Качество китайских машин неизменно вызывает споры у автолюбителей — кто-то наотрез отказывается иметь с ними дело, кто-то верит, что они уже достаточно надежны, и выбирает их среди конкурентов. Но с прошлого года альтернативы на рынке новых автомобилей почти не осталось, а одной из самых популярных марок стал Haval — сразу 5 кроссоверов Haval попали в топ-25 моделей. Мы побывали на российском заводе Haval и посмотрели, как их производят у нас.
Где делают российские «Хавейлы»
Завод Haval открылся в июне 2019 года в индустриальном парке «Узловая» в Тульской области и занимает немаленькую площадь 216 га — китайцы сразу же запустили предприятие полного цикла, в которое входят цеха штамповки, сварки, окраски, сборки и контроля качества, а также тестовый полигон для оценки ходовых качеств готовых автомобилей.
Уже за первый полный год работы в России продали свыше 17 тысяч кроссоверов Haval, а за 9 месяцев 2023 года реализованы рекордные 73 тысячи машин, так что сейчас предприятие работает в 3 смены, трудятся тут более 3 тысяч сотрудников. И не только из Тульской области, но и из близлежащих регионов — в частности, сюда перешли и некоторые работники с калужских автозаводов концернов Stellantis (Citroen, Peugeot) и Volkswagen.
Началось все с выпуска кроссоверов Haval F7 и F7X, дальше к ним добавились рамный внедорожник Haval H9, компактный «паркетник» Haval Jolion, брутальные Haval Dargo и Dargo X. Совсем недавно стартовала тестовая сборка бюджетной модели Haval M6. Недавно начал работу цех производства автокомпонентов, локализовано производство сидений, выпускной системы, пластиковых деталей.
Все цеха, по сути, находятся под единой крышей — это позволяет сократить потери на тепло. Также снижению воздействия на экологию способствуют системы очистки сточных вод, фильтры очистки газа, а краски используются исключительно на водной основе, причем технология не предусматривает нанесение праймера — вещества для усиления адгезии. Но не повлияло ли это на коррозионную стойкость кузовов?
Ржавеет ли российский Haval?
На форумах владельцев китайских машин тема коррозии насчитывает не одну сотню страниц. Неудивительно, ведь прежде автомобили из Поднебесной не баловали своих хозяев надежным лакокрасочным покрытием и качественным оцинкованным металлом — спустя всего 2−3 года кузов начинал сильно ржаветь. Причем это не особо было связано с маркой — гнили и Chery, и Geely, и Haval, и другие.
Дело в том, что климатические условия в Китае намного менее суровые, чем в России, а отсутствие снега и льда на дорогах зимой почти на всей территории не требует применения соли и реагентов. Поэтому логично, что для них тема коррозии не настолько актуальна, а адаптацией своих машин к нашему рынку они занялись сравнительно недавно.
Но среди владельцев свежих моделей Haval (например, кроссоверы F7) нарекания вызывали разве что очаги ржавчины на двери багажника, которую протирала до металла пластиковая накладка над площадкой над номерным знаком. Сейчас эту проблему уже устранили, а увиденное на заводе под Тулой заставило поверить, что по антикоррозионной стойкости «Хавейлы» окажутся уж точно не хуже других азиатских моделей из Японии или Южной Кореи.
Правда ли, что китайские машины делают из российского металла?
Действительно, на завод Haval приходит и российский металл, но и китайской сталью предприятие активно пользуется. Как они выбирают, из какого листа делать кузов? Ответ оказался довольно простым — все исключительно по соображениям цены, а качество, по словам руководства, сопоставимое.
Цех штамповки на 100% автоматизирован — все детали изготавливает прессовое оборудование испанской фирмы Fagor. Самая крупная деталь — это боковина кузова, но делают и небольшие элементы. Разумеется, для этого нужно менять штампы (это происходит автоматически, буквально за 5 минут), поэтому все «железо» производится партиями, после чего продукция отправляется на склад, расположенный тут же, в соседнем помещении.
Дальше детали поступают в сварочный цех (их перевозят на специальных тележках), где самые сложные операции доверены роботам — на каждой станции будущий кузов проводит по 182 секунды, после чего отправляется дальше. Но доля ручного труда пока превалирует — по количеству точек сварки на нее приходится 55%.
