С 1 октября начинают действовать новые правила оформления машин, поставляемых в нашу страну по параллельному импорту. Они призваны защитить интересы автопроизводителей, которые остались на российском рынке, в первую очередь китайских брендов.
Некоторые эксперты считают, что изменения приведут к уменьшению выбора моделей машин, к росту цен на них, а также к окончательному уходу параллельного импорта в серую зону. Подробности — в материале «Известий».
Заключения оформят не всем
В конце мая правительство РФ приняло постановление № 891, согласно которому «срок действия заключения об оценке типа транспортного средства (ЗОЕТС) и (или) заключения об оценке типа шасси составляет один год и не может завершаться позднее 30 сентября 2024 года».
Этот документ выдается на автомобили, ввезенные юрлицами по параллельному импорту, и является подтверждением того, что машина прошла оценку соответствия установленным требованиям и может без ограничений эксплуатироваться на дорогах общего пользования. В Минпромторге разъяснили, что в постановлении указан именно срок действия заключений, а выдача этих документов прекратится с 1 октября 2023 года.
«Для брендов, не прекращавших официальные поставки автомобилей в Россию, до 1 октября 2023 года сохраняется механизм ввоза по заключениям, оформляемым в рамках постановления № 855, наряду с общим порядком оценки соответствия по техническому регламенту. После указанной даты возможность сертификации таких автомобилей для эксплуатации на территории ЕАЭС и России будет возможна в рамках технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств»,— говорится в сообщении пресс-службы министерства.
Механизм получения ЗОЕТС был введен в прошлом году в рамках параллельного импорта в качестве «упрощенной» альтернативы одобрению типа транспортного средства (ОТТС). Он не предполагает проведения обязательных сертификационных испытаний и получения согласия от правообладателя. Теперь этот механизм фактически упраздняется в отношении автомобильных брендов, которые официально присутствуют в России. Исключение — автопроизводители из «недружественных стран», указанные в перечне товаров для параллельного импорта, который утвержден приказом Минпромторга.
В защиту «китайцев»
В этом списке перечислены практически все европейские, американские и японские автомобильные бренды, но нет ни одного автопроизводителя из Китая, отмечает вице-президент, исполнительный директор ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Вячеслав Жигалов. Изменение правил оформления машин, поставляемых по параллельному импорту, в первую очередь направлено на защиту интересов китайских автопроизводителей, официально представленных в нашей стране, отмечает он.
— В последнее время сложилась общепринятая схема работы официальных дилеров с производителями автомобилей из КНР, выстроены логистические цепочки, налажены каналы поставок моделей. Вместе с тем существует и неофициальный ввоз китайских моделей в нашу страну, в том числе частными лицами. Несмотря на кажущуюся выгоду предложений о покупке таких машин, их приобретение несет определенные риски: это и отсутствие гарантии, и сложности с их русификацией. Кроме того, на такие сделки не распространяется действие закона «О защите прав потребителей», — заявил «Известиям» Вячеслав Жигалов.
С ним согласен главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Он отмечает, что модели, поставляемые из Китая по параллельному импорту, нередко стоят заметно дешевле их «официальных» аналогов.
— В первую очередь это автомобили стоимостью от 3−4 млн рублей и выше. Более дешевые модели поставлять по параллельному импорту экономически невыгодно, — отметил он.
В качестве примера эксперт привел некоторые модели Geely, Voayh, Hongqi и некоторых других премиальных брендов из КНР. Разница между официальными и «параллельными» машинами составляет от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей за наиболее дорогие модели.
Относительная популярность приобретения автомобилей у серых дилеров сформировалась из-за того, что такие импортеры не инвестируют в развитие бренда и последующую поддержку пользователей, считает директор департамента дистрибуции и развития дилерской сети Voyah Алексей Ледков.
— На такие машины не распространяются гарантийные обязательства, есть сложности с поставками запасных частей и диагностикой. Всё это происходит по причине того, что серые импортеры не инвестируют в развитие бизнеса, а работают по принципу «продал и забыл». Запрет на оформление ЗОЕТС будет способствовать обелению автомобильного рынка России, развитию добросовестной конкуренции и повышению безопасности машин, — заявил он «Известиям».
«Самые негативные ожидания»
Некоторые дилеры, которые наряду с продажами «официальных» моделей занимаются также их поставками по параллельному импорту, прогнозируют рост цен и сокращение ассортимента автомобилей после введения ограничений на оформление ЗОЕТС.
— Цены поднимутся в силу того, что крупные поставщики не смогут завозить большие объемы. В итоге от цивилизованных поставок рынок развернется в сторону частного сектора со всеми вытекающими из этого рисками: доначисления таможенных платежей конечному потребителю, проблемы технического характера ввиду отсутствия гарантий. Ассортимент ввозимых марок и моделей сократится в несколько раз — сами бренды обсуждать пока еще рано. У нас самые негативные ожидания от данного возможного нововведения, — заявил «Известиям» заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев.
Впрочем, у дилеров есть и противоположная точка зрения. Например, директор департамента по выкупу ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов отмечает, что на стоимость автомобилей, поставленных по параллельному импорту, основное влияние оказывают курс валют, а также дополнительные налоги и сборы. Изменения в правила ввоза автомобилей, которые ожидаются с 1 октября, на стоимости машин не отразятся, полагает он.
— В целом данные изменения нацелены на сокращение объемов параллельного импорта тех брендов, которые официально поставляют автомобили в Россию. Сложившаяся ситуация ослабляет позиции китайских дистрибьюторов на российском автомобильном рынке и создает для них ненужную конкуренцию — в связи с их затратами на сертификацию и развитие официального бизнеса в РФ, — заявил эксперт.
Серая зона
Доля машин, поставляемых по параллельному импорту юридическими лицами и на которые оформлены ЗОЕТС, небольшая, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр. Основная масса таких машин ввозится частными лицами, которые оформляют Свидетельство о безопасности колесного транспортного средства (СБКТС), подчеркивает он.
— Ограничения в оформления ЗОЕТС приведут к тому, что параллельный импорт автомобилей полностью уйдет в серую зону и будет оформляться исключительно на физлица. С учетом того, что с недавнего времени при ввозе в течение года второго и последующего автомобилей, а также в случае его перепродажи в течение года пониженные ставки утильсбора для импортеров-физлиц не действуют, им придется оплачивать его без учета льгот. Разумеется, эти издержки будут заложены в стоимость машины, что неизбежно скажется на финальных ценах, — отмечает вице-президент НАС.
Сильнее всего изменения в правилах оформления автомобилей ударят по сегменту коммерческого транспорта, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
— В отличие от сегмента легковых автомобилей рынок грузовиков, особенно в части поставок китайских моделей, структурирован гораздо хуже: по ряду брендов существует практика, когда полномочия импортера распространяются на отдельный регион. Кроме того, нередки ситуации, когда с тем или иным брендом работают сразу несколько импортеров, иногда их количество исчисляется десятками. Изменения в правилах оформления автомобилей еще больше запутают ситуацию в этом сегменте автомобильного рынка, — считает он.
Кирилл Сазонов, Евгений Багдасаров