Гоночная Lada Vesta: проверка на льду в Тольятти

На знаменитом полигоне в Сосновке прошел «Кубок журналистов». И борьба за попадание в тройку была очень жаркой!
Вадим Гагарин
Редактор Авто Mail

Азарт зашкаливает! В голове крутятся мысли: «Только бы не проспать старт и не сорвать колеса в пробуксовку». Напряжение достигает предела, загорается табличка Ready to Race и на светофоре появляется зеленый сигнал. Два желтых седана Lada Vesta срываются с места, чтобы через 3 минуты определилось главное – кто проходит дальше, а кто выбывает из борьбы. Так на полигоне в Сосновке прошел «Кубок журналистов». И по накалу страстей он ничуть не уступал «Гонке Чемпионов», где в январе соревновались лучшие пилоты страны!

Чем отличается гоночная Lada Vesta от серийной?

Эти седаны на первый взгляд отличаются от стандарных «Вест» только яркой окраской в цветах заводской команды Lada Sport Rosneft. Но внутри – голый металл кузова, трубы каркаса безопасности и два спортивных кресла с пятиточечными ремнями. Перед глазами – гоночный приборный щиток и несколько кнопок и тумблеров на центральной консоли: зажигание, стартер, отключение массы.

Узкие шины Pirelli с 1,5-миллиметровыми шипами – далеко не единственное, к чему пришлось привыкать на ходу за рулем этой гоночной «Весты»
Узкие шины Pirelli с 1,5-миллиметровыми шипами – далеко не единственное, к чему пришлось привыкать на ходу за рулем этой гоночной «Весты»Источник: Авто Mail

Щелкаю тумблером, жму кнопку и под капотом с громким «бубубу» прямоточного выхлопа оживает 16-клапанный «ВАЗовский» мотор 1.6. Агрегат с индексом 21805-37 отличается впускным коллектором NFR, «злыми» распредвалами и спортивной программой управления, которые подняли холостые обороты почти до 2 тысяч. Итог – свыше 170 л.с. и 175 Нм крутящего момента.

Кресла установлены на салазках, чтобы можно было быстро отрегулировать посадку под каждого из участников. Руль тоже можно опустить или поднять
Кресла установлены на салазках, чтобы можно было быстро отрегулировать посадку под каждого из участников. Руль тоже можно опустить или поднятьИсточник: Авто Mail

Трансмиссия – с пятиступенчатой кулачковой коробкой передач, главной парой с отношением 5,4, самоблокирующимся дисковым дифференциалом, усиленными приводами и металлокерамическим сцеплением. Установлены оригинальные амортизаторы и пружины Lada Sport, усилена задняя балка, даже топливный бак тут специальный – установлен в нише запасного колеса, а его объем – всего 19 литров. И, само собой, никаких электронных систем ABS и ESP.

Через жесткие опоры двигателя на кузов отчетливо передаются вибрации, в наушниках шлема – голос… Кирилла Ладыгина, восьмикратного победителя «Гонки Чемпионов». Повезло мне с тренером – ведь прежде я по трассе в Сосновке не ездил! С характерным для «кулачка» металлическим «треском» и ударом включается первая передача, попутно сразу же учусь плавно обращаться со сцеплением и выкатываюсь на трек.

Чудеса на виражах

Никакая картинка не передаст, насколько трасса в Сосновке оказалась рельефной. Спуски, подъемы, быстрые повороты за перегибами – в некоторые из них надо влетать на четвертой передаче чуть ли не с полным газом! С этим я повременил, а сначала пытался выучить конфигурацию. Задача не из простых – полный круг длиной 2,5 километра состоит из параллельных дорожек, поэтому на внешней и внутренней части все очень похоже, но при этом все виражи – абсолютно разные.

Lada Vesta
Lada Vesta
Lada Vesta
Lada Vesta

Где-то надо держаться внутри, где-то – распускать машину наружу в «слепом» повороте. Запомнить это с первого раза – невозможная задача. Попутно пришлось привыкать и к необычным шинам – была оттепель, поэтому, чтобы мы не прокатали трассу до грунта, вместо покрышек Pirelli с «боевыми» 4,5-миллиметровыми шипами поставили Pirelli попроще – с тренировочным 1,5-миллиметровым. 

Так что очень здорово, что нам отрядили настоящих мастеров в «штурманские» кресла – помимо Кирилла Ладыгина, это были другие гонщики команды Lada Sport Rosneft: Михаил Митяев, Леонид Панфилов и Андрей Петухов. Без их советов в голове была бы полнейшая каша даже после пары тренировочных сессий. Впрочем, по-настоящему «вкатиться» за это время я все равно не успел.

