Моторное масло: какое оно бывает и как его выбрать

Как выбрать моторное масло: виды, отличия, рекомендации по выбору. Каким бывает моторное масло? Подробнее про то, каким бывает моторное масло и как его выбрать, читайте на сайте Авто Mail.ru

Зачем нужно моторное масло

Практически каждый автомобилист в курсе, что моторное масло защищает трущиеся детали двигателя от износа, а также, что для продления жизни силового агрегата эту смазку нужно менять строго по регламенту, а при тяжелых условиях эксплуатации — даже чаще оговоренного в инструкции срока.

Однако помимо смазывающей функции моторное масло выполняет важную роль также в отводе тепла от поршней. Еще одна важная миссия такого лубриканта — удаление продуктов механического износа, а попросту говоря, сажи и стружки из рабочей зоны мотора.

Наконец, моторное масло эффективно защищает силовой агрегат от коррозии, нейтрализуя вредные кислоты. Столь обширный функционал реализуется за счет пакета присадок. Например, алкилфенольные присадки усиливают моющие свойства масла, сукцинимидные — нейтрализуют загрязнения, а сульфонатные — усиливают антикоррозионную защиту. Рассказываем, как выбрать моторное масло.

Как и когда появилось моторное масло

Моторное масло
Источник: legion-media.ru

В 1866 году американский врач Джон Эллис впервые залил нефть в заклинившие клапаны парового двигателя и обнаружил, что те стали двигаться свободнее. А в 1873 году он получил первый в мире патент на моторное масло из нефти и основал бренд Valvoline (Valve — клапан, Oil — масло).

Между тем, до начала экспериментов Эллиса с нефтью, для смазки элементов паровых двигателей использовались животные жиры. В досоветской России, к примеру, в авиационные двигатели заливали касторовые масла. Позже моторам начали прописывать высоковязкие остаточные нефтяные масла. И лишь в 30-е годы XX века из нефти путем дистилляции научились извлекать минеральные масла.

Примерно в то же время в минеральные смазки начали добавлять различные присадки. В годы Второй мировой войны германские инженеры впервые использовала в самолетах люфтваффе синтетические масла на основе высокомолекулярных углеводородов. Эти разработки затем взяли на вооружение американцы. Однако полноценное синтетическое масло на основе сложных эфиров изобрели в 1971 году французы.

Какое бывает моторное масло

По технологии изготовления современные моторные масла подразделяются на три группы: минеральные, синтетические и полусинтетические.

Минеральное масло — это по сути натуральный продукт, полученный в процессе перегонки нефти. Его главный плюс — способность деликатно очищать двигатель от отложений. Минусом, особенно при низких температурах, является густая консистенция «минералки». Кроме того, такое масло быстро деградирует, особенно, когда двигатель работает при высоких температурах, что связано с наличием в составе «минералки» природных компонентов. Неудивительно, что масло такого типа рекомендуют менять практически вдвое чаще, чем «синтетику».

Синтетическое масло имеет в основе химические вещества, синтезированные посредством химических процессов. Такая смазка хорошо сочетается с различными присадками, а также обладает высокими свойствами защиты и очищения ДВС. Еще одно преимущество «синтетики» — способность не густеть при минусовых температурах. В то же время оно сохраняет максимум рабочих свойств при воздействии высоких температур.

Наконец, полусинтетическое масло — это гибрид «минералки» и «синтетики». Полусинтетические масла существенно дешевле синтетических, а по характеристикам они чуть лучше минеральных, но чуть хуже синтетических.

Что означают буквы и цифры на канистре с моторным маслом

Выбор масла
Источник: legion-media.ru

Чтобы упростить для клиента поиск масла с определенными качествами, было разработано несколько видов международных норм.

Маркировка SAE (аббревиатура отсылает к Ассоциации автомобильных инженеров США) подразделяет масла на 11 классов вязкости: шесть зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и пять летних (20, 30, 40, 50, 60).

Наиболее распространены так называемые всесезонные или универсальные смазки, например, 5W-30, где литера W обозначает Winter (зима). Чем меньше первая цифра в обозначениях типа 0W-40, тем меньше масло густеет при отрицательных температурах.

В маркировке Американского института нефти API (например, PI SM, API CF и API SM/CF) первая литера обозначает рекомендованный тип двигателя (S — бензиновый, C — дизельный), а вторая — ранжирует эксплуатационные характеристиках смазки по алфавиту: тем выше качество масла, тем ближе литера к концу алфавита.

ACEA (Ассоциация европейских автоконструкторов) — это европейский аналог классификации API. Литеры А и B означают здесь, соответственно, предназначение для бензиновых и дизельных двигателей, а категории C и — ориентированность на моторы с высокими экологическими характеристиками и тяжело нагруженные дизели тяжелого транспорта. Цифры от 1 до 5 в таких обозначениях, как ACEA C3, C2, A2, B3 и т. д. маркируют эксплуатационные свойства — чем больше цифра, тем строже требования, предъявляемые к продукту.

