Стандартов комфорта для салонов самолетов формально не существует, но высокая конкуренция в этой отрасли вынуждает авиакомпании постоянно поддерживать определенный уровень и даже повышать его. Самое большое внимание, конечно же, проявляют в отношении пассажиров высших классов — первого и бизнес-класса. Если 30 лет назад они отличались от эконома только размерами кресел и количеством еды и напитков, то сегодня первый класс в обязательном порядке оснащается горизонтальным спальным местом и, как правило, имеет перегородки и даже двери, изолирующие пассажира.
Бизнес-класс несколько скромнее, однако и там авиакомпании проявляют фантазию. Особенно те, у которых это высший класс обслуживания. Ведь салоны первого класса на дальнемагистральных лайнерах позволяют себе далеко не все авиакомпании. Например, в Европе он остался у British Airways, Air France, Swiss и Lufthansa, а в США — лишь у American Airlines. На этом фоне верность запредельной роскоши сохраняют в основном авиакомпании из Азии и с Ближнего Востока.
Впрочем, сейчас вновь прослеживается тренд на возрождение первого класса в самолетах. Так, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в первом квартале текущего года спрос на авиаперелеты премиум-класса, который также включает бизнес-класс, вернулся к 86% от уровня 2019 года, в то время как общий спрос на авиаперелеты, включая эконом-класс, составил 81% от показателей четырехгодичной давности.
На этом фоне авиакомпании планируют в ближайшем будущем вернуть первый класс в свои лайнеры, поскольку богатые клиенты вновь готовы тратиться на премиальное обслуживание на борту. Что еще придумают перевозчики в конкурентной борьбе за кошельки богачей — сложно сказать. Пока же предлагаем взглянуть на нынешние самые роскошные салоны первого и бизнес-класса лучших авиакомпаний мира, которые удивляют невероятным богатством убранства и оснащения.
Роскошь каюты Residence на борту Airbus A380 Etihad
Кажется, это самое роскошное размещение, которое можно получить на регулярных рейсах. Многокомнатная каюта на борту лайнера А380 — вот что такое Residence. Помещение для дневного пребывания — такое же, как и у «обычных» пассажиров первого класса, но с двумя креслами вместо одного, рядом спальня с двуспальной кроватью и персональный санузел с душем. Спальня и санузел не имеют иллюминаторов. Общая площадь — почти 12 кв. м. Для самолета это очень много!
Уровень комфорта и сервиса впечатляет. К обслуживанию пассажиров Residence допускается не любой из бортпроводников, а лишь специально назначенный дворецкий в визитке и перчатках. Шеф-повар на борту готов учесть личные вкусы гостей при приготовлении блюд и сервировать обед или завтрак в любое время.
На данный момент полеты А380 у Etihad приостановлены, однако ранее стоимость перелета в Residence, скажем, из Абу-Даби в Сидней составляла примерно $23 тыс., а цена за более дальние перелеты со стыковками, например Мадрас — Нью-Йорк, была $35 тыс. в один конец. Это было примерно в четыре раза дороже, чем обычный билет первого класса на таком же маршруте. Но каюта двухместная, так что если лететь вдвоем, то разница получается всего лишь двукратная. Впрочем, Etihad обещает возобновить полеты А380 уже с 15 июля.
Самый просторный первый класс на Airbus A380 Singapore Airlines
Знаменитая своим комфортом и сервисом авиакомпания была первым заказчиком Airbus A380 и в прошлом году вернула самый большой авиалайнер в мире на свои регулярные рейсы. Первый класс на «сингапурских» A380 бывает двух типов. На более возрастных это 12 кают на нижней палубе, а на «свежих» — новый вариант, с шестью каютами на верхней палубе. Перегородки и двери в первом классе хоть и не доходят до потолка, но обеспечивают достаточную изоляцию. Сами каюты очень большие — площадью 5 кв. м. В них размещена не только кровать, которая расположена поперек фюзеляжа и может быть сложена в дневное время, но и поворачивающееся кресло. Здесь также есть поворотный ТВ-дисплей диагональю 32 дюйма, который удобно смотреть и лежа на кровати, и сидя в кресле. Кроме того, для первого класса предусмотрено две туалетные комнаты, которые очень просторные. А еще пассажирам предлагается французская косметика Lalique, а также пижама от этого же люксового бренда.