Впрочем, вскоре количество роботов (а они представлены двумя производителями — шведско-швейцарским ABB и японским Fanuc) будет увеличено более чем вдвое — со 130 до 280 уже в следующем году. Дело в том, что сейчас завод приблизился к своему пределу — судя по динамике продаж, в 2023-м реализуют порядка 100 тысяч машин, а проектная мощность составляет 150 тысяч. И ее не достичь без высокой доли автоматизации сварки — по расчетам технологов время на каждой станции сократится до 104 секунд.
Есть ли антикоррозийная обработка?
Разумеется, в наших условиях без качественного «антикора» не обойтись — и к российскому рынку Haval подошел со всей серьезностью. Во-первых, все панели кузова, кроме крыши, оцинкованы. Во-вторых, каждый готовый кузов обязательно погружается в ванну для катафорезного грунтования. Процесс автоматизирован, а остов предварительно многократно промывается фильтрованной и деминерализованной водой и подвергается предварительному фосфатированию.
Но это не все — внутренние полости покрываются искусственным воском, на днище наносится защитная мастика. Кстати, раньше она, бывало, отрывалась в местах для установки домкрата при частой смене колес, но с тех пор технологию нанесения изменили.
И только после «купания» кузов поступает на окраску — она, разумеется, также проходит в полностью автоматическом режиме. На заводе Haval используются краски известной американской фирмы PPG. Затем машину окончательно собирают, далее она отправляется на проверку.
Что делают для повышения качества автомобилей Haval в России?
На каждой стадии производства машины присутствует контроль качества. Главный принцип предприятия — не создавать дефект, не передавать его и не принимать. Начинается все еще с проверки комплектующих и даже металла до его штапмовки — специалисты визуально оценивают наличие или отсутствие недостатков.
Готовые детали из прессового оборудования сначала проходят через световой коридор, где их также осматривают сотрудники, а каждое 50-е изделие отправляется на углубленный контроль — проверяется геометрия по эталонной оснастке.
А самую серьезную проверку проходит сваренный кузов из каждой партии — его ставят на специальный стенд, где два робота на протяжении 4,5 ч. проверяют 1500 точек сварки и общую геометрию (допуски составляют 0,2−0,5 мм).
После окончательной сборки все машины также проходят проверки — оценивается качество окраски, затем сначала под высоким давлением они «принимают душ» (вода не должна попасть в салон), а в конце «Хавейлы» отправляются на испытательный трек при заводе, где есть и специальные участки, имитирующие плохую дорогу.
Есть и лаборатории, которые занимаются испытаниями лакокрасочного покрытия. Окрашенные пластины подвергаются различным тестовым процедурам: их выдерживают в климатической камере при температуре 47 градусов вплоть до 1000 часов, помещают в солевой раствор, бензин и антифриз, а также «бьют» тарированным грузом и царапают. Так определяется, насколько надежно ЛКП защищает металл.
Что происходит, если находят дефект?
Обычно большинство проблем решаются еще на стадии пусконаладки оборудования, поэтому после старта производства они уже не возникают. Например, не было случаев выявления «кривого» кузова, который потребовал бы глубокого вмешательства и отбраковки всей партии — все-таки все самые сложные процессы доверены роботам, которые не ошибаются.
Обслуживание роботов также устроено таким образом, чтобы делать это единовременно, а остатки сварочных наконечников контролируются инженерами дистанционно, с помощью датчиков. Если «красный свет» включит лаборатория после испытаний ЛКП, то они направляют свои замечания технологам окрасочного цеха. Но пока, говорят, серьезных нарушений не было. Поэтому Haval дает гарантию от сквозной коррозии 6 лет без ограничения пробега — в качестве на заводе уверены.
Как адаптируют кроссоверы Haval к российским условиям
Перед выходом на наш рынок модели Haval проходят еще и специальную адаптацию. Специально для России машины комплектуются пневмоупорами капота, аккумуляторными батареями увеличенной емкости, обогревами лобового стекла, руля, передних и задних сидений, форсунок стеклоомывателя, а в сертификат вписывается тягово-сцепное устройство (фаркоп).
Кроме того, проводятся испытания на российских дорогах (включая регионы Крайнего Севера), по результатам которых вносятся изменения в подвеску и настройки электронного блока управления двигателем.
Реагируют в компании и на пожелания российских клиентов – так, к примеру, для нас отдельно делают функцию ограничителя скорости, которая очень удобна в городах с множеством камер фиксации нарушений. Быстрее реагировать на подобные запросы помогает действующий при заводе научно-исследовательский центр, он помогает в доработке кроссоверов Haval под наши условия.