Классификация ILSAC (Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел) описывает смазочные материалы для азиатских и американских легковых автомобилей с бензиновыми двигателями. Составы здесь делятся на шесть классов, обозначаемых буквами GF и цифрой. Так, новейшая категория ILSAC GF-6 — от 2020 года учитывает самые жесткие требования к экономии топлива, защите систем турбонаддува и совместимости с каталитическими системами.

Наконец, в ряде российских брендов масел используется маркировка ГОСТ.

Градация материалов произведена здесь по эксплуатационным свойствам и кинематической вязкости. А именно, вязкость, как и в случае с SAE, разделяет масла на летние (числа от 6 до 24), зимние (от 3 до 6) и всесезонные (комбинация двух чисел: 3/8, 4/6, 4/8, 4/10, 5/10, 6/16. Первая цифра обозначает зимний класс, а вторая — летний. Масла с цифровым показателем 1 (цифра маленького размера) указывают на использование в бензиновых двигателях, с показателем 2 — в дизельных. Отечественные моторные масла по ГОСТ обозначаются буквой М, а литеры А, Б, В, Г, Д, Е разделяют масла в зависимости от степени форсированности мотора (нефорсированный, малофорсированный, среднефорсированный, высокофорсированный, высокофорсированный, работающий в тяжелых условиях, и малооборотный дизель).

Допуск моторного масла

Автосервис
Источник: legion-media

Ведущие автопроизводители (в частности, BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen, Ford, GM, Renault, Fiat, Porsche и другие) выдвигает собственные требования к моторным маслам, которые, по сути, являются дополнением к вышеупомянутым международным маркировкам. Такие дополнения обусловлены особенностями конструкции и фирменных конструктивных материалов. Маслам, соответствующим корпоративным требованиям, присваивается фирменный код или допуск, который, соответственно, наносится на тару (бочки и канистры). Производители масел ориентируются в том числе на такие допуски, причем нередко — сразу нескольких автопроизводителей.

Какое масло выбрать

Чтобы определиться, какое масло «прописать» мотору вашего авто, следует, прежде всего, ознакомиться с руководством по эксплуатации. Здесь вы найдете ключевую информацию о стандартах и допусках.

Второе, на что нужно обратить внимание, — это возраст вашего ТС. Если ваша «ласточка» еще относительно молода, и в ней установлены высотехнологичные агрегаты (например, турбомотор), выбор следует делать в пользу «синтетики». И, наоборот, если автомобиль старый, и его двигатель не самый передовой и изношен, следует купить «минералку».

Дело в том, что повышенная текучесть и вязкость синтетического масла может вызвать течь сальников и прокладок. Минеральная же смазка в такой ситуации образует более плотную масляную пленку, минимизируя «потение» моторов. Иными словами, для видавшего виды транспорта в большинстве случаев универсальная, то есть не привязанная к сезону, «минералка» или «полусинтетика» с более «вязким» индексом 10W40 будут предпочтительны.

И, наконец, при выборе допустимой вязкости масла по SAE сделайте поправку на то, в каком климатическом регионе эксплуатируется автомобиль. Если речь идет об экстремально холодных северных районах, следует предпочесть вариант с низким показателем вязкости, если о жарком, южном, регионе, наоборот, — рекомендуется использовать более вязкое масло.

Можно ли смешивать разнотипные моторные масла

Масло
Источник: legion-media / Hanna Kuprevich

Современные масла имеют единую основу, однако это не означает, что лубриканты разных производителей и даже продукцию одного бренда можно смешивать без каких-либо последствий для силового агрегата. Во всех случаях необходимо ориентироваться на допуски, обозначенные в мануалах. Они должны быть одинаковыми у смешиваемых смазок.

В частности, к печальным последствиям приведет смешивание моторных продуктов и трансмиссионных масел для бензиновых и дизельных моторов. Не меньший вред окажет заливка в двигатель «легковушки» масла для грузовых автомобилей.

А вот однотипные лубриканты одного производителя максимально близки по свойствам, а значит, при их смешении негативные последствия для мотора будут минимальными. Например, как экстренная мера допустимо смешивание масел одного бренда с различной степенью вязкости. Опять-таки при экстренном (когда нет альтернативы) смешивании «минералки», «полусинтетики» и «синтетики» рекомендуется следовать правилу повышения качества масла. Иными словами, нельзя доливать «минералку» в «синтетику» или «полусинтетику», а «полусинтетику» — в «синтетику». Таким образом, смешивать масла разных марок допустимо, но не рекомендуется.

Добавим, что любые нарушения регламента замены, как и некорректный подбор моторной смазки может нанести вред силовому агрегату. При этом, на ненадлежащее качество или чужеродность лубриканта укажут характерные внешние признаки. Запах гари, изменение цвета выхлопа (от прозрачного к сизому или черному) и перебои в работе мотора станут верными знаками того, что масляная диета нарушена, и двигателю приходится нелегко.