В Российском союзе автостраховщиков вообще считают моторное страхование одним из локомотивов страхового рынка.
С чем это связано, какие перспективы у страхования автотранспорта и как все это скажется как на рынке, так и на автовладельцах, рассказал президент Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.
Евгений Владимирович, что происходит на рынке автострахования в России?
Евгений Уфимцев: Сегменты автотранспортного страхования продолжают оставаться важными составляющими страхового бизнеса и в совокупном портфеле российских страховщиков составляют около четверти премий. Рынок каско прошел интересный цикл трансформации спроса и предложения.
За последние девять лет объем премий только в прошлом году превзошел максимум, который был установлен в 2014 году. И это только в номинальном объеме без учета инфляции. Фактически весь этот период страховщики подстраивали свои продукты под потребности клиентов, активно стали применяться франшизы, увеличиваются совокупные скидки за безаварийную езду, модернизируются страховые продукты. То есть, можно сказать, рынок проходил очередной этап созревания и находил баланс между спросом и предложением страховых услуг.
Страхование ОСАГО имеет другие тенденции, в том числе и по причине более глубокого регулирования. После расширения страховых лимитов в 2014—2015 годах и последовавшим ростом рынка возникли и определенные сложности.
В отдельные периоды происходил существенный рост убыточности, связанный в том числе с распространением недобросовестных практик, имеющих целью существенно завысить получаемое по ОСАГО возмещение по сравнению с реальным причиненным ущербом, что снизило привлекательность этого сегмента для бизнеса.
Но к 2023 году в силу ряда важных реформ, повлиявших на более справедливое ценообразование, ситуация с убыточностью выровнялась и позволяет компаниям конкурировать за клиентов с хорошей страховой историей.
Какая сейчас ситуация с выплатами, насколько чувствителен рынок к инфляционным скачкам?
Евгений Уфимцев: В настоящее время и на горизонте минимум года рынок будет испытывать давление на рост убыточности. В каско средняя выплата в прошлом году увеличилась на 11 процентов и составила 128 тысяч рублей, а в первом полугодии 2023 года она уже выросла до 152,5 тысячи рублей, и рост в годовом выражении уже составил 18 процентов.
По ОСАГО в первых двух кварталах 2023 года динамика роста средней выплаты находится в диапазоне 11−15 процентов, но не исключена дальнейшая коррекция с учетом роста стоимости деталей для ремонта автомобилей. Поэтому наблюдаемое увеличение премий по данным сегментам создает необходимый финансовый резерв для покрытия будущих выплат и стабильного прохождения макроэкономических колебаний.
Основным каналом реализации полисов ОСАГО стали онлайн-продажи
Кроме того, более быстрый рост взносов относительно выплат способствовал снижению коэффициента убыточности-нетто в сегменте страхования средств наземного транспорта и ОСАГО во втором квартале этого года. В обоих сегментах также снизились коэффициенты расходов на ведение дела. В результате комбинированный коэффициент убыточности по страхованию средств наземного транспорта тоже сократился. Эту тенденцию можно отметить как позитивную.
Как вы оцените уровень конкуренции в автостраховании?
Евгений Уфимцев: Здоровое конкурентное соперничество двигает рынок вперед. Что касается концентрации, то оба сегмента (каско и ОСАГО) в основном распределены среди двадцати компаний с долей совокупного объема премий в 98%.
Традиционно доля лидера в каждом сегменте составляет от 16 до 18% в разные годы, еще 6−7 компаний имеют долю рынка 5% и более. Если говорить о широком составе участников рынка автострахования, то более 1000 договоров каско в год продают около 40 компаний, на рынке ОСАГО в настоящее время работает 34 компании.
Чем можно объяснить рост количества полисов каско и ОСАГО?
Евгений Уфимцев: В последний год мы наблюдаем опережающий рост количества полисов каско. Эта тенденция прослеживается с IV квартала 2022 года. Тут несколько факторов, которые влияют на этот показатель. Во-первых, начиная с конца прошлого года происходит восстановление продаж новых автомобилей. В течение 2023 года также существенно выросли продажи на вторичном рынке.
В силу существенного скачка цен как на автомобили, так и на запчасти наблюдается тенденция повышения среднего возраста застрахованных машин, что естественным способом влияет на количество заключаемых договоров.
Во-вторых, мы наблюдаем расширение линейки страховых программ. Для автовладельцев стали доступны полисы с ограниченным покрытием, например, по рискам повреждения автомобиля по вине третьих лиц, что позволяет иметь страховое покрытие на случай превышения стоимости ремонта над действующими лимитами в ОСАГО при наличии виновника ДТП с застрахованной ответственностью.
Также с внедрением цифровых технологий на рынке появляются и краткосрочные страховые программы каско, которые позволяют купить страховку на несколько дней в период активной эксплуатации или на время парковки.
