Что такое «средняя скорость» и как ее замеряют?

После двухлетнего обсуждения Минтранс готовит законодательную базу под новые штрафы

В Правила дорожного движения (ПДД) готовится поправка, устанавливающая новый термин — «средняя скорость». Это понятие вводится и в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ). Зачем это делается?

За превышение «средней скорости» ГИБДД штрафовало до 2021 года. Контроль велся с помощью специальных комплексов фото- и видеофиксации, которые измеряли скорость транспортных средств по времени, затрачиваемому на проезд выделенного дорожного участка.

Первая камера регистрировала время въезда машины на участок контроля и передавала информацию на общий блок управления, который непосредственно связан с цифровым модулем. При проезде машиной второй границы мерного участка модуль вычислял «среднюю скорость» и в случае превышения установленной скорости формировал протокол.

В 2021 году после решения Верховного суда практика начисления штрафов за превышение «средней скорости» была прекращена. Дело в том, что термин «средняя скорость» отсутствовал в главном законе для автомобилистов, а именно в Правилах дорожного движения (ПДД). Сейчас эта законодательная недоработка исправляется.

Стационарный комплекс СКАТ
Комплекс ФОРСАЖ
Комплекс ОСКОН
Комплекс АВТОУРАГАН

Министерство транспорта подготовило проект поправок в ПДД, а также в КоАП РФ. Они рассмотрены на заседании правительственной рабочей группы «Безопасность дорожного движения» и одобрены для включения в действующие законы. «Средняя скорость» определена как «значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка».

При этом в пункте 10.1 ПДД будет уточняться, что «водитель обязан вести машину, не нарушая требований скоростного режима, относящихся как к “мгновенной скорости”, так и к “средней скорости”».

В статье 12.9 КоАП РФ появится фраза «Превышение установленной скорости движения транспортного средства, а равно проезд контролируемого участка со средней скоростью, превышающей установленную», которая позволит начислять штрафы.

Поправки будут вынесены на обсуждение в Государственную Думу. Инфраструктура, позволяющая штрафовать водителей за превышение «средней скорости», сохранилась. Но на данный момент камеры замеряют только фактическую скорость. Активировать в них прежние функции несложно.

гибдд
Источник: Андрей Эрштрем / Известия

«Измерение “средней скорости” — это общемировая практика, направленная на повышение безопасности дорожного движения, — рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто. — Представим ситуацию, когда водитель видит на дороге обычную камеру, резко тормозит, чтобы избежать штрафа, и в этот момент провоцирует ДТП. Ему могут врезаться сзади в бампер. Однако с камерой на “среднюю скорость” такой сценарий не работает. Водитель видит первую камеру, понимает, что начался мерный участок, и может плавно сбросить скорость.

Сначала камеры на «среднюю скорость» устанавливались в Европе на мостах и в тоннелях, то есть в потенциально опасных местах, а затем и на закрытых участках дорог, где нет примыканий и съездов. Такие же комплексы использовались и в России, в том числе в Москве, в Казани и других городах. И опыт их применения в основном положительный, но фиксировались и злоупотребления. Иногда камеры на «среднюю скорость» устанавливались на очень продолжительных участках трасс, длиной до нескольких десятков километров.

Поэтому при внесении поправок в законодательство необходимо регламентировать условия установки подобных камер, и тогда они действительно будут работать на повышение безопасности движения".