Чем торгуют дилеры Mercedes-Benz после ухода немцев из России

Абсурдно дорогие автомобили премиального немецкого бренда ищут покупателей под одной крышей с новыми китайскими машинами
Сергей Хлопунов

После прекращения официальных поставок «Мерседесов» в Россию (и остановки конвейера завода в Подмосковье) дилеры немецкой марки начали искать новые методы выживания — следом за экстремальным повышением цен на ввезенные до марта прошлого года машины на помощь пришел параллельный импорт, который позволил наладить штучные поставки автомобилей по альтернативным каналам. Но скромные объемы ввоза из-за рубежа не справлялись с отложенным спросом, поэтому дилерам пришлось искать новых партнеров.

Из числа автопроизводителей, которые готовы официально работать в России и развивать дилерскую сеть, кандидатов осталось не так много — и подавляющее большинство, разумеется, оказалось родом из Китая. Серьезным стимулом двигаться дальше для российских дилеров Mercedes-Benz стало решение руководства немецкой компании продать все местные активы и уйти с рынка, принятое в конце октября прошлого года.

Спустя полгода стало известно о закрытии сделки: все российские подразделения «Мерседеса», включая пресловутый завод в Подмосковье, дистрибьюторскую организацию, лизинговые и страховые компании, перешли группе компаний «Автодом», которой принадлежали десятки дилерских центров в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре. А что стало с другими дилерами?

Avatr 011 и HiPhi X
Avatr 011 и HiPhi X
Avatr 011 и HiPhi X
Avatr 011 и HiPhi X
HiPhi X

Большинство из них продолжают работу в обновленном формате. К примеру, дилерский центр в ближнем Подмосковье не снимает вывески Mercedes-Benz с фасада здания, однако ассортимент предложенных автомобилей в общей сложности представлен уже шестью брендами: Voyah, Hongqi, Avatr, HiPhi, Evolute и, собственно, Mercedes-Benz. Но если экзотичные электрокроссоверы Avatr 011 и HiPhi X (за 9,4 млн и 15,8 млн рублей соответственно) с нерусифицированными интерфейсами в салон попали по «серым» каналам, то Voyah и Hongqi подмосковный центр продает на правах официального дилера.

Mercedes-Benz GLC
Mercedes-AMG SL 63
Mercedes-AMG SL 63
Mercedes-Benz GLC и Mercedes-AMG SL 63

Большинство по-прежнему за немецкими моделями: как и раньше, в выставочной зоне можно найти новенькие седаны C-, E- и S-класса, лифтбеки Mercedes-AMG GT, кроссоверы GLE и GLS, «Майбахи» и AMG-модификации, а также машины с пробегом. При этом в салоне есть и дизельный Mercedes-Benz GLC нового поколения, и даже кабриолет Mercedes-AMG SL 63 с битурбомотором V8 4.0 (585 л.с.) за 28 миллионов рублей.

Voyah в Панавто
Voyah Free, Voyah Passion
Voyah Free, Voyah Passion
Voyah Free, Voyah Passion
Voyah Free, Voyah Passion

Второе место удерживают автомобили марки Voyah: разнообразие в массу кроссоверов Free вносят минивэн Dream и седан Passion. Третье место за Hongqi и одним-единственным электрическим кроссовером E-HS9, для которого, к слову, организована отдельная зона.

Hongqi E-HS9 в Панавто
Hongqi E-HS9 в Панавто

А вот для электромобилей Evolute липецкой сборки места в зале с дорогими немецкими и китайскими машинами не нашлось — группа одинаковых белых седанов i-Pro стояла снаружи в дальнем углу территории дилерского центра подальше от посторонних глаз. Не исключено, что после начала сотрудничества с другими китайскими брендами простенькие «Эволюты» здесь больше продавать не будут — да и истекший контракт с представителями молодой отечественной марки дилер, похоже, продлевать пока не спешит.

Но если с запчастями на официально продаваемые китайские новинки все более-менее в порядке, то с «Мерседесами» все не так гладко — цепочки поставок через третьих лиц из-за ряда проблем постоянно приходится менять, поэтому с оперативным обслуживанием и ремонтом относительно свежих немецких иномарок есть некоторые сложности. А вот с набором запчастей и расходников на более старые модели все не так плохо: запасы завезенных еще до прошлой весны позиций до сих пор не иссякли — по всей видимости, из-за того, что желающих обслуживать немолодые «Мерседесы» у официального дилера становится все меньше и меньше.

Словом, купить новый Mercedes-Benz можно без проблем — как говорится, любой каприз… Но после ухода компании из России сеть официальных дилеров Mercedes-Benz больше не имеет к ней прямого отношения: гарантия на новые машины носит скорее формальный характер, фирменная аппаратура в сервисных центрах работает с усеченным функционалом (приложение Mercedes me и вовсе отключено), сказывается и дефицит некоторых запчастей.

Да и сотрудники салона то и дело подливают масла в огонь сомнений, как бы невзначай подчеркивая, что за Китаем — будущее. Для осиротевшей сети официальных дилеров Mercedes-Benz — несомненно. А вот владельцы стареющих «Мерседесов», кажется, еще колеблются.