В меню первого класса может входить, например, термидор из омара (или, если хотите, лобстера — это одно и то же), тасманийский лосось, говядина на гриле и еще несколько вариантов горячих блюд. Но пассажиры также могут заказать вообще все что угодно за 24 часа до полета. Вина для первого класса Singapore Airlines подбирают три эксперта, которые оценивают их вкус и букет в условиях такого же давления, как в салоне летящего самолета.
Стоимость перелета в первом классе на А380 из Сингапура в Сидней продолжительностью менее восьми часов составляет в среднем 8,5−8,6 тыс. сингапурских долларов (примерно 514 тыс. руб. по текущему курсу). Для сравнения: билет в эконом-класс того же рейса стоит около 1,9 тыс. сингапурских долларов (около 115 тыс. руб.).
Полная приватность в новом первом классе в Boeing 777−300 Emirates
Авиакомпания Emirates зашла дальше всех в деле обеспечения уединения для пассажиров первого класса. В 2017 году салоны первого класса Boeing 777 авиакомпании из Дубая были оснащены каютами со стенками и полностью закрывающимися дверями от пола до потолка. В самой Emirates называют эти помещения сьютами, как номера люкс в гостиницах.
В каюте — кресло с функцией массажа, которое можно разложить в кровать рекордной длины, 218 см. В каютах среднего ряда установлены дисплеи, имитирующие иллюминаторы, изображение на них передается с камер снаружи в реальном времени. А еще полная приватность означает также, что вы имеете возможность отрегулировать температуру воздуха только в своей каюте.
В набор для пассажиров (комплект для мужчин и для женщин различный) входит парфюмерия Bvlgary, наушники Bower & Wilkins, а также пижама из хлопка, пропитанная экстрактом водорослей для компенсации сухости воздуха в салоне. Кроме того, для пассажиров предусмотрены и бинокли, чтобы разглядывать мир с высоты.
Стоимость перелета первым классом Emirates из Москвы в Нью-Йорк (через Дубай) составляет примерно 1,8 млн руб. за билеты туда и обратно. Для сравнения: бизнес-класс будет вдвое дешевле, а эконом-класс на те же рейсы и даты обойдется примерно в 200 тыс. руб.
Истинный французский шик в первом классе Boeing 777 Air France
После вывода из флота Air France лайнера Airbus A380 в 2020 году первый класс у французской авиакомпании остался только на Boeing 777−300. Но в этом салоне всего четыре места. Так что это действительно исключительный продукт.
Оформленные в изысканном современном стиле кресла в дневное время представляют собой оттоманку, а для сна раскладываются в кровать длиной 2 м и шириной 77 см. На нее укладывается матрас, наполнитель которого имеет эффект памяти для поддержания оптимальной для пассажира формы. Косметические средства от премиального бренда Sisley помогут привести себя в порядок, а хлопковая пижама — спать с комфортом. Кроме того, монитор диагональю 24 дюйма для каждого пассажира открывает доступ к 650 часам развлекательного контента.
Меню от шефов со звездами от «Красного гида» «Мишлен» обновляется каждые четыре месяца, а винная карта включает лучшие вина Франции.
Стоимость первого класса Air France в два-четыре раза выше бизнес-класса — разница сильно варьируется по направлениям и видам тарифов. Рейсы с первым классом постоянно выполняются из Парижа в Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Дубай, Абиджан и Сингапур.
Строгая элегантность первого класса Swiss
У Swiss по восемь кресел первого класса есть на всех дальнемагистральных лайнерах, но они слегка отличаются. В салонах Boeing 777−300 и Airbus A340−300 стоят новые кресла, которые на дюйм длиннее прежних (203 см вместо 200,5). А в их спинки встроены мониторы диагональю 32 дюйма вместо прежних 23. Но самое главное — теперь они имеют задвигающуюся дверь, которой прежде не было. Кроме того, здесь предусмотрен встроенный шкаф для одежды, куда удобно повесить пиджак или пальто. А само оформление салона прямыми линиями создает впечатление аккуратности и стабильности. Ощущение уюта обеспечивают сдержанные и приятные теплые оттенки дорогих тканей и дерева, используемых в отделке.
