Это в первую очередь ударит по поставкам по параллельному импорту и заметно скажется на стоимости таких машин, отмечают эксперты. Подробности — в материале «Известий».
Придется доплатить
Правительство приняло постановление, уточняющее правила и механизмы начисления и уплаты утилизационного сбора на автомобили. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.
Он освобождает от уплаты утильсбора российских производителей различных автомобильных надстроек (автокраны, манипуляторы, цистерны, промтоварные фургоны и т.д.) на отечественных шасси в случае, «если ранее утилизационный сбор уже был уплачен за базовое транспортное средство или шасси». Также постановление конкретизирует случаи, при которых импортер-физлицо лишается льгот на уплату утильсбора.
«Сумма утилизационного сбора, уплаченная в отношении колесного транспортного средства, ввезенного физическим лицом для личного пользования на территорию РФ, подлежит пересмотру, если до истечения 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера в отношении этого ввезенного колесного транспортного средства указанным лицом оно отчуждено в собственность иного лица. В этом случае осуществляется доплата утилизационного сбора до уровня, предусмотренного для колесного транспортного средства, ввезенного не для личного пользования», — говорится в тексте документа.
Таким образом, если в течение года с момента ввоза автомобиля он будет продан, то импортеру-физлицу придется доплатить разницу по ставкам, предусмотренным для импортеров-юрлиц, подчеркивают в пресс-службе Минпромторга. Аналогичное требование действует в случае, когда машина была ввезена на территорию государства EAЭС юрлицом, а затем импортирована в Россию «физиком», уточняют в ведомстве.
— Уплата утилизационного сбора по полной ставке установлена в отношении автомобилей, импортированных на территорию ЕАЭС юридическими лицами и в дальнейшем ввезенных в Россию физическими лицами, — отметили в пресс-службе Минпромторга.
Существенная разница
Согласно постановлению правительства, принятому в начале июля, импортеры-физлица, которые ввозят машины с объемом двигателя до 3 л для личного пользования, пользуются существенной льготой по уплате утилизационного сбора. Его базовая ставка составляет 20 тыс. рублей.
Однако для «физиков» коэффициент, на который она умножается, равен 0,17 (для авто возрастом до трех лет) и 0,26 (на машины старше трех лет), в то время как для юрлиц эти коэффициенты заметно выше: 4,06 и 10,36 для моделей с объемом двигателя до 1 л, 15,3 и 26,44 — до 2 л, 48,5 и 74,25 — с двигателями объемом от 2 до 3 л. Для автомобилей с мотором объемом больше 3,5 л коэффициенты для «физиков» и «юриков» одинаковые — 61,76 и 81,19.
В денежном выражении это означает, что за любой ввезенный для личного пользования новый (до трех лет) автомобиль с мотором объемом до 3 л утильсбор для физического лица составит 3,4 тыс. рублей. Если машина старше трех лет, то сбор составляет 5,2 тыс. рублей.
Импортер — юридическое лицо заплатит существенно больше: за новую модель с мотором объемом до 1 л — 81 тыс. рублей, а за машину с мотором больше одного, но не более двух литров — 306 тыс. рублей. Сбор за автомобиль с мотором от 2 до 3 л для юрлица составляет 884,8 тыс. рублей. Если речь идет о машине старше трех лет, то размер платежа еще больше — 207,2 тыс. рублей, 528,8 тыс. рублей и 1,28 млн рублей соответственно.
Машины подорожают
Ввоз автомобилей через страны EAЭС и их оформление на импортеров-физлиц активно использовались при поставках по параллельному импорту, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр. Постановление правительства в первую очередь ударит по этим каналам ввоза, уверен он. При этом полностью такие поставки вряд ли прекратятся, считает эксперт.
— Всегда найдутся покупатели, которые хотят ездить на новом «европейце» или «японце». Очевидно, что фактическая отмена льгот по уплате утильсбора для «физиков» скажется на стоимости таких машин — дополнительные издержки будут заложены в итоговую цену. В свою очередь, это неизбежно приведет к сокращению предложения таких моделей. Однако окончательно с российского рынка они не уйдут, просто станут дороже, — заявил «Известиям» Ян Хайцеэр.
Уточнение правил начисления и уплаты утильсбора нацелено на защиту российских производителей, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
— Под удар попадают те, кто покупает машину в автосалоне Белоруссии, Казахстана, Киргизии или Армении, а затем продает ее в России, — отметил он.
С ним согласен главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Он считает, что данное решение правительства — очередной шаг по «затягиванию гаек» относительно параллельного импорта. Кроме того, оно фактически вводит запрет на ввоз из ЕАЭС автомобилей тех брендов, которые ушли из России, но открыли свои производства на территории соседних государств.
— Например, Skoda, которая в прошлом году прекратила выпускать машины в России, решила начать их производство в Казахстане. Вряд ли эти машины стали бы поставлять к нам официально, а вот по параллельному импорту их, скорее всего, стали бы завозить достаточно активно. Правительство своим решением дает понять компаниям, покинувшим наш рынок, что поставки их продукции даже по альтернативным каналам нежелательны. С другой стороны, вкупе с недавним решением относительно изменения правил сертификации ввозимых по параллельному импорту машин из КНР это сигнал китайским автопроизводителям о необходимости более активной интеграции в российский автопром, — отмечает эксперт.
С точки зрения государства эта позиция логична и понятна, отмечает Максим Кадаков. Однако для потребителя такое решение выглядит преждевременным, полагает он.
— Российский авторынок еще далек от насыщения. Параллельный импорт, в том числе и ввоз машин физлицами, дает покупателям больший выбор как с точки зрения ассортимента моделей и их модификаций, так и с точки зрения цены на них. Думаю, что «затягивание гаек» в параллельном импорте пока преждевременно, — заявил «Известиям» Кадаков.
Дилерам всё параллельно
Для дилеров, занимающихся параллельным импортом автомобилей, ситуация не изменится, считает директор по развитию коммерческих закупок и оптовых продаж сети дилерских центров «Борисхоф» Дмитрий Забель. По его словам, если раньше именно физические лица решали вопрос ввоза автомобилей через параллельный импорт, то теперь дилеры берут эти издержки на себя.
— Сегодня этот сегмент становится более регулируемым и прозрачным для конечных потребителей. Теперь покупатели точно знают окончательную стоимость автомобиля, и все возможные затраты несем мы. Физлица больше не смогут приобретать автомобили у дилеров в других странах, таких как Казахстан, Киргизия и т.д., для личного использования с уплатой утилизационного сбора по льготным ставкам. Теперь это возможно только через сбор, оформляемый на юридическое лицо, — заявил он «Известиям».
Кирилл Сазонов