Замкнуть концы: ввоз автомобилей по альтернативным каналам снижается

Сохранятся ли поставки автомобилей по параллельному импорту

Количество автомобилей, поставляемых в нашу страну по параллельному импорту, сокращается. Этому способствуют повышение ставок утилизационного сбора, отмена в ряде случаев льгот по его уплате для импортеров-физлиц, а также введение новых правил оформления машин, ввезенных по неофициальным каналам. Доля «параллельных» автомобилей на российском рынке будет снижаться, однако полностью они не исчезнут, считают эксперты. Подробности — в материале «Известий».

Доли падают

В России снижается доля продаж автомобилей, ввезенных по параллельному импорту. К такому выводу пришли эксперты аналитического агентства «Автостат». По данным агентства, в ноябре на автомобили, поставленные по альтернативным каналам, пришлось всего 8% общего количества проданных новых машин. В октябре этот показатель составлял 11%.

Автодилер
Автомобили Volvo в салоне официального дилера
Автомобили Volvo в салоне официального дилера
Автомобили Volvo в салоне официального дилера
Автомобили Volvo в салоне официального дилера
7

Специалисты отмечают, что в течение года динамика ввоза машин по параллельному импорту была непостоянной. Так, в начале года такие авто занимали примерно 10% от объема рынка. Заметный скачок отмечался в конце зимы — начале весны, когда параллельный импорт вырос почти на треть.

Пик популярности «неофициальных» автомобилей пришелся на середину лета, когда их доля доходила до 13−15%. Затем это соотношение начало сокращаться, и сейчас они уже занимают даже меньшую часть рынка, чем год назад (в конце 2022 года на них приходилось около 9%).

Ограничить параллели

Снижение доли «альтернативных» автомобилей в первую очередь связано с рядом решений, принятых недавно российским властями, считают опрошенные «Известиями» эксперты. Одним из ключевых факторов стало повышение ставок утилизационного сбора, считает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр.

— В большей степени в рамках параллельного импорта к нам поставлялись автомобили премиального сегмента с двигателями большого объема. В отношении моделей с моторами объемом свыше 3 л ставки утильсбора выросли сильнее всего. Разумеется, это привело к подорожанию таких машин, — рассказал он «Известиям».

Читайте также
Chery Arrizo
Тест-драйв Chery Arrizo 8 — заменит ли китайский седан популярную Camry
Новый «бизнес-седан» за 3,5 миллиона вторгается в практически пустой сегмент. Станет ли он доминировать в нем?

Одновременно с увеличением размера утилизационного сбора был изменен и порядок его уплаты. Импортеры-физлица теперь могут воспользоваться льготными ставками, только если ввозят машину для личного пользования, напомнил вице-президент НАС. В случае если «физик» в течение года ввезет в Россию более одного автомобиля, а также если машина пробудет в его собственности менее года, ему придется оплачивать утильсбор уже по гораздо более высоким ставкам, которые действуют для импортеров — юридических лиц. Аналогичное требование действует и в случае, когда машина была ввезена на территорию государства EAЭС юрлицом, а затем импортирована в Россию «физиком».

Уплата утилизационного сбора по полной ставке установлена в отношении автомобилей, импортированных на территорию ЕАЭС юридическими лицами и в дальнейшем ввезенных в Россию физическими лицами, — отмечали в конце октября в пресс-службе Минпромторга.

При этом, как рассказал «Известиям» Ян Хайцеэр, большинство машин по параллельному импорту ввозились как раз через страны ЕАЭС и оформлялись на физлиц. Решение правительства также привело к росту цен на такие машины, подчеркнул он.

Автодилер
Дилер Opel и цены на машины
Дилер Opel и цены на машины
Дилер Opel и цены на машины

Правила оформления

Еще одним фактором, который сказался на поставках автомобилей по параллельному импорту, стал вступивший в силу с 1 октября новый порядок оформления таких машин. Теперь ввоз по упрощенной схеме (она не предусматривает проведения обязательных сертификационных испытаний и получения согласия от правообладателя) с оформлением заключения об оценке типа транспортного средства (ЗОЕТС) допускается только в отношении продукции компаний, которые официально ушли с российского рынка и указаны в перечне товаров для параллельного импорта, утвержденном приказом Минпромторга.

