Марка Changan вышла на российский рынок уже 10 лет назад, но до сих пор не слишком на слуху у наших автолюбителей и пока отстает от многих других китайских брендов в рейтинге продаж. Все потому, что раньше был скудный модельный ряд, а сами машины оставляли желать лучшего. Однако лифтбэк Changan Uni-V и кроссовер Changan CS55 Plus из числа последних разработок Changan в хорошем смысле удивили во время наших тест-драйвов. За счет чего компания из Чунцина совершила такой прорыв? Для ответа на этот вопрос мы и отправились в один из крупнейших городов Китая.
Немного истории
Многие автопроизводители любят вести отсчет с тех времен, когда и автомобилей-то не было, вспоминая о выпуске станков, швейных машинок или мельниц для перца. Вот и Changan исторически связывает себя с Ли Хунчжанем, который в 1862 году основал в Шанхае компанию по импорту и производству артиллерийского вооружения. Позже предприятие перенесли в Нанкин, а в 1937 году – в Чунцин.
Название Changan (читается как «Чанъань» и сложено из иероглифов Chang («надежный») и An («безопасный») впервые появилось в 1958 году, когда завод начал выпуск армейских внедорожников – китайской копии Jeep CJ-5 (Willys MD) под именем Changjiang 46. Затем производство этой техники прекратилось, а первые «гражданские» автомобили в Чунцине начали делать только в 80-х годах – то были легкие грузовички на базе Suzuki Carry.
Довольные сотрудничеством стороны оформили совместное предприятие, а с 1995 года Changan начал выпускать легковые хэтчбеки Changan Alto (аналогичные Suzuki Alto). Дальше Changan расширился за счет партнерства с Ford и Mazda, а модели собственной разработки появились в 2006-м. Линейка моделей Changan впоследствии включала в себя много странных (в первую очередь дизайном) машин, что, впрочем, не помешало в 2021 году пробить рубеж в 20 миллионов выпущенных автомобилей!
Как делают автомобили Changan сейчас
Современный производственный комплекс в районе Лянцзян округа Чунцин ввели в эксплуатацию совсем недавно – в 2020 году, он рассчитан на ежегодный выпуск до 1 миллиона автомобилей, это крупнейший завод Changan. Туда мы и отправились.
Как и любой завод полного цикла, он включает в себя цех по штамповке деталей (сейчас кузова автомобилей Changan более чем наполовину состоят из высокопрочных сталей), но наш визит начался со следующего этапа – цеха сварки.
Здесь все по стандартам любого современного автозавода. Людей – минимум, в основном, это только инженеры, которые следят за исправностью оборудования. Автоматизация составляет 95%, потому что всю работу выполняют сварочные роботы японской фирмы Kawasaki (их производство локализовано на дочернем предприятии в Китае) – всего на предприятии их около 1700.
После сварки кузова также в автоматическом режиме проходят процедуру антикоррозийной обработки (в этом аспекте китайцы продвинулись вперед в сравнении с моделями еще даже 10-летней давности) и переходят в окрасочный цех. Всего на заводе числятся свыше 8 тысяч сотрудников – их средний возраст составляет 27 лет, а средняя зарплата – около 6 тысяч юаней (около 80 тысяч рублей по текущему курсу). И самая высокая доля ручного труда – это, конечно, в цехе сборки. Выпускают тут машины на модульной платформе Arc – Changan Uni-V, Lamore и CS55 Plus.
И все снова по стандартам современного автопрома. Все детали отсортированы по месту применения, подвозят их беспилотные тележки, которые двигаются по специальным маршрутам с помощью камер, для установки передней панели и сидений используются манипуляторы, а колеса в сборе… скатываются сверху по специальным желобам. Причем ровно те, которые нужны для конкретной модели – для Uni-V, например, это 18-дюймовые диски с шинами Continental, а кроссоверы CS55 Plus комплектуются 19-дюймовыми Dunlop Grandtrek.
В цехе сборки также оборудованы места для отдыха персонала с интересным литературным уголком, где попадаются не только автомобильные издания, но и книги про историю и вооружение (вспоминаем, с чего началась история Changan).
В финале – проверка работы светотехники, внешний осмотр в специальных освещенных камерах и небольшие ходовые испытания. После чего машины идут на площадки готовой продукции. Отдельное внимание уделено экологии – правительство КНР требует строгого соблюдения норм и снижения углеродного следа. Жаркий климат в Чунцине отличается большим количеством солнечных дней, поэтому крыши цехов покрыты фотоэлементами.
Суммарно в структуру Changan входят 33 завода (не только автомобильных, но и по производству двигателей и других комплектующих) и несколько центров исследований и разработок, расположенных в 6 странах – это не только Китай, но и Япония, Италия, Великобритания, Германия и США. Китайцы поняли, что самостоятельно создать современный автомобиль у них пока не получается, поэтому прибегают к помощи современных специалистов. К слову, недавно было объявлено, что шеф-дизайнером Changan станет Клаус Зисиора, прежде работавший в Volkswagen Group.
Как устроен центр исследований и разработок?
Чтобы произвести качественный автомобиль, недостаточно только лишь современного производства – сначала нужно его разработать. Как правило, R&D-центры частично засекречены – можно и не пытаться попасть в отделение по компьютерному моделированию или дизайнерское бюро. И почти везде запрещено фотографировать.
Но любой центр исследований и разработок включает в себя лаборатории по пассивной безопасности, где машины проходят краш-тесты, а также так называемые NVH-камеры, в которых оценивается шум и вибрации, исходящие от автомобиля во время работы.
Финальная часть – ходовые и доводочные испытания, которые проходят на отдельном полигоне с разнообразными дорогами. Собственный полигон Changan имеет 70 различных типов покрытия, а также скоростное кольцо.
Changan в России
На нашем рынке Changan тоже стремится произвести революцию. Активная фаза роста началась лишь в прошлом году, а сейчас у нас продаются уже 14 моделей китайской марки, причем в совершенно разных сегментах – от бюджетных седанов (Alsvin) до пикапов (Hunter Plus).