesta, на которой я уверенно остался с «бронзой». А времена кругов оказались лучше, чем у Урюкова, но в очной борьбе нет права на ошибку. Впрочем, до победителя, которым закономерно стал Мельников, дотянуться в тот день было невозможно – слишком уж большой у него зимний накат и опыт. Что ж, есть стимул снова начать зимние тренировки – Lada объявила, что «Кубок журналистов» состоится и в следующем году. До встречи в Сосновке!