Девять крыльев и восемь двигателей: как была устроена лодка-авиалайнер

Итальянцы известны тем, что им все равно, что иностранцы думают об их технике. При этом они лучше многих других знают, как создавать захватывающие машины. В автомобильном мире классические примеры такого подхода — это Lamborghini и Ferrari. Эта философия применима и к авиации

Это удивительная история Transaereo Caproni Ca.60 — девятикрылой летающей лодки, которая могла быть построена только в Италии. Ее строительство завершилось в 1921 году, а за два года до этого был совершен первый в мире трансатлантический перелет. Тогда Джон Олкок и Артур Браун совершили аварийную посадку на своем британском биплане Vickers Vimy после перелета из Новой Шотландии, Канада, в графство Голуэй, Ирландия.

Это не помешало авиационным инженерам во всем мире мечтать, что они могли бы сделать это лучше. Вот и у итальянского инженера по имени Джованни Баттиста Капрони было видение, как сделать что-то гораздо более грандиозное. Во время Первой мировой войны «Джанни» Капрони занимался созданием первых тяжелых бомбардировщиков, использовавшихся в боевых действиях по обе стороны конфликта. Один из проектов Капрони, бомбардировщик-биплан Ca.36, по сей день хранится в Национальном музее Военно-воздушных сил Соединенных Штатов в Дейтоне, штат Огайо.

Еще до войны Капрони представлял себе день, когда трансатлантические лайнеры вместимостью более 100 пассажиров станут обыденностью, а не чем-то невообразимым. Переоборудование многих его проектов бомбардировщиков времен Первой мировой войны в одни из первых пассажирских лайнеров в Европе обеспечило Капрони необходимый опыт для воплощения этой идеи в жизнь.

В то время, когда большинство самолетов с трудом брали на борт десять пассажиров, сама идея перевозить сто или более человек через просторы Атлантического океана воспринималась как колдовство. Идея Капрони была встречена с легким скептицизмом, если не сказать откровенным неприятием. Бывший итальянский генерал времен Первой мировой войны и теоретик авиации Джулио Дуэ в довольно резкой форме заявлял, что идея Капрони была, мягко говоря, ошибочной. Что если летающая лодка с пассажирами, неожиданно влетит в воду? Это означало бы гибель для любого человека на борту.

Таковы были доводы недоброжелателей Капрони. На первый взгляд, в этих критических замечаниях был смысл. Но Джанни Капрони был готов к появлению критиков. В ответ был принят ряд мер с целью повышения безопасности. Такие ключевые элементы, как резервные двигатели, должны были позволить самолету безопасно приземлиться в случае отказа техники.

Caproni Ca.60 Transaero
Источник: Авиационный музей Капрони

В те дни, когда предполагалось, что два или более комплекта крыльев обеспечивают оптимальную подъемную силу, план Капрони предусматривал установку набора из девяти массивных крыльев, расположенных по три штуки по всей длине фюзеляжа. Это сейчас мы знаем, что дополнительные крылья вызывают гораздо большее сопротивление, чем создаваемая ими подъемная сила. Тогда же инженер об этом не знал. Однако это не помешало новой компоновке Noviplano (девятикрылый самолет) стать стандартом для того, что Капрони назвал Transaereo.

Первый полет

Удивительный самолет начали строить на заводе Caproni в Талиедо на окраине Милана в конце 1919 года. Ca.60 Transaereo обладал приличной для своего времени мощностью — в общей сложности почти 3200 лошадиных сил. Джанни Капрони надеялся, что Transaereo будет курсировать со скоростью 130 км/ч, перевозя более ста человек через бескрайние океаны. Проект Ca.60 можно считать Airbus A380 своего времени, то есть самым большим авиалайнером в мире.

Полностью загруженный Caproni Ca.60 Transaereo весом 26 000 кг был готов к своему первому полету к началу 1921 года. На каждом из крыльев длиной 30 метров был установлен набор элеронов. Большинство инженеров того времени были склонны думать, что этому самолету не суждено летать. Тем не менее Джанни Капрони стремился поднять свое творение в воздух чего бы это ни стоило.

На озере Маджоре в Альпах между Италией и Южной Швейцарией Капрони представил свое творение в феврале 1921 года. Тогда Ca.60 Transaereo продемонстрировал достойную управляемость на воде. Но хорошая управляемость на воде не означает, что она будет так же хороша и в воздухе.

Свой первый полет самолет совершил 12 февраля или 2 марта 1921 года (историки расходятся во мнении), за штурвалом находился пилот Федерико Семприни. Так Ca.60 Transaereo стал одним из самых больших самолетов, когда-либо летавших.

Caproni Ca.60 Transaero
Caproni Ca.60 Transaero
Caproni Ca.60 Transaero
Caproni Ca.60 Transaero

Крушение самолета

Но это был последний раз, когда Ca.60 Transaereo смог приземлиться в целости и сохранности. Два дня спустя, 4 марта 1921 года, Федерико Семприни слишком быстро потянул рычаг управления для взлета, в результате чего самолет сильно накренился, заглох и снова плюхнулся в воду хвостом вперед.

В результате крушения самолет раскололся надвое — только две трети задней части остались неповрежденными. Даже если бы самолет теоретически можно было восстановить, стоимость ремонта была бы астрономической. Поврежденный планер был отправлен на покой. С того рокового дня в кругах энтузиастов авиации продолжают обсуждать разные теории относительно подробностей этой аварии.

Некоторые утверждали, что пилот пытался избежать столкновения с пароходом на пути его непосредственного взлета. Другие говорят, что балласт из песка, используемый для подъема самолета в воздух, оторвался при взлете и сместил центр тяжести самолета. Точный ответ никогда не будет известен наверняка.

Сегодня фрагменты, оставшиеся от величайшего проекта Капрони, выставлены в Музее аэронавтики Джанни Капрони рядом с аэропортом Тренто в Северной Италии. Обломки одного из самых амбициозных и эпатажных образцов авиации служат главной достопримечательностью музея.

Александр Потапов