Завод «Москвич» отмечает 93-летие с начала производства

Московский автосборочный завод имени КИМ был запущен 6 ноября далекого 1930 года
Кирилл Кадощук

Столичное автомобильное предприятие, на котором сегодня выпускают автомобили возрожденной марки «Москвич», за свою 93-летнюю историю перенесло множество модернизаций и сменило немало имен. А началась эта история 6 ноября 1930 года — именно тогда был запущен Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала молодежи (КИМ).

Московский завод приступил к выпуску машин еще раньше, чем ГАЗ, опередив его на целых два года. До 1933 года на заводе имени КИМ выпускали автомобили Ford Model A и Model AA из американских комплектующих (фордовцы помогали с постройкой производственного комплекса в Москве), однако затем столичное предприятие перешло под крыло завода ГАЗ, и производство переключилось на ГАЗ-А и ГАЗ-АА, которые собирали уже из советских компонентов.

КИМ-10
Источник: Москвич

В 1939 году завод в Москве вновь обрел статус независимого предприятия, и в 1940-м там даже успели наладить выпуск малолитражек КИМ-10 (на фото выше), однако возобновить его после войны уже не могли — производственные мощности были повреждены, документация была частично утрачена, да и сама довоенная модель за пять лет новее не стала.

После окончания войны в распоряжении союзников оказались чертежи и уцелевшие остатки немецкого оборудования для производства «Опелей», которые передали в Москву, чтобы запустить выпуск машин новой серии.

«Москвич-400»
Источник: Москвич

Первенцем обновленного завода, получившего название МЗМА, стал «Москвич-400» — компактный автомобиль длиной менее четырех метров и массой всего 850 кг с рядным четырехцилиндровым двигателем объемом чуть больше литра. Затем его сменил модернизированный «Москвич-401» со слегка доработанными мотором и трансмиссией, который выпускали еще пару лет.

Следующим этапом развития производственной линейки завода стал «Москвич-402», который позаимствовал силовой агрегат, трехступенчатую коробку передач и задний мост у «400-го» (их не успели модернизировать перед дебютом новинки), а уже в начале 1958 года завод МЗМА приступил к выпуску седана с индексом 407: внешне он почти не отличался от 402-го, но под капотом у него появился более совершенный верхнеклапанный двигатель объемом 1,4 литра, которому чуть позже составили компанию четырехступенчатая коробка передач и новый редуктор заднего моста. Выпускали его вплоть до 1963 года — за это время свет увидели 360 тысяч машин, причем около трети от общего объема выпуска были отправлены на экспорт.

Москвич-412
Источник: Москвич

После «Москвича-407» столичный завод занимался производством переходной модели с индексом 403, впоследствии переключившись на полностью новый «408-й». Статус основной модели предприятия «408-й» удерживал всего три года (вплоть до 1967-го), после чего на конвейер встала его обновленная модификация с индексом 412 (на фото выше). «Москвич-412» обрел хорошую репутацию в автоспорте и получил мировую известность, которая способствовала успешным продажам на экспортных рынках.

«412-й» стал основой для множества более поздних моделей, продержавшихся в производстве еще несколько десятилетий. Но исходный «412-й» появился в интересное время: в 1966 году во время визита Шарля де Голля в СССР было подписано соглашение между заводом МЗМА и французской компанией Renault, которое инициировало масштабную модернизацию столичного предприятия, в 1968 году переименованного в АЗЛК.

Москвич-2141
Источник: Москвич

В отличие от завода ГАЗ, который до развала СССР так и не смог начать серийный выпуск принципиально новых машин на смену разновидностям модели ГАЗ-24, руководству АЗЛК все-таки удалось разработать и поставить на конвейер автомобиль следующего поколения. Хэтчбек АЗЛК-2141 формально стал преемником модели с индексом 2140, которая продержалась в строю до 1988 года, однако та машина была, по сути, лишь результатом модернизации «Москвича-412».

Увы, вместо серии обещанных современных силовых агрегатов собственной разработки на новую модель ставили вазовские двигатели, а также слегка доработанные моторы от старых «Москвичей» (как ожидалось, это только на первое время, пока не достроят моторный завод). В итоге АЗЛК-2141 стал последним в своем роде — в стране началась перестройка, а следующее поколение модели до конвейера так и не добралось. Вместо него свет увидел модернизированный хэтчбек «Святогор».

После непростого этапа, который пришелся на 1990-е и начало 2000-х, завод ОАО «Москвич» был признан банкротом. Тем временем компания Renault, которая достроила так и не запущенный во времена «Москвича» моторный цех, в 2005 году приступила к сборке седанов Renault Logan. Обновленное столичное предприятие переключилось на выпуск автомобилей марок Renault и Nissan, которое продолжалось вплоть до весны 2022 года. 16 мая 2022 года все активы завода перешли в собственность правительства Москвы, чуть позже ЗАО «Рено Россия» было официально переименовано в Московский автомобильный завод «Москвич».

Москвич 6 Такси
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Сегодня на «Москвиче» собирают кроссоверы «Москвич 3» и «Москвич 3е», а также лифтбеки «Москвич 6». Комплектующие для сборки в Москву поступают из Китая, однако в перспективе на «Москвиче» планируется повышение уровня локализации выпускаемой продукции. В следующем году модельный ряд будет дополнен кроссоверами «Москвич 5» и «Москвич 8».