В отношении моделей остальных брендов эта схема отменяется. Для их ввоза в РФ необходимо оформлять одобрение типа транспортного средства (ОТТС) с обязательным проведением ряда испытаний, в том числе и краш-тестами, а также получить согласие на их импорт от правообладателя.

Читайте также
Lada Vesta Sportline
Тест-драйв Lada Vesta Sportline — что скрывается за крутым дизайном
Спортивное отделение автопромышленного гиганта из Тольятти пополнило линейку модификаций «Весты» интересной версией

Эти меры были направлены на защиту официально представленных на нашем рынке китайских автопроизводителей, отмечают эксперты. Как следствие, с начала октябре поток ввозимых по альтернативным каналам автомобилей Geely, Voayh, Hongqi и других марок из КНР резко сократился.

— Параллельный импорт, безусловно, оказался правильным решением, которое позволило поддержать российский автомобильный рынок, обеспечив приток в нашу страну новых моделей. Однако это была временная мера, поэтому теперь принимаются решения к защите интересов компаний, которые официально работают в нашей стране. На этом фоне доля машин, поставляемых в рамках параллельного импорта, ожидаемо сокращается, — заявил «Известиям» независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

Автодилеры и автосалоны 2022 год
Автодилеры и автосалоны 2022 год
Автодилеры и автосалоны 2022 год
Автодилеры и автосалоны 2022 год
6фотографий

Сократится, но не исчезнет

Некоторые крупные участники автомобильного рынка уже отказались от использования параллельного импорта.

«ГК “Автодом” и ГК “АвтоСпецЦентр” приняли решение закрывать направление параллельного импорта», — сообщили в пресс-службе компаний в середине ноября. Эти дилеры намерены переориентироваться на развитие официальных поставок китайских электромобилей и гибридов, продолжая ввозить запчасти и проводить обслуживание моделей, ранее поставленных по параллельному импорту.

Впрочем, далеко не все дилеры, которые занимаются поставками машин по альтернативным каналам, намерены сворачивать это направление своей деятельности.

— Мы продолжаем продавать данные автомобили, и у нас пока нет планов по глобальному сокращению ассортимента. Китайские бренды, безусловно, продолжают активно замещать собой ушедшие с рынка европейские, японские и корейские автомобили. Но при этом есть часть клиентов, которая делает свой выбор в пользу именно европейских марок, которые ввозятся по параллельному импорту, в том числе из Китая. Таким образом, на фоне имеющегося стабильного спроса мы считаем рентабельным продолжать поддерживать это направление, пусть и не в больших объемах, — заявил «Известиям» заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев.

Читайте также
Exeed VX vs Geely Monjaro
Exeed VX против Geely Monjaro – тест флагманских кроссоверов
Два дорогих и крупных кроссовера вовсю метят в премиум-сегмент, но оправданы ли их амбиции?

Тенденция к снижению доли «параллельных» автомобилей сохранится, однако полностью этот сегмент рынка в ближайшее время не исчезнет, считает Сергей Бургазлиев. По его мнению, в обозримой перспективе такие машины будут занимать применю 3−5% от общего числа проданных.

Предпочтения автомобилистов в нынешних условиях постепенно меняются. Сейчас обладание «китайцем» бизнес- или премиум-класса уже не выглядит странным или зазорным, отмечает Ян Хайцеэр. Он согласен, что число автомобилистов, выбирающих «официальные» модели, будет расти, но при этом останутся и те, кто по тем или иным причинам не хочет пересаживаться на машины из КНР.

— Всегда найдутся люди, которые намерены ездить на премиальных моделях европейских, японских или американских марок. И они готовы смириться с высокой стоимостью этих автомобилей, а также сложностями в поставках и длительным ожиданием запчастей для них. Поэтому небольшой, но устойчивый спрос на модели, поставляемые по параллельному импорту, в любом случае сохранится, — уверен вице-президент НАС.

Кирилл Сазонов