Кому придется платить пошлину в 1,5 млн за машину

Заградительные меры призваны защитить отечественный автопром

С 1 августа 2023 года правительство намерено резко повысить ставки утилизационного сбора для автомобилей. Вместе с падением курса рубля и инфляционными ожиданиями это приведет к неминуемому росту цен на новые и подержанные автомобили. В итоге ввозить машины по программам параллельного импорта для крупных дилеров становится уже невыгодно.

Только для себя

Утилизационный сбор действует в России с сентября 2012 года как одна из экологических мер для защиты окружающей среды от накопления отходов потребления и производства. Однако главное его назначение — это контроль над импортом после вступления России в ВТО.

Утильсбор помогал продолжить политику заградительных мер для защиты отечественных производств. В итоге этот комплекс законов помог создать новую автопромышленность, ориентированную в основном на сборку иномарок с различной степенью локализации.

Автовоз
Источник: legion-media

Сейчас правительство вновь берется за этот экономический инструмент. К примеру, утилизационный сбор для новых машин с двигателем 3−3,5 л. с. увеличится почти в три раза — с 259,6 до 970 тыс. рублей. За дорогие премиальные машины с моторами объемом свыше 3,5 л при ввозе из-за границы с 1 августа 2023 года придется платить уже до 1,2 млн рублей, в то время как до того — до 445 тыс. рублей. Утильсбор направлен против самых популярных на вторичном рынке японских внедорожников. Если машина старше трех лет, то сбор превысит 1,5 миллиона рублей.

Ставки на новые машины будут применяться как к юридическим лицам, так и к физическим. Поэтому ввозить новые машины из Китая или соседних стран становится уже невыгодно. Послабление остается для физических лиц, которые ввозят малолитражные автомобили для личного пользования. Но для начисления льготного тарифа требуется соблюсти ряд условий:

  • машина в течение года остается в собственности одного владельца;
  • один гражданин ввозит не более одной машины в год;
  • объем двигателя не превышает 3 л. с.

Однако очень мало граждан отправляются за границу за машиной самостоятельно. Люди предпочитают покупать уже пригнанные машины у частных перегонщиков или юридических лиц, которые профессионально занимаются доставкой и оформлением.

Удар по параллельному импорту

Таким образом, утильсбор сильно ударит по практике доставки автомобилей по программам параллельного импорта. Как рассказал председатель Ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД) Алексей Подщеколдин, цена на машины из параллельного импорта в среднем должна подняться на 20%. На официально импортируемые машины цены поднимутся примерно на 5−10%. Если средняя стоимость нового китайского кроссовера сейчас составляет примерно 2,6 млн рублей, то с августа она поднимется до 2,9 млн.

Читайте также
Запчасти
«Автодок»: главная проблема на рынке автозапчастей — контрафакт
Эксперты в области запасных частей для автомобилей рассказали «Российской газете» об особенностях трансформации российского рынка

Повышение утильсбора поставило крест и на многих надеждах продавцов организовать поставки недорогих машин китайской сборки. Еще весной большое внимание уделялось бренду Jetta, который продает в Китае аналог российского Polo-седан под названием Jetta VA3. В Китае машина стоит порядка 850 тысяч рублей.

При льготной политике налогообложения дилеры надеялись организовать массовые поставки автомобиля в Россию и продавать его по цене ниже 1,5 млн рублей. Между тем без поддержки государства от этого проекта пришлось отказаться.

«Привезли одну партию Volkswagen Polo под шильдиком Jetta. Были еще аналоги седана Jetta и кроссовера Tiguan, — рассказывает менеджер ДЦ “АвтоРусь” Евгений. — Однако машины продавались плохо. По исполнению и комплектациям они были заметно хуже, но продавались дороже, чем калужские и нижегородские Volkswagen. Люди психологически не хотели их покупать за большие деньги.

Продажа автомобилей
Источник: legion-media / PLG

Кроме того, на китайские Jetta и Volkswagen не было гарантии, что отпугивало клиентов. Поэтому торговать “параллельными” немецкими машинами из Китая невыгодно. Дилерские центры переориентируются на китайские бренды, которые официально предлагают вполне приличные автомобили. Некоторые кроссоверы раскупаются как “горячие пирожки”».

Сейчас рынок стабилизировался и поделен между производителями. Lada занимает нижний ценовой сегмент и производит автомобили по цене до 2 млн рублей. Выше стоят китайские марки, которые действуют в ценовом диапазоне от 2 до 7 млн рублей. Многие из них имеют производства в Белоруссии, в Казахстане или в России, и повышение утильсбора им только на руку, так как он помогает занять более прочное место на рынке.

Владимир Гаврилов