Кухня впечатляет: в ней традиционные швейцарские блюда, приготовленные из самых свежих местных продуктов. Пассажиры отмечают, что икру подают не всегда, но у Swiss есть своя фирменная закуска — копченый лосось из Тоггенбурга, который сделан по рецепту царских времен (да, имеется в виду Россия) и называется Balik.
Стоимость перелета первым классом Swiss из Цюриха в Нью-Йорк составляет 3720 франков (около 335 тыс. руб. по текущему курсу) по тарифу с ограничениями и 4520 франков — по самому высокому. Для сравнения: тарифы бизнес-класса предлагаются от 1717 до 2017 франков, а билеты ээконом-класса стоят в вилке 270−480 франков.
Qsuite для компании от Qatar Airways
Авиакомпания Катара названа лучшей в мире в 2022 году — это для нее, можно сказать, привычное занятие: на эту позицию она вышла уже в седьмой раз. А еще она заняла первые места в рейтингах бизнес-класса. Из аэропорта в Дохе она летает в 150 пунктов по всему миру, в том числе в московский аэропорт Шереметьево. Бизнес-класс на Boeing 777−300 у нее называется Qsuite и благодаря своеобразной компоновке салона, где часть кресел расположена спинкой вперед, предлагает различные варианты размещения для пассажиров. Например, можно выкупить места в отдельной «каюте» с двуспальной кроватью или же четырехместное «купе» на компанию. Здесь есть двери — несколько лет назад Qsuite стал первым в мире бизнес-классом с закрывающимися креслами. Пассажирам Qsuite полагается косметический набор от французского бренда Dyptique, а также широкое меню из изысканных блюд и вин из разных стран мира.
Стоимость перелета из Москвы в Нью-Йорк (с пересадкой в Дохе) и обратно составляет около 660 тыс. руб. по базовому тарифу с некоторыми ограничениями и 740 тыс. руб. — по максимальному. Для сравнения: билет на этот же перелет в экономе стоит от 160 тыс. руб.
Прагматичный комфорт в бизнес-классе Finnair
К своему столетию, которое Finnair отмечает в этом году, финская авиакомпания начала обновление салонов бизнес-класса. Удивительно, но в новых креслах AirLounge не откидываются спинки — ведь в обычной домашней мебели редко предусмотрена трансформация. Но пассажиры не остались без возможности лечь: дополнительная секция, которая вставляется между креслом и оттоманкой, образует горизонтальную кровать.
Автор новых кресел — британское дизайн-бюро PriestmanGoode, производитель — Collins Aerospace. Для выбора оптимальной формы кресел при проектировании было сделано множество макетов, которые испытывали люди разной комплекции. Роскошные сиденья оборудованы USB-разъемами типа А и С, розеткой на 220 В для подключения ноутбука и беспроводной зарядкой для смартфонов. На всех дальнемагистральных бортах Finnair есть интернет и один час пользования включен в стоимость билетов бизнес-класса.
По традиции для оформления салона использованы подушки и одеяла финского модного бренда Marimekko, посуду поставляет Iittala, компания по производству стекла и фарфора из одноименной деревни Ииттала. Меню на борту включает двухразовое питание, легкий завтрак или ужин, а также полноценный обед с двумя закусками, основным горячим блюдом, сыром и десертом. И всем пассажирам по-прежнему предлагают не только воду, но и фирменный сок из дикой голубики.
Стоимость бизнес-класса Finnair заметно варьируется в зависимости от условий тарифа. Например, билет из Хельсинки в Бангкок по тарифу Business Light (без багажа, интернета и доступа в лаундж) стоит около €1,5 тыс. в один конец, Business Classic, который предусматривает лаундж в аэропорту и два места багажа, — €1,7 тыс., а полный тариф, который можно бесплатно менять и сдавать с возвратом полной стоимости — €2155. Для сравнения: тарифы эконом-класса начинаются с €490 в один конец.
Валерий Чусов