Что делать, если авиакомпания перенесла или отменила рейс?

Напоминаем, как пассажирам следует поступать в такой ситуации и на какую компенсацию можно рассчитывать

Отмена и перенос рейсов - распространенное явление в российских аэропортах. В день оно может затрагивать больше 1000 пассажиров по стране, а за год - порядка 360 тысяч человек. То есть столкнуться с такой проблемой  рискует любой россиянин, пожелавший улететь в отпуск или отправляющийся в командировку. 

Несмотря на то, что авиакомпании неохотно возвращают деньги пассажирам и возмещают прочие связанные с этим расходы и неудобства, их клиенты вправе получить причитающуюся компенсацию. Главное, если рейс перенесли или отменили, не паниковать, не расстраиваться и не теряться в такой, на самом деле, штатной ситуации, а действовать по следующей схеме.

Куда идти, если рейс отменен?

Как только по громкой связи в аэропорту вы услышали об отмене или переносе своего рейса, следует тут же отправиться к сотрудникам авиакомпании за разъяснениями и за соответствующим штампом в посадочный талон или маршрутную квитанцию. Представитель перевозчика обязан сообщить пассажирам причину отмены или задержки рейса. Во втором случае от него также можно узнать примерное время отправления и варианты дальнейших действий. 

Сотрудники авиакомпании должны держать пассажиров в курсе всех изменений. 

Если же авиаперевозчик заранее сообщил об изменении времени и даты вылета, например, по телефону, СМС либо по электронной почте, то пассажир вправе вовсе отказаться от полета и вернуть за него деньги. Также он может согласиться на полет другим рейсом, либо на ваучер для оплаты будущих перелетов в этой авиакомпании. Если предложенное перевозчиком новое время вылета устраивает пассажира, то ничего больше предпринимать не нужно. Просто приезжайте в аэропорт и проходите на посадку с имеющимся билетом. Если нет - возвращайте билеты.

Обменять или сдать (аннулировать) билеты из-за задержки или отмены рейса ряд авиакомпаний предлагает с помощью операторов службы поддержки, а также на своем сайте или в мобильном приложении. Также это делается по месту приобретения в кассе или в ближайшем представительстве перевозчика, которое может располагаться в том числе в аэропорту.

Что положено пассажиру при отмене или переносе рейса?

Согласно п. 99 Федеральных авиационных правил, пассажир вправе рассчитывать на обслуживание в аэропорту за счет авиакомпании.

При задержке рейса больше 2 ч. полагаются:

  • бесплатные напитки,

  • 2 телефонных звонка или 2 сообщения по факсу/электронной почте,

  • комната матери и ребенка для пассажиров с детьми до 7 лет.

​​При задержке рейса больше 4 ч. полагаются:

  • бесплатное горячее питание, 

  • а также впоследствии бесплатное горячее питание каждые 6 ч. днем и 8 ч. ночью.

​​При задержке рейса больше 8 ч. днем и больше 6 ч. ночью полагаются:

  • бесплатный номер в отеле

  • бесплатный транспорт из аэропорта в гостиницу и обратно.

Каков размер компенсации?

Пассажир может получить денежную компенсацию убытков и морального вреда из-за отмены или переноса рейса. Для этого ему нужно составить претензию в адрес авиакомпании с подробным описанием всех данных, суммы компенсации, реквизитами для перечисления и подтверждающими документами от справки о задержке рейса, полученной на стойке регистрации в аэропорту, до чеков на непредвиденные расходы. В случае отказа перевозчика от выплаты на этапе претензии с этим следует обратиться в суд. 

Размер компенсации при отмене внутреннего рейса, согласно ст. 120 Воздушного кодекса РФ, составляет 25 руб. за каждый час просрочки, но не более половины стоимости авиабилета. Денежная компенсация за отложенный рейс в страны Евросоюза по Регламенту EC № 261/2004 за задержку более 3 ч. может составить от 250 до 600 евро в зависимости от дальности полета и времени задержки. Важно: сумма рассчитывается не по задержке вылета, а по времени фактического прилета (открытия двери самолета) пассажира в пункт назначения. 

При отмене международных рейсов компенсация вычисляется исходя из Монреальской конвенции и может доходить до 4150 СДР, если в результате задержки полета пассажиру причинен вред. СДР - это так называемые специальные права заимствования - платежное средство, созданное МВФ еще в 1969 году. Его курс определяется в четырех валютах и составляет на сегодняшний день 101,2468 руб.

В каких законах прописаны права авиапассажиров?

В России ключевыми документами, регулирующими отношение между авиаперевозчиком и пассажирами, являются:

Подпишитесь на нас