Япония запретила экспорт в Россию машин с двигателями более 1,9 литра и электрокаров

Япония с 9 августа вводит запрет на экспорт в Россию автомобилей с двигателями более 1,9 л, гибридных машин и электромобилей. Под запрет также попадет ввоз в Россию яхт, поездов, изделий из металлов и стекла, тканей, в том числе ношенной одежды, сообщило Минэкономики Японии. Окончательный список будет готов ко 2 августа

Япония расширяет список товаров, запрещенных к экспорту в Россию, запреты начнут действовать с 9 августа, сообщило Минэкономики страны. В список запретных товаров включены автомобили с объемом двигателя более 1,9 литра, гибридные машины и автомобили, а также яхты, металлы и изделия из них, текстиль, бывшая в употреблении одежда и другие товары.

В опубликованном примерном списке запретных для импорта в России указаны транспортные средства и запчасти к ним, в том числе с бензиновым и дизельным двигателем с объемом более 1,9 литра, гибридные автомобили и электромобили. Окончательный перечень товаров будет представлен ко 2 августа. Сейчас в нем присутствуют:

  • химические и другие вещества, в том числе — гашеная известь, перекись водорода, красители и пигменты, полиграфические краски, смазки, средства для обработки текстильных волокон, кожи, меха и других материалов, модифицированный крахмал и клеи;
  • материалы для фотографии или пленки, в том числе светочувствительная рулонная фотопленка;
  • продукция для химической промышленности — реагенты, катализаторы, ускорители реакций;
  • пластмассы и изделия из них (в их числе — акриловые полимеры);
  • резина и изделия из нее (шины для крупногабаритных транспортных средств);
  • древесина и изделия из нее, включая фанеры, шпон и панели из него, мебель;
  • изделия из натуральной и композитной пробки и изделия из нее;
  • целлюлоза и макулатура, бумага, картон и картонные изделия;
  • хлопок и хлопчатобумажная ткань, пряжа, искусственное волокно и текстиль из него;
  • вата, ткани, промышленные текстильные изделия, трикотаж, подержанная одежда;
  • камень, гипс, цемент, асбест, слюда, асфальт и другие подобные материалы;
  • керамические изделия, стекло и изделия из стекла;
  • железо, сталь, медь, никель, алюминий, свинец и другие металлы и изделия из них;
  • котлы и оборудование, а также их части и принадлежности;
  • электрическое оборудование и его части;
  • железнодорожные локомотивы, путевые транспортные средства, электровозы и тепловозы
  • яхты, прогулочные или спортивные суда и т. д.

С апреля 2022 года из Японии в Россию запретили вывозить автомобили дороже ¥6 млн (эквивалент €44 100). Тогда это соответствовало ограничениям со стороны ЕС — они затрагивали машины дороже €50 000. Японские власти следуют за европейскими и сейчас. Последним, 11-м пакетом санкций ЕС, легковые автомобили исключили из перечня предметов роскоши с эмбарго на ввоз в Россию, но их экспорт, в том числе подержанных машин, полностью запретили.

В ряде таможенных кодов оговаривается, что запрет распространяется на автомобили с двигателями от 1,9 л. По данным японской таможни, из страны в Россию в первые пять месяцев 2023 года экспортировали 91 700 автомобилей на ¥110 млрд (€713,1 млн), почти все они — подержанные. Около 24 100 машин, или 26,3%, — это подержанные автомобили с двигателем от 1 до 1,5 л. 18 400 автомобилей, или 18,1%, — с двигателем от 1,5 до 3 л.

Читайте также
дилер
Дилеры поспешили запастись автомобилями до индексации утильсбора
В России с 1 августа произойдет индексация утилизационного сбора на машины. По словам дилеров, это неминуемо вызовет скачок цен, однако пока на складах еще достаточно машин, закупленных по прежним ставкам утильсбора

Еще 24 600 штук, или 26,9%, пришлось на поставки по таможенному коду, относящемуся к неподключаемым гибридам — с двигателями внутреннего сгорания с искровым зажиганием и электродвигателями в качестве приводных. Это популярные на Дальнем Востоке и в Сибири гибриды предыдущих поколений, сказал газете «Коммерсантъ» Дмитрий Бабанский из SBS Consulting.

Аналитик объяснил популярность таких машин и электромобилей их ценой, стоимостью владения и интересом жителей Дальнего Востока к уже популярным в Японии моделям. В случае введения ограничений на их поставки покупатели могут переориентироваться на ДВС или машины из Китая, считает эксперт.

По данным Сергея Удалова из «Автостата», в общем импорте в Россию новых и подержанных автомобилей машины с двигателем свыше 2 л занимают соответственно около 16% и 30%. В автомобилях с пробегом доля японских машин с объемом 2 л и более, по оценкам эксперта, составляет около 5% от всего импорта. В условиях запрета на поставки гибридов и электромобилей рынки Дальнего Востока и Сибири переориентируются на ДВС с двигателем до 1,9 л, считает Удалов.

Сергей Мингазов