Старт сезона Российской Дрифт Серии (RDS GP) традиционно проходит на автодроме Moscow Raceway и всегда насыщен необычными событиями – пилоты обкатывают новую технику, которая иногда преподносит сюрпризы, «вкатываются» после межсезонья, подкидывает сложности и нестабильная погода: в дни гонки было очень холодно! И это добавляет работы инженерам, которым приходится подбирать правильное давление в шинах и настройки автомобиля под особые условия. Но такого итога первого этапа RDS GP 2023, пожалуй, не могли представить даже любители фантастики!
А начиналось все вполне стандартно
Лидеры RDS GP сразу же заявили, что свои позиции они отдавать не собираются. Дамир Идиятулин явно нашел ключик к трассе Moscow Raceway и второй год подряд (!) выиграл здесь квалификацию с рекордными 100 баллами. В 2022-м именно он стал первым пилотом RDS GP, который выбил заветную сотку, – и вот повторение сенсационного результата.
Впрочем, новоиспеченный чемпион RDS GP Аркадий Цареградцев и гонщик из Гонконга Чарльз Нг явно не собирались сдаваться без боя – оба показали по 98 баллов в квалификации. Причем именно Чарльз оказался тем единственным, кто понял, как нужно ехать на российском дрифткаре Flanker F – прежде норовистая машина редко «светилась» в верхушке протоколов.
Следом – Григорий Гусев и Евгений Лосев (по 96,5 балла), Леонид Шнайдер (95), Андрей Астапов (93) и сразу два дебютанта RDS GP: Антон Козлов (92) и Дмитрий Ермохин (90,5). Это могло быть первым звоночком, но тогда на новичков никто не обратил внимания – мало ли, что происходит в квалификации, основные очки начисляются-то в парных заездах! А вот всего 89 баллов у Георгия Чивчяна, трехкратного чемпиона серии, тянули на сенсацию. Титулованный гонщик команды Takayama Forward Auto «обнулил» одну попытку разворотом, поэтому во второй раз решил проехать надежно.
Что это за баллы и как они начисляются?
Про дрифт и конкретно серию RDS GP мы уже подробно рассказывали после финала сезона 2022 в Сочи. Это единственная дисциплина автоспорта, где нет объективной оценки результата. Тут не имеет значения, за какое время гонщик прошел дистанцию и кто оказался впереди на линии финиша – баллы выставляют трое опытных судей (каждый из которых либо был дрифтером, либо продолжает выступления) за точность выполнения задания, правильное прохождение траектории и стиль. Ведь дрифт – это, в первую очередь, шоу для зрителей. А их на Moscow Raceway было очень много, несмотря на промозглую погоду – битком были и трибуна в AMG-Арене, и паддок.
Но судьям в выставлении оценок помогает и техника – в RDS GP используется уникальная система телеметрии RDS Drift Dynamics, которая не имеет прямых аналогов в мире. Чисто российская разработка изначально появилась 10 лет назад и сначала только измеряла скорость на постановке в занос (а этот критерий тоже учитывается), но уже совсем скоро научилась получать данные об угле заноса и траектории. А сейчас она передает данные в режиме реального времени на сервер, а оттуда – сразу на судейские планшеты!
Поэтому судьям стало легче принимать решения – им видно, «заузил» ли какой-то из гонщиков траекторию и с какой скоростью двигался. Часто из-за некорректных действий в парных заездах случаются контакты, в которых нужно устанавливать виновника. И чем более непредсказуема квалификация, тем таких происшествий больше.
Как влияет квалификация на парные заезды?
В парных заездах каждый из соперников проводит «хит» в роли лидера и в роли преследователя. Задача лидера – максимально точно и красиво проехать судейское задание, задача преследователя – следовать за первой машиной как можно ближе и синхронно. Уровень топ-пилотов RDS GP настолько высок, что порой между автомобилями остаются считанные сантиметры.
Конечно, чтобы «чесать дверь» сопернику на скоростях далеко за сотню км/ч, нужно не только доверять ему, но и знать хитрости и особенности его пилотажа. Гонщики со стажем друг друга давно выучили, а вот с новичками у них часто случаются проблемы – ты рассчитываешь, что он поедет по «нужной» траектории с определенным углом заноса и темпом, а получается совсем иначе. Столкновение без ошибки лидера – это однозначная вина преследователя.
Так еще на стадии топ-32 выбыл из борьбы Роман Тиводар, а главной сенсацией воскресного утра стал Дамир Идиятулин, который в первом же заезде дня проиграл Алексею Вахтину. И это – после 100 баллов в квалификации! Затем интригу подогрел проигрыш опытнейшего Евгения Лосева дебютанту Тимофею Добровольскому – зрители на трибунах явно недоумевали, что случилось с лидерами RDS GP…
Сюрпризы – и в финале!
Еще до старта топ-16 из борьбы выпал Аркадий Цареградцев – его «Зетку» во время тренировки покинул карданный вал, машину не успели отремонтировать до старта его заезда. Георгий Чивчян с грехом пополам добрался до полуфинала – по пути к нему он умудрился совершить фальстарт. И, кажется, только чудом остался в первой тройке, потому что у второго полуфиналиста, Андрея Астапова, отказал двигатель.
Георгий в тот день явно был не в своей тарелке, так как уступил в полуфинале Антону Козлову. И зрители уже предвкушали финальные заезды, куда прошли Антон Козлов и… Чарльз Нг. И за кого болеть? За первую победу российского дрифт-кара, пусть ей и управляет гонщик из Гонконга, или за дерзкого новичка на старой BMW 3-й серии? Его машине по документам уже 35 лет, да и мощность мотора значительно уступает показателям двигателя Nissan VR38 во «Фланкере».
И судьба на первом этапе явно благоволила Антону Козлову. Безупречный первый заезд в роли преследователя, смена ролей и… небольшой контакт, который привел к сходу «Фланкера» Чарльза Нга из-за поломки подвески. Ему хорошенько досталось в заездах с Никитой Шиковым, и, видимо, последнее касание оказалось критичным.
Впрочем, новичком Антона Козлова назвать можно с трудом – это чемпион RDS Europe 2022 и RDS Запад 2021. И эта победа в высшей лиге явно придаст ему уверенности в борьбе с признанными грандами. Те, разумеется, оправятся от неудач первого этапа и решат все вопросы с техникой. Так что следующий этап ответит на главный вопрос – кто из лидеров первым заберется на высшую ступень?
Цареградцеву нужно отстоять прошлогодний титул, Идиятулину – преодолеть, наконец, полосу неудач, Нгу – одержать победу на «Фланкере», а Козлову – доказать, что он не случайно стал сильнейшим на Moscow Raceway. Теперь гонщикам предстоят жаркие схватки на «Нижегородском кольце». И случится это уже совсем скоро – через 2 недели, 3-4 июня.