Разыскивается механик: автосервисам не хватает рук

Автодилеры и СТО открыли сотни вакансий, но желающих мало

Автосервисы столкнулись с нехваткой квалифицированных работников, что может отразиться на качестве ремонта автомобилей. При этом вакансий становится всё больше. Где взять механиков с «золотыми руками», разбирались «Известия».

Дефицит в процентах

Говоря о нехватке кадров, игроки рынка прежде всего называют автомехаников, диагностов, специалистов по ходовой части, а также мастеров по ремонту и покраске кузовов. Кроме того, в дефиците оказались мастера приемщики, администраторы и консультанты по подбору запасных частей и даже продавцы подержанных автомобилей.

— Действительно, дефицит квалифицированных кадров есть. В данный момент у нас открыты вакансии общим объемом 5% от численности персонала, — отмечает директор по сервису «Автодом» (Алтуфьево) Роман Тимашов.

Некомплект персонала оценивают по-разному. По информации сети «Шинный сервис», в некоторых регионах нехватка персонала достигает 30−40% от необходимого количества кадров. Генеральный директор компании «ААА Траксервис» (официального дилера грузовиков MAN и Sinotruk в России) Юрий Желунов говорит о дефиците специалистов «не менее 20% от текущей потребности».

Полтора претендента

Кадровый потенциал автомобильного бизнеса находится в упадке, которого никогда еще не было, считает руководитель Комитета совета по профквалификациям в автомобилестроении (СПКА) по профессиональному образованию и руководитель Академии РОАД Сергей Кожухов.

— Индекс HeadHunter в автобизнесе — 1,8, то есть на одну открытую вакансию претендует менее двух человек. При этом число открытых вакансий выросло в 2−2,5 раза в сравнении с прошлым годом. В некоторых компаниях одновременно открыто более 100 вакансий на подбор линейного персонала: продавцы, механики, клиентская служба, — отметил эксперт.

В I квартале 2023 года автосервисы в среднем по стране стали искать специалистов в 1,5 раза чаще по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. Количество вакансий автослесарей увеличилось на 49%, автомехаников — на 47%, а автоэлектриков — на 76%. При этом соискательская активность остается стабильной с приростом 2−3% год к году, указывают представители отрасли. Городами-лидерами по росту спроса на сотрудников автосервисов стали Екатеринбург — в три раза, Новокузнецк и Омск — в два раза, Москва и Пермь — в полтора раза.

— Можно предположить, что дефицит кадров связан в первую очередь с изменениями на российском авторынке, удлинением сроков службы автомобилей за счет ремонта и своевременного ТО и развитием автомобильной промышленности в стране. Во-первых, автомобилисты стали чаще обращаться в сервисы для техобслуживания, особенно это актуально для европейских автомобилей. Во-вторых, повышение посещаемости автосервисов стимулирует рост продаж автомобилей б/у, и, в-третьих, автолюбители стали чаще делать выбор в пользу частных сервисов, — рассказал директор по развитию платформы «Авито Работа» Дмитрий Пучков.

Читайте также
Пробки в вечерней Москве
Как 4-дневная и 6-дневная рабочие недели скажутся на пробках
Авто Mail.ru узнал у экспертов, отразится ли на загруженности дорог изменение числа рабочих дней в неделе. Станет ли больше машин и заторов на дорогах

Кроме того, многие компании переходят на бренды из Китая. В частности, «ААА Траксервис» в связи с расширением портфеля брендов за счет Sitrak и HOWO начала набор дополнительного техперсонала.

Сеть Fit Service по итогам прошлого года фиксировала 1,7 человека на вакансию. В первые месяцы этого года наметился тренд на еще большее снижение: 1,6 и 1,5 человека на одну вакансию из автосервисной отрасли. Еще хуже ситуация среди рабочего персонала — на уровне 0,9 кандидата. Это значительно ниже, чем в большинстве других сфер: в среднем по стране на одну вакансию из любой сферы претендует 4,5 человека.

Мало платят

В качестве основной причины эксперты и игроки рынка называют непопулярность автосервисных профессий у молодого поколения.

— Более 20 лет на рынке образования происходила переориентация с «синеворотничковых» специальностей на «беловоротничковые». Десятилетиями офисная работа считалась престижной и, как правило, оплачивалась выше, — отмечают в Fit Service. В итоге на рынке «золотых рук» значительно меньше, чем «белых воротничков».

Ситуация также осложняется демографической ямой. Трудоспособного населения в возрасте 30−40 лет значительно больше, чем населения 15−25 лет. Поэтому, помимо дефицита кадров, в стране есть дефицит человеческих ресурсов, отмечают эксперты. Они также обращают внимание, что часть россиян покинула страну, часть была призвана по мобилизации в Вооруженные силы РФ или пошла служить по контракту.

