Почему из зимних шин вылетают шипы

Шипованная резина — важный атрибут безопасности на зимней дороге, особенно когда движение происходит по нерасчищенным трассам, скользким подъемам, спускам и наледи. Чтобы «шиповка» прослужила дольше, следует придерживаться четких правил, некоторые из которых не вполне очевидны

До 2016 года шины для российского рынка оснащались стальными шипами, однако они серьезно изнашивали дорожное покрытие. Сейчас в производстве современной зимней резины чаще всего используются более мягкие алюминиевые шипы, которым непросто в российских условиях. Отсюда — следующие рекомендации.

Шипованная шина
Источник: legion-media / Antoni Zolnierkiewicz

Обкатка

Прежде всего, новые шипованные покрышки необходимо обкатать, чтобы каждый шип нашел оптимальное место в протекторе, а его выступающие кромки правильно сточились.

Для этого после монтажа шины обязательно необходимо накачать до нормативного давления и отбалансировать. После установки комплекта на автомобиль необходимо первые 500 км ездить в спокойном режиме, избегая резких стартов, экстренных торможений, быстрого прохождения поворотов и активных ускорений. Желательно обкатывать резину на трассе, вне плотного трафика.

Крейсерская скорость движения не должна превышать 100 км/ч. Также не стоит первое время ездить на «шиповке» по сухому асфальту.

Запрет на агрессивную езду

Агрессивная езда в случае с шипованными покрышками противопоказана и после обкатки. Следует следить, чтобы пробуксовка, особенно на сухом асфальте была минимальной. При езде по проселку и разбитым дорогам главный враг «шиповки» — выбоины, особенно с острыми краями, а в городе также трамвайные пути, лежачие полицейские и дорожные стыки. Такой рельеф способствует активному выпадению шипов из посадочных мест.

На «шиповке» также нежелательно ездить с высокой скоростью — это еще один фактор быстрого выпадения стальных элементов. Если у автомобиля механическая коробка передач, рекомендуется чаще использовать торможение двигателем. Еще один запрет на активную езду с «шиповками» — во время сильных заморозков. Из-за холода резина теряет эластичность, и полимеры хуже удерживают металлические «когти».

Паркуйтесь правильно

Шипы могут разбалтываться даже при неправильной парковке. С бордюрами и прочими неровностями на парковочном месте контактировать не стоит. Чтобы забраться на такие выступы, придется буксовать: из-за этого шипы могут пострадать.

Также следует изжить такую вредную привычку, как активное вращение рулем, когда машина стоит на голом асфальте. Дело в том, что когда резина задубела и потеряла эластичность, основную нагрузку принимают на себя именно металлические шипы передних колес. По той же причине не следует совершать активных маневров первые пару километров после начала движения. В этот период нагрузка на шипы растет, а резина еще не прогрелась.

Давления в шинах
Источник: Freepik

Проверяйте давление

Необходимо также регулярно проверять давление в шинах. Казалось бы, это мелочь. Однако по факту, и недокачка, и перекачка при возрастании нагрузок в пятне контакта провоцируют повышенное давление на шип.

Особенно вредно ездить с подспущенными шинами. При резких стартах, торможениях и на виражах резина, условно говоря, подламывается, удерживающие шипы колодцы деформируются, и стальные элементы выдавливаются из посадочных гнезд. Отсюда вывод: хотите продлить шиповке, регулярно подкачивайте шины до нужных значений.

Смотрите на термометр

Шипы начинают куда активнее вылетать из резины, если машина эксплуатируется при температуре более высокой, чем заложено в техзадании. Даже резвый выезд по эстакаде из теплого подземного гаража — дополнительная нагрузка на «шиповку». То же касается эксплуатации «шиповки» весной и тем более летом при плюсовой температуре. В этом случае тормозной путь автомобиля увеличивается, и шипы удерживаются в седлах значительно хуже, чем в устойчивый «минус».

Шины
Источник: legion-media

Храните правильно

Чтобы продлить срок жизни шипованной резины, ее нужно правильно хранить в теплые сезоны. Колеса не стоит держать на балконе, хотя именно так делает большинство владельцев. Здесь резина подвергается повышенному воздействию ультрафиолета, разрушающего полимеры. Так что, как минимум, спрячьте резину в специальные мешки для хранения колес.

Также категорически не рекомендуется хранить шины рядом с источниками тепла (батареями, печками, включенными масляными радиаторами и т. д.). Эти устройства сушат воздух, что также вредно для колес. Хранение резины в раскаляющемся летом металлическом боксе тоже не пойдет на пользу резине. Не лучшим решением будет хранение шин в сырости — это вызовет коррозию шипов.

Идеально держать резину в температурном диапазоне от +10 до +25°С и влажности воздуха 60-80%.

Стоит ли делать дошиповку

Что же делать, если добрая половина шипов выпала? Прежде всего, шипованная шина, утратившая когти, не превращается в аналог фрикционной модели из-за иного состава резиновой смеси. Однако «беззубые» покрышки в большинстве случаев можно доошиповать — установить так называемые ремонтные шипы. При этом нужно учитывать остаточную высоту протектора. Она должна быть не меньше 7 мм.

Еще одно требование — возраст покрышки, подходящий для дошиповки. Она должна быть не старше пяти лет с момента выпуска. Если требования соблюдены, можно доошиповать резину либо в шиномонтажной мастерской, либо своими силами.

Для такой работы потребуется устройство, называемое «дошипун». Оно позволяют механизировать процесс с помощью шуруповерта или дрели. Единственный недостаток ручной установки шипов — это существенные затраты времени.

Александр Потапов