В ОСАГО динамика количества договоров относительно стабильна, и в год в среднем реализуется порядка 40 миллионов полисов. Однако после вступления в 2024 году в силу законодательных изменений в части возможности оформления краткосрочных полисов, а также создания федеральной государственной информационной системы легковых такси мы ожидаем, что количество полисов ОСАГО может вырасти.
Какие каналы продаж являются приоритетными для автострахования? Какие тенденции здесь можно отметить?
Евгений Уфимцев: Основным каналом реализации ОСАГО стали онлайн-продажи, которые осуществляются либо напрямую, либо через посредников. ОСАГО — это драйвер развития электронного канала по рынку в целом. Объем премий, полученных через него, увеличился с 61 миллиарда рублей в 2020 году до 164 миллиардов рублей в 2022 году.
Традиционные для ОСАГО продажи через агентов — физических лиц с учетом применения электронного документооборота в 2019—2022 годах находились в диапазоне 42−46 процентов, но в первом полугодии 2023 года этот показатель снизился до 37 процентов.
Схожие тенденции по повышению объема электронных продаж и в каско, но их доля в совокупном объеме премий пока скромнее — около восьми процентов, что говорит о широком потенциале внедрения цифровых технологий в этом сегменте.
Как можно охарактеризовать ситуацию с доступностью ОСАГО в настоящее время? Недавно подписан меморандум между такси, агрегаторами и РСА. В результате ОСАГО для такси станет доступнее?
Евгений Уфимцев: Работа по повышению доступности ОСАГО беспрерывно ведется с 2016 года, когда запустился механизм заключения страховщиками договоров от имени друг друга через механизм агентирования, в 2017 году появился механизм гарантированной покупки полиса (Е-Гарант).
За время работы E-Гарантом через информационные ресурсы РСА было продано более 7,5 миллиона полисов, однако впоследствии был реализован иной еще один механизм повышения доступности приобретения полиса ОСАГО.
В прошлом году заработал перестраховочный пул ОСАГО, позволяющий сделать более справедливое распределение высокоубыточных категорий страхователей между страховщиками. Результаты работы этой системы говорят о том, что рынок серьезно продвинулся в решении задачи по обеспечению доступности полисов.
За неполных полтора года работы перестраховочный пул принял уже около 6,5 миллиона полисов на 64,6 миллиарда рублей и позволил снизить остроту проблемы с доступ- ностью полисов в регионах и по отдельным сегментам с показателем убыточности выше среднерыночного значения (такси, грузовые ТС, мотоциклы).
Такси по-прежнему остается высокоубыточным видом транспорта. В этом сегменте частота страховых событий в шесть-семь раз выше, чем в среднем по всему рынку. И тарифы для таксомоторных парков по полисам ОСАГО находятся у верхних границ. Однако это все равно не позволяет покрывать убытки. Проблему высокоубыточных сегментов необходимо решать комплексно, в том числе повышая контроль за водителями такси.
В этом году стартовало удаленное урегулирование убытков в ОСАГО. Можно ли уже оценить готовность рынка к этому сервису и его востребованность?
Евгений Уфимцев: Текущий год войдет в историю развития рынка автострахования как очередной этап внедрения новых технологических решений. В июле мы увидели первый заявленный клиентом страховой случай с использованием цифровых сервисов. Надо сказать, что проделана большая работа как в области разработки и принятия нормативных актов, регулирующих процессы удаленного урегулирования, так и со стороны интеграции корпоративных и государственных информационных систем.
Подвести первые итоги работы данного сервиса можно будет позже, когда появится необходимая статистика. Но мы надеемся, что к 1 января 2025 года, когда предоставление возможности электронного урегулирования станет обязательным для всех компаний, рынок подойдет в максимальной готовности.
Какими вы видите перспективы развития рынка автострахования?
Евгений Уфимцев: Что касается прогнозов, по ОСАГО, вероятнее всего, этот год окажется успешным с точки зрения динамики взносов, прирост можно ожидать в районе 15−20 процентов. По автокаско прогнозируется более скромная динамика — в районе 10 процентов — по масштабам инфляционный рост. С другой стороны, выплаты по ОСАГО и автокаско тоже будут расти. Вероятнее всего, прирост составит те же 15−20 процентов. По прогнозу РСА, автозапчасти могут подорожать на 20−30 процентов.
Дальнейшее развитие автокаско связано с использованием современных технологий для индивидуализации тарифов путем анализа больших массивов данных и точной оценки рисков, развития клиентских сервисов (онлайн-оформление полисов, онлайн-урегулирование убытков).
В ОСАГО определенные надежды мы связываем с продолжением индивидуализации тарифов, обеспечением высокой доступности полисов, проверкой наличия полиса с помощью видеокамер, в средне- и долгосрочной перспективе — с повышением лимитов выплат по жизни и здоровью, интеграцией системы «АИС Страхование» с государственными сервисами, а также возможностью использования единого полиса на территории стран — членов ЕАЭС.
Владимир Баршев