Автосервис
Источник: legion-media

Часть граждан стала менее мобильна, отмечает директор по развитию компании «Карданбаланс» Александр Приходько. Он указал, что люди перестали менять работу без очень весомых на то причин и готовы пойти на это только при существенном росте качества условий труда или заработной платы.

— Согласно последнему исследованию сервиса «Зарплата.ру», 42% от опрошенных заявили, что точно согласятся поменять свою профессию на рабочую, если им предложат зарплату в районе 150−200 тыс. рублей в месяц, что, естественно, никак не бьется с предложением на рынке труда. Подобная зарплатная вилка доступна только очень высококвалифицированным специалистам, а большинство зарплат в автомобильной сфере находятся всё-таки в диапазоне до 100 тыс. рублей, — рассказал Приходько.

По данным Fit Service, за прошлый год рост зарплаты составил 24%. При этом средний уровень дохода специалиста автосервиса достиг 60 824 рублей. В разрезе популярной вакансии «автослесарь» отмечался рост 15%, а средняя зарплата выросла до 65 959 рублей.

Куда уходят механики

Отток персонала из автобизнеса в первую очередь происходит в смежные отрасли: в розницу, доставку, логистику.

— Молодые люди при выходе из колледжа ожидают, что будут сразу получать на руки 60−80 тыс. рублей. Дилерское сообщество готово платить такие суммы, но за набор требований. Нужно пройти сертификацию, обучение, чтобы работать по жестким стандартам. Сейчас у молодежи смещается баланс в сторону жизни, а не в сторону работы, не все готовы работать в жестких стандартах, — рассказывает руководитель Академии РОАД Сергей Кожухов.

При этом ситуация в отрасли со сменой и поиском работы зависит от квалификации работника.

— Опытные специалисты, например механики и сервисные консультанты, которые в компании ценятся, имеют свою клиентскую базу, сидят на своих местах и не стараются куда-то перемещаться. Такие категории, как продавец-консультант, всегда были текучей позицией. В некоторых компаниях коэффициент текучести клиентской службы достигает 300%, то есть три раза в год меняется персонал, — пояснил Сергей Кожухов.

По его словам, до 2018−2019 годов многие компании занимались хантингом. Сейчас тех, кто инвестировал в персонал, в обучение молодых специалистов, стало меньше.

— В результате бизнес не вкладывал в развитие системы среднего профессионального образования, не формировал HR-бренд автомобильной отрасли и не показывал возможностей, которые есть у молодых людей при обучении и трудоустройстве на дилерские предприятия или СТО высокого уровня, — отметил Кожухов.

Как заинтересовать практикантов

В Министерстве просвещения «Известиям» сообщили, что на протяжении 2018−2022 годов выпуск кадров в сфере обслуживания автомобилей остается на одном уровне — в среднем 45 тыс. человек в год. При этом в рамках стратегической инициативы «Профессионалитет» количество образовательно-производственных центров, готовящих мастеров по ремонту и обслуживанию автомобилей, двигателей и других автомобильных систем и агрегатов, вырастет до 21. Если в 2022 году таких кластеров было создано 4, то в 2023 году их будет уже 17.

Зачастую большинство практикантов не хотят работать в этой сфере после завершения своего обучения, признают представители отрасли.

Несмотря на то, что в нашей стране налажена система подготовки кадров для автосервисов, очень многое зависит от того, в какой техцентр попадет молодой специалист и кто станет его наставником на месте работы, считают эксперты.

— Одно дело — серьезный техцентр, где работают высококлассные специалисты. И другое дело — автосервис с условным «дядей Васей», который мало что может дать молодому специалисту, — отметил независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

9

Это понимают и представители автобизнеса. Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) вместе с Региональной ассоциацией станций техобслуживания (РАСТО) вошли в СПКА и занялись актуализацией профессиональных стандартов в отрасли. На их базе колледжами Москвы были разработаны образовательные программы. Если «московская» модель сработает, дальше начнется ее масштабирование на федеральном уровне.

— То есть ребята, начиная с нового года, будут обучаться по измененным программам, построенным в соответствии с требованиями работодателей. Плюс постоянно идет работа по повышению квалификации мастеров и преподавателей колледжей, особенно активно в Москве, — отметил Сергей Кожухов. Он также рассказал о создании «Единой базы практики РОАД», которая позволит практиканту выбрать работодателя исходя из корпоративной культуры, пристрастия к бренду и даже удобства расположения от дома.

— Мы хотим дать молодому человеку возможность выбрать место практики, провести тест-драйв профессии. Он, может быть, думает, что будет хорошим механиком, а на самом деле руки у него заточены под окрасочный пистолет, — заключил собеседник.

Евгений Багдасаров, Роман Солдатов, Кирилл Сазонов