Почему автопроизводители так долго тянут с дебютами новых машин

Для чего нужны не имеющие ничего общего с серийными машинами концепт-кары, бесконечные тизеры, премьерные показы автомобиля в статике и онлайн-дебюты в соцсетях, если даже после этого товарные экземпляры не успевают добраться до дилерских центров спустя еще год?
Сергей Хлопунов

Несмотря на то, что ажиотаж вокруг электромобилей Tesla понемногу сходит на нет, Илон Маск успешно запускает «Гигафабрики» по всему миру и ударными темпами наращивает объемы производства своих бестселлеров. Но что с новинками? Эпатажный пикап Tesla Cybertruck официально был представлен осенью далекого 2019 года, старт продаж серийных экземпляров первоначально был запланирован на конец 2021-го…

Об официальном запуске производства пикапов было объявлено совсем недавно, в июле 2023 года, но на протяжении первых нескольких месяцев объемы выпуска будут мизерными. И на сборку 1,9 миллиона предзаказанных электропикапов у компании уйдут годы: срок ожидания растянулся на пять лет! А про анонсированную еще в ноябре 2017 года двухдверку Tesla Roadster второго поколения, которая до сих пор не добралась до конвейера, лучше не вспоминать — хотя сам Илон Маск утверждает, что работы над проектом еще продолжаются.

FqJsCgPWACAOgKz.jpeg
cybertruck_04.jpeg
tesla-investor-day-the-cybertruck-shows-a-squarish-steering-wheel-drop-front-center-seat_3.jpeg
tesla-investor-day-the-cybertruck-shows-a-squarish-steering-wheel-drop-front-center-seat_2.jpeg
10фотографий

Но если Tesla уже много лет славится постоянными срывами сроков, то другие, куда более консервативные автопроизводители, как правило, значительно быстрее справляются с доводкой прототипов и организацией серийного производства. Хотя в последние годы и они иной раз позволяют себе не соблюдать график. Или нет?

Формально дебютные показы новинок и даже первые ездовые презентации проходят по плану, однако до появления первых товарных машин у дилеров могут пролететь не недели, а месяцы и даже годы в особо запущенных случаях. Причины всегда разные, но чаще всего они связаны с нехваткой комплектующих, проблемами с сертификацией на том или ином рынке, а также кадровыми перестановками в руководстве компании, забастовками на заводах, проблемами с логистикой и даже пожарами на кораблях, которые везут новые машины на экспорт по морю. Правда, на практике далеко не все задержки оказываются незапланированными.

Корейский концерн Hyundai, в который также входят бренды Kia и Genesis, в последнее время использует стратегию порционного раскрытия информации о своих новинках. Сначала создатели демонстрируют первые фотографии экстерьера и интерьера, не сообщая никаких подробностей, следом они устраивают «вторую» мировую премьеру, в ходе которой публикуются некоторые технические детали, а затем наступает долгое ожидание, пока новая модель не появится на всех экспортных рынках — иногда с интервалом в несколько лет.

Hyundai Santa Fe пятого поколения белый
Hyundai Santa Fe пятого поколения белый
Hyundai Santa Fe пятого поколения белый
Hyundai Santa Fe пятого поколения белый
6фотографий

Например, в середине июля состоялся дебютный показ нового кроссовера Hyundai Santa Fe, о котором пока особо нечего сказать, кроме неожиданной смены имиджа и комбинации из двух 12,3-дюймовых дисплеев для приборной панели и медиасистемы в салоне. Затем мировая премьера состоится на YouTube-канале компании Hyundai, однако даже после нее даты появления машин за пределами Кореи наверняка останутся неназванными. Но не стоит думать, что только корейцы тянут лямку, а вместе с ней и наше терпение.

Посмотрите на компанию Ford, второго по величине (и, вероятно, непунктуальности) автопроизводителя США. С официального дебюта внедорожника Bronco шестого поколения до появления серийных экземпляров в дилерских центрах прошло больше года — ведь именно тогда мировую автоиндустрию настиг дефицит полупроводников, который вынудил руководителей крупных концернов приостановить работу большинства заводов по всей планете, в том числе в России.

Но даже Bronco не опоздал настолько, насколько опоздал пикап Ford Ranger для североамериканского рынка. Новый пикап на доработанной платформе T6 официально представили в ноябре 2021 года, но первым делом он добрался до Австралии и Европы, а не до Соединенных Штатов. Несмотря на то, что версию для рынка США фордовцы еще много лет назад начали разрабатывать одновременно с модификациями для других стран, о выходе практически идентичной версии для Америки было объявлено только в мае 2023 года!

Ford Mustang
Источник: Ford

Стоит ли теперь удивляться тому, что новый Ford Mustang с индексом S650 тоже немного отстает от графика? По плану, представленный публике в сентябре прошлого года спорткар седьмого поколения должен добраться до первых покупателей уже до конца этого лета. Но на данный момент все, что у нас есть, — это лишь обзоры автожурналистов и блогеров, которым посчастливилось познакомиться с предсерийными машинами.

Разумеется, можно сказать, что фордовцам даже не нужно торопиться, поскольку Mustang останется последним игроком в своем сегменте после того, как Dodge Challenger и Chevrolet Camaro отправятся в отставку — их снимут с производства в течение нескольких месяцев. Но так ли Ford уверен, что все покупатели моделей Camaro и Challenger вскоре пересядут на Mustang, а не на будущую серийную версию электромобиля Dodge Charger Daytona SRT или очередной спортивный кроссовер? Время, как говорится, покажет.

Но есть и обратные примеры. Концепт-кар Mitsubishi XRT был представлен в марте на автосалоне в Бангкоке, а совсем недавно компания Mitsubishi представила серийный пикап L200 шестого поколения. И начала продажи на рынке Таиланда в тот же день! Если даже переживающий непростые времена относительно небольшой японский производитель может безупречно организовать дебют новой модели (еще и без каких-либо утечек), то почему более крупные компании не могут?

Mitsubishi L200
Источник: Mitsubishi

Увы, с непрофессионализмом и отсутствием в штате компетентных сотрудников это никак не связано. Скорее всего, они просто наслаждаются ажиотажем и шумихой вокруг новых моделей — шпионскими фотографиями, патентными утечками, запоздалыми премьерами, а также неделями, месяцами и даже годами ожидания машин в шоурумах. Откровенно говоря, крупные марки стали настоящими королевами социальных сетей, привлекая к себе все больше внимания — и эта проблема, к сожалению, со временем будет лишь усугубляться.