Разработаны новые программы подготовки водителей. Проект соответствующего приказа Минпросвещения поступил в аналитический центр правительства. А именно в рабочую группу по «Регуляторной гильотине».
Чем удивляет этот проект? Тем, что последние программы подготовки водителей вступили в силу 1 сентября прошлого года. Причем автошколы были вполне ими довольны.
При этом всего было утверждено 62 программы. Это не только подготовка водителей по основным категориям, но и программы переподготовки, а также повышения квалификации водителей.
То есть, согласно им, обучившись на одну из категорий, водитель потом по упрощенной схеме, то есть с сокращением количества часов обучения, может обучиться на другую. Причем сокращение времени довольно серьезное — 86 часов. А это экономия не только времени, но и денег.
Однако предложенный проект предусматривает только 16 программ. То есть, именно по основным категориям. Казалось бы, заменить одни другими — несложно. Но они должны соответствовать друг другу. А этого, увы, не произошло.
Давайте начнем с самой популярной категории — «В» — легковые автомобили. Вместо 190 часов общей подготовки предлагается ввести 244. При этом количество практического вождения снижается с 56 до 46. Между тем, именно при сдаче вождения заваливается большинство кандидатов на права. Куда им без практики?
Кроме того, вводится некая самостоятельная подготовка в объеме 40 часов. А это треть времени обучения. И тут возникает несколько вопросов. Кто и каким образом будет контролировать эту самостоятельную подготовку? А также второй вопрос. Раз это самостоятельная подготовка, зачем за нее кандидат в водители должен платить автошколе?
Кроме того, непонятно, каким образом основы оказания первой помощи, в том числе такие специфические, как, например, «удаление инородного тела у тучного пострадавшего, беременной или ребенка», можно изучить самостоятельно.
Это касается не только категории легковых автомобилей, но также, грузовиков, автобусов, троллейбусов и трамваев. А это уже речь идет об оказании услуг населению. В частности, непонятно, как будущий водитель грузовика сможет самостоятельно изучить «Основы управления транспортным средством»?
У кандидатов в водители трамваев время практических занятий предлагается сократить с 370 до 150 часов. У будущих водителей троллейбусов — с 470 до 180 часов. Очевидно, навыков им это не прибавит. И безопасности на дорогах тоже.
Владимир Баршев