Труба как диагноз. Как по состоянию глушителя выявить неисправность машины?

Обычного взгляда на систему выхлопа достаточно, чтобы определить проблемы автомобиля.

При выборе автомобиля на вторичном рынке не всегда разумно отгонять каждую понравившуюся машину на дорогостоящую диагностику. Определить наиболее явные неисправности покупатель может сам при визуальном осмотре. Главное — иметь хорошее обоняние и зоркий глаз.

Сизый оттенок

Выхлопная труба автомобиля выдает многие из его неисправностей. Иногда оттуда льется конденсат, вылетают частички сажи или появляется черный налет на краях трубы. По оставленным следам можно определить качество залитого топлива, состояние катализатора, износ колец поршневой группы и даже состояние прокладок системы охлаждения двигателя.

Вода, вылетающая из глушителя, при резком газовании ничему не угрожает. Конденсат всегда образуется в глушителе и собирается на дне металлической банки.

Глушитель, выхлопная труба
Источник: legion-media / WireStock

В целом выхлопная труба изнутри должна быть темно-серой с тонким слоем налета. А вот ярко выраженный толстый осадок сизого цвета свидетельствует о неправильной работе мотора. Причин тому может быть несколько, но чаще всего это износ маслосъемных колпачков, а также цилиндро-поршневой группы или залегшие кольца. Но могут быть и задиры на стенках цилиндров или повреждение прокладки головки блока цилиндров.

Масло тогда попадает в камеры сгорания вместе с бензином, частично сгорает и выбрасывается в систему выхлопа, где затем оседает на трубах в виде сажевого налета.

Если двигатель оборудован турбонаддувом, то масло может просачиваться в систему выпуска через разбитый компрессор. Этот процесс обычно сопровождается сизым дымом из выхлопной трубы.

Если появляется сильный запах горелого, вероятнее всего, у автомобиля есть проблемы с прокладкой клапанной крышки или с масляным фильтром. Масло вытекает из-под нее и попадает на раскаленный выпускной коллектор, где и подгорает.

Выхлопная труба
Источник: legion-media / Andriy Popov

Сажевый налет

Черный налет может свидетельствовать и о проблемах с системой впрыска. В двигатель тогда идет переобогащенная смесь, которая сгорает не полностью. Черный сажевый осадок образуется и при неисправностях свечей или катушек зажигания. Смесь тогда сгорает не полностью, и продукты сгорания оседают на клапанах и трубах и в катализаторе. В этом случае вокруг машины разносится едкий запах, как от старого карбюраторного автомобиля.

Красный или зеленый налет

Если внутренняя поