В таких случаях даже неспециалист поставит очевидный диагноз — прогорел глушитель. Что делать в такой ситуации и можно ли решить проблему малой кровью, например, заменив лишь некоторые элементы системы выпуска, а то и вовсе — попросту заварив ее сифонящий участок? Авто Mail.Ru разобрался в этом вопросе.
Причины поломки выхлопной системы
Повреждение системы выпуска могут вызывать различные обстоятельства — от заводского брака до естественного износа или повреждения глушителя. Однако чаще всего виновны тяжелые условия эксплуатации. Среди них — некачественное топливо, дорожные реагенты, приводящие к коррозии, разгерметизации сварных швов и появлению дыр. Кроме того, при преодолении глубоких луж происходит резкое охлаждение нагретого корпуса, также вызывающее дыры и трещины. Негативный эффект имеют и регулярные поездки на короткие расстояния, когда система выхлопа не успевает эффективно охлаждаться.
При езде по тяжелому бездорожью и даже при неаккуратной парковке элементы системы выпуска страдают от ударных воздействий.
Самые серьезные поломки связаны с выходом из строя каталитического нейтрализатора, или, как еще говорят, катализатора. Чаще всего, это происходит из-за некачественного топлива, неисправной системы зажигания (сгоревшая катушка, забитая форсунка, подсос воздуха) или попадания масла в бензин, что приводит к закоксовке катализатора продуктами сгорания.
В выпускном тракте автомобиля также используются датчики кислорода, которые тоже ломаются, страдая от некачественного горючего, некорректной работы зажигания и фракций масла в отработанных газах. Наконец, встречаются ситуации, когда глушитель взрывается. Причиной может быть воспламенение топливных паров в кожухе в случае разбалансирования системы, подающей топливно-воздушную смесь.
Распространенные дефекты глушителя
Если вы заподозрили, что глушитель поврежден, необходимо внимательно осмотреть этот узел, подняв машину на подъемнике или загнав на эстакаду.
Выпускная система включает несколько важных узлов:
- Выпускной коллектор, через который выводятся продукты сгорания в цилиндрах двигателя,
- Гофра — упругая муфта для уменьшения вибрационных нагрузок,
- Резонатор, уменьшающий температуру отработанных газов и замедляющий их перемещение,
- Катализатор, сокращающий содержание вредных продуктов выхлопа путем их дожигания и окисления, глушитель, снижающий уровень шума и частично нейтрализующий токсичность выхлопа,
- Кислородный датчик, определяющий химический состав продуктов сгорания и корректирующий соотношение компонентов воздушно-топливной смеси. Соответственно, все эти элементы могут выйти из строя и нуждаться в ремонте или замене.
Почему нельзя ездить с поврежденной системой выхлопа
Неисправный глушитель приводит к увеличению выхлопа с повышенной токсичностью. Этот угарный газ будет не только загрязнять атмосферу, но и проникать в салон через вентиляционное отверстие в нижней части лобового стекла. Кроме того, снижается производительность силовой установки — в результате нестабильного газораспределения ухудшается тяга, поскольку топливо сгорает не полностью.
В то же время, на внутренних деталях мотора может образовываться копоть, провоцирующая закоксовку цилиндров. Если же проморгать поломку катализатора, это чревато и вовсе выходом двигателя из строя. Дело в том, что керамические крупицы поврежденной начинки «каталика» засасываются через выпускной тракта в цилиндры мотора и почти мгновенно царапают стенки цилиндров, делая неизбежным капитальный ремонт двигателя. И, наконец, неизбежно возрастает уровень шума.
Уровень шума по ГОСТу составляет 96 дБА для легковых машин, 98 дБА — для «легковушек», имеющих более 8 мест, грузовиков до 12 т и 100 дБА — для грузовых ТС свыше 12 т, а также автобусов. Повышенная шумность может трактоваться инспектором как неисправность, за наличие которой предусмотрен штраф 500 рублей или предупреждение.
Виды ремонта выпускной системы
В ряде случаев выбрасывать деньги на ветер из-за микроскопических дырочек или трещин в глушителе не имеет смысла, логичнее отремонтировать прохудившуюся деталь. Однако ремонт ремонту рознь. Такой экспресс-метод, как использование специальных герметиков, стойких к высоким температурам, равно как керамических лент, можно рекомендовать разве что как временную ремонтную меру.
Другое дело — классическая сварка, с помощью которой на место прорехи в системе выпуска ставится специальная латка. Как правило, такие заплатки навариваются при прогарах в банках глушителя — непосредственно в глушителе, резонаторе и пламегасителе.
Есть и альтернативный вариант — холодная сварка. Здесь для ремонта применяется специальный двухкомпозитный материал, который наносится на место прогорания. Смесь быстро застывает и обеспечивает герметичность участка. Однако серьезные и множественные прожоги холодной сваркой не сдержать. При этом во всех случаях ремонт глушителя должен завершаться нанесением специальной термостойкой краски. Так глушитель будет существенно лучше противостоять коррозии.
Что делать, если вышел из строя каталитический нейтрализатор
Каталитический нейтрализатор — самая дорогая часть выпускной системы, предназначенная для снижения токсичности отработавших газов. Внутри этой, в буквальном смысле, драгоценной детали расположен керамический блок с сотовой структурой. В зависимости от модели на стенки сот наносится микрослой из палладия, родия, иридия, серебра, золота или платины. Производители уверяют, что срок службы нейтрализатора составляет 100−150 тыс. км. Однако фактически проблемы могут возникнуть и при меньшем пробеге, особенно в городах, где приходится стоять в пробках.
Соответственно, существует несколько вариантов решения проблемы. Казалось бы, самый логичный вариант — замена — не всегда приемлем, поскольку за новую деталь придется выложить более 100 тыс. рублей. Просто вырезание «каталика» из системы с установкой вместо него пламегасителя (разновидность резонатора) и «обманки» (проставки между «трубой» и датчиком кислорода на выходе из катализатора, не позволяющей «мозгам» корректировать работу мотора) — вынужденное бюджетное решение. Однако оно трактуется как нарушение конструкции автомобиля. К тому же такая «пересадка» оставит машину с вредным выхлопом, который будет неизбежно прорываться в атмосферу и в салон.
Наконец, машину с пламегасителем вместо катализатора будет проблематично поставить на учет и провести ее технический осмотр. Поэтому многие эксперты рекомендуют установку так называемого ремонтного, или универсального, «катализатора», который обойдется лишь немногим дороже пламегасителя и в несколько раз дешевле новой фирменной детали. В ряде случаев установка универсального «каталика» требует перепрошивки электронного блока управления, но звук и запах выхлопа при этом будут куда тише и чище, чем в случае с бюджетным пламегасителем.
Как продлить срок службы выпускной системы
В заключение приведем несколько советов специалистов, которые помогут продлить жизнь выпускной системе. Прежде всего, следите за состоянием не только внешних панелей кузова, но и деталей под днищем. Это касается в том числе и резинометаллических подвесок, которые снимают часть нагрузки с глушителя.
Время от времени прогревайте механизм на высоких оборотах двигателя, чтобы избавиться от влаги.
В зимнее время, когда дороги залиты химическими реагентами, почаще мойте машину, не забывая сбивать грязевой налет в том числе с днища авто.
На «пересеченке» дозируйте скорость и избегайте резких стартов, в противном случае камни и песок будут бомбардировать систему выпуска, проверяя ее на прочность. Наконец, регулярно делайте ТО и проверяйте работу систем зажигания и питания двигателя.