Почему ГАЗ-68 с уникальными характеристиками не пошел в серию

Говорим «самоходка» или «самоходное орудие» и почти всегда подразумеваем гусеничную технику. Верно же?

Что советские СУ-100 или ИСУ-152, не дававшие спуску тяжелым немецким танкам, что легкая СУ-76, оказавшаяся очень эффективным и, что немаловажно, недорогим в производстве средством поддержки пехоты — все поголовно представляют собой танки, разве что без башни.

Однако в годы Великой Отечественной войны конструкторы Горьковского завода работали и над проектами колесных самодвижущихся пушек. Одна из самых интересных конструкций — это КСП-76, также известная под индексом ГАЗ-68.

ГАЗ-68

Посмотрите на этот удивительный образец бронетанковой техники — согласитесь, на традиционную САУ эта колесная самоходная пушка калибром 76 мм (отсюда и название) не очень похожа. Больше напоминает грузовик, накрытый бронелистами и снабженный знаменитым дивизионным орудием ЗИС-3.

Кстати, версия про грузовик очень близка к правде. Ведь в основе КСП-76 лежит шасси полноприводного грузовика ГАЗ-63. Его серийное производство, конечно, начнется только после войны, но опытные экземпляры были разработаны еще в середине 1940-х годов.

ГАЗ-68

Конструкторы ГАЗа остановились на заднемоторной компоновке, при этом трансмиссию, можно сказать, установили задом наперед. Основной привод у самоходной пушки шел на передние колеса, а задние подключались по необходимости. Если называть вещи своими именами, то это был переднеприводный автомобиль. Чуть ли не первый в Советском Союзе!

Броня у КСП-76 была чисто номинальная — от 3 до 16 мм. Впрочем, этого хватало для защиты экипажа от пуль и осколков. Для легкой САУ непосредственной поддержки пехоты вполне достаточно. Рубка машины, как и на самой массовой «самоходке» Второй мировой СУ-76, была открытой. Это снижало загазованность боевого отделения при выстреле, улучшало координацию между экипажами и пехотой. И, опять же, снижало массу и стоимость конструкции. Для военной техники очень важные качества.

ГАЗ-68

Била же КСП-76 больно. Да, в 1944-м пушка ЗИС-3 уже не могла бороться с лобовой броней тяжелых немецких танков. Для этого в армии имелись другие самоходные орудия. Но средние танки, бронетранспортеры и укрепленные огневые точки врага ГАЗ-68 мог поражать исправно.

Главный же плюс машины — мобильность и скрытность. По высоте самоходная пушка была заметно ниже человеческого роста, то есть ее не было видно даже в высокой траве. Отсутствие гусениц также снижало шум при движении. Динамика разгона в сравнении с аналогами тоже впечатляла — КСП-76 оказалась вдвое быстрее СУ-76, даром что оснащалась одиночным, а не спаренным двигателем ГАЗ-11.

Минусы? Главный и по сути единственный — проблемы при прохождении окопов. Что, если подумать, вполне естественно для любой колесной машины. Но в серию она не пошла по другой причине. Испытания КСП-76 закончились уже в конце 1944-го, когда война уверенно клонилась к закату. В тех условиях массовый выпуск прогрессивной и продуманной колесной самоходки посчитали уже не столь и нужным.

Александр Потапов