Несмотря на всю сложность трассы и коварные повороты, серьезных происшествий за два дня практически не было. Но одну «Весту» все же перевернули, причем уже после взмаха финишным флагом! Выход на стартовую прямую тут сложный, с перегибом и небольшим доворотом. К счастью, в этом эпизоде никто не пострадал, кроме самой машины
Несмотря на всю сложность трассы и коварные повороты, серьезных происшествий за два дня практически не было. Но одну «Весту» все же перевернули, причем уже после взмаха финишным флагом! Выход на стартовую прямую тут сложный, с перегибом и небольшим доворотом. К счастью, в этом эпизоде никто не пострадал, кроме самой машиныИсточник: Авто Mail

Тем удивительнее было обнаружить себя на третьей строчке в квалификации (всего в соревновании принимало участие 16 представителей СМИ) – я уступил только более опытным Владимиру Мельникову и Юрию Урюкову. Они не просто тут ездили, а были призерами в предыдущем «Кубке журналистов», который проводился в 2019 году (в 2020-м и в 2021-м мероприятие отменили из-за пандемии).

Разгон – дело тонкое

Но квалификация – это только начало, по ее итогам 16 человек разбивают по 4 группам. Дальше начинаются «разборки» в каждой из них. И тут уже все серьезно – нужно не показать время круга, а оказаться физически впереди соперника на финише. Старт при этом – с места, по сигналу светофора.

Параллельный старт с места вносит не только элемент зрелищности, нужно сохранять максимум спокойствия, чтобы не допустить фальстарт или сильную пробуксовку колес
Параллельный старт с места вносит не только элемент зрелищности, нужно сохранять максимум спокойствия, чтобы не допустить фальстарт или сильную пробуксовку колесИсточник: Lada

Кажется, что тут сложного, если миллионы людей ежедневно делают это в обычной жизни. Но для максимально быстрого ускорения по льду крайне важно, чтобы колеса не сорвались в пробуксовку, а немного прокатились перед тем, как добавлять газ. «Подведи сразу сцепление к точке срабатывания и держи ногу. Обороты держи примерно на 3 тысячах», – советует мне Ладыгин.

Получается! Во всех трех групповых заездах мне удалось удачно стартовать и уже на этом немного отыграть у соперников. Но это, конечно, только часть успеха – филигранно работать педалью газа нужно на протяжении всей трассы. Чуть переборщил – сорвал колеса в пробуксовку, а это – сразу же потеря. Немного «просел», оставшись на более высокой ступени, и Vesta сразу же перестает разгоняться. Мотор-то высокооборотный!

Надежды и их крушение

В стадию заездов на выбывание (по системе плэй-офф) я вышел с первой позиции в группе, что чуть облегчило мне жизнь в ¼ финала. Хотя пришлось поволноваться – в топ-6 сразу несколько человек показали времена в пределах одной секунды! Тройка лучших так и не изменилась – мне по-прежнему немного не хватало до Юрия Урюкова, а в лидерах воцарился Владимир Мельников. Надо догонять...

Lada Vesta
Lada Vesta
Lada Vesta
lada vesta

Здесь уже все по-взрослому. Проиграл в заезде – оказался в рядах зрителей. За несколько минут переживаешь всю гамму эмоций! С каждым выездом мы все ускорялись и ускорялись, подстегивая друг друга и провоцируя на ошибки – скорости растут, а желание отыграться особенно сильно, когда видишь желтую машину соперника в параллельном снежном «желобе». Неудивительно, что к финишу многие машины недосчитались пластиковых элементов кузова. Но все предусмотрено: бамперы установлены на быстросъемных креплениях. Схожим образом закреплен и радиатор – в случае «лобовой атаки» сугроба он просто сдвигается с места, а потом механики защелкивают его обратно.

Контент недоступен

Добавляет перца и обязательный жребий – он решает, кто будет стартовать с более «выгодной» внутренней дорожки. В полуфинале мне не повезло. И дело даже не в том, что я вытащил из мешка бочонок с цифрой 2 (что автоматом означает внешний коридор). По сетке заездов мне пришлось сесть в другую машину, на которой я до этого не ездил. Да, по комплектующим они все одинаковые, но когда счет идет на доли секунды, то влияет вообще все. Непривычный привод педали сцепления, пробуксовка на старте – и вот уже Юрий Урюков бодро уезжает вперед. Пытаюсь догнать, больше обычного выскакиваю в поворотах наружу, цепляю бруствер и… закономерный проигрыш.

Третье место в Сосновке с первой попытки – результат, наверное, не самый плохой. Но для попадания на высшую ступень нужно тренироваться
Третье место в Сосновке с первой попытки – результат, наверное, не самый плохой. Но для попадания на высшую ступень нужно тренироватьсяИсточник: Lada

Обидно! В заездах за третье место мне снова попалась моя «знакомая» Vesta, на которой я уверенно остался с «бронзой». А времена кругов оказались лучше, чем у Урюкова, но в очной борьбе нет права на ошибку. Впрочем, до победителя, которым закономерно стал Мельников, дотянуться в тот день было невозможно – слишком уж большой у него зимний накат и опыт. Что ж, есть стимул снова начать зимние тренировки – Lada объявила, что «Кубок журналистов» состоится и в следующем году. До встречи в Сосновке!