Столичные власти потратят 285 млн руб. на создание системы, которая будет выявлять с помощью нейросети различные инциденты и нештатные ситуации в улично-дорожной сети. Речь идет, например, о вторжении автомобилей и пешеходов в запрещенные зоны или о выявлении машин, двигающихся значительно медленнее основного потока.
Также система будет подавать сигнал в случае пожара или обнаружения посторонних предметов на проезжей части. Мэрия Москвы обещает использовать «ПРОСобытие» для передачи данных экстренным службам с целью реагирования и оказания помощи, а также для корректировки схем организации движения.
Власти Москвы проводят тендер на «выполнение работ по созданию унифицированной автоматизированной системы агрегации и обработки сведений по инцидентам на улично-дорожной сети», которая будет называться «ПРОСобытие».
![камера камера](https://resizer.mail.ru/p/688b74f8-9c9b-5241-a818-4281e3bf96c0/AQABqoraygWtsl8yKAGETU44SozclGPLyGvJn4hts7BDjwItHYRYKg8uRRNQS2uNYxNpEbQGcqwXMZSPQ1YOoS5LOL4.jpg)
Город выделяет на это 285 млн руб. В техзадании к тендеру сказано, что создаваемая нейросеть будет распознавать нештатные ситуации, которые формально не являются нарушениями ПДД. В документации упоминаются такие инциденты, как:
- «вторжение транспортного средства в запрещенную зону»,
- «вторжение пешехода в запрещенную зону»,
- «регистрация скопления транспортных средств, движущихся со средней скоростью, значительно меньшей, чем нормальная скорость для данного участка»,
- «движение транспортного средства со скоростью значительно ниже скорости основного потока».
К нестандартным ситуациям, пояснили «Ъ» в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы, также будут относиться аварии, пожар, припаркованные автомобили в полосе движения, предметы на дороге.
«Информация в автоматическом режиме будет мгновенно передаваться экстренным службам и другим городским службам для реагирования и оказания помощи, — пояснили в ЦОДД.— Благодаря системе будет проводиться анализ дорожной ситуации. Например, информация о затруднениях будет автоматически передаваться в навигационные сервисы, на табло экстренной информации. Мы сможем оперативно реагировать на все инциденты за счет автоматизации координации работы всех служб, информировать самих водителей о любых изменениях на дороге, получать аналитические и статистические отчеты».
В начале 2022 года, напомним, ЦОДД заключил контракт на 4,2 млрд руб. с компанией «Спецдорпроект» по развертыванию интеллектуальной системы видеонаблюдения, способной с помощью нейросети выявлять ДТП, пробки, животных, мусор или брошенный на проезжей части груз. В рамках контракта установлено 1,4 тыс. камер видеоаналитики на МКАД и ряде вылетных магистралей.
Теперь ЦОДД создает уже общегородскую систему, которая включит в себя ранее созданную «Спецдорпроектом» платформу, а также будет использовать данные с остальных городских камер. У ЦОДД сейчас, напомним, более 3,8 тыс. комплексов фиксации нарушений и еще более 5,7 тыс. различных камер телеобзора (включая 1,4 тыс. камер, установленных в 2022 году).
![Дорожные камеры фотовидеофиксации Дорожные камеры фотовидеофиксации](https://resizer.mail.ru/p/374ddd6a-f393-5fa7-a077-79466642d81f/AQABlrt0M5AFbSGQO8dkrY5hOVy5fb4Ps5rp2CMUfRXDQi5TIBBKAMzMtZjPgS3ei9qgsrk2TtzHZGKjuu7QP5K4p9g.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/9f103e55-c68c-5309-8e60-a630a771d9c0/AQAB5wqcK0DyeWozypnCXDnASzNKMvjxnOgfLsHhb5wQpuhR57DIV1SYUDtrNS1kP9grPH2tKhBErpOycV85I2ql5zY.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/576a4164-7900-52c5-a019-3e9efd1249ec/AQABECVxoF85L49J1evzjXRMUnYEKFIhrZaiUu0a-gJm3cgIylujuS_ir4UMLES0NtTsLcfzjDEM8mzCBppk5EjtUW4.jpg)
![Дорожные камеры фотовидеофиксации Дорожные камеры фотовидеофиксации](https://resizer.mail.ru/p/f18761df-b688-562f-a347-fa2b89fe9696/AQABEYJWjNLOe01B8stvFlXhs9tB9jgxGPB5oIoM5FKFTJl3TPBGQBfN3vRwtQ5YSKJhiyXZixGHU62-_wVIfRaiGNY.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/01b46a85-f496-5232-9cf0-a715ba328501/AQABcIXiB6aC58q_6Iqak4sdxAF93oNmFyOVhhheP_3_cXvetttT2uo59pasfW2uFMKdTZJFoGvROFXXHOFca0S8fg0.jpg)
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов говорит, что система является потенциально полезной для города, поскольку позволит выявлять не только ДТП, но и выбегающих на дорогу пешеходов и другие аналогичные события. При этом эксперт считает, что в условиях столичного движения высок риск «ложных» срабатываний системы.
К примеру, часто на дорогах города можно встретить ситуацию, когда правый ряд едет слишком медленно (транспорт стоит в пробке, поворачивая на мост), а левые ряды движутся быстро: нейросеть может распознать это в качестве «скопления транспортных средств, движущихся со средней скоростью, значительно меньшей, чем нормальная скорость для данного участка».
![Камеры Камеры](https://resizer.mail.ru/p/412eede2-ed56-55f8-a600-ec6f7bc3d0e9/AQABOjSDonVtxtKFdh8NTf-kdoHNuaRZkIgZUFldFTyDPoQKAVoChFPMrwr6N_G0p57Fjz-UrHZOGYFMS07C6acc-nc.jpg)
Глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский рассчитывает, что «ПРОСистема» позволит эффективнее бороться с так называемыми вторичными дорожно-транспортными происшествиями, когда в результате мелкой аварии без пострадавших водители останавливаются для оформления документов (или в ожидании ГИБДД), после чего в них на полном ходу врезаются другие участники движения.
В начале 2023 года, как сообщал «Ъ», ЦОДД начал предоставлять страховщикам видео с камер на МКАД и призывать автомобилистов быстро убрать машины с проезжей части, завершив оформление за пределами дороги. В результате, по оценкам господина Шумского, число «вторичных» аварий сократилось на 20−25%, но новая система видеоаналитики позволит уменьшить их число более радикально за счет быстрого реагирования на них (ЦОДД высылает на ДТП машину «Дорожного патруля»).
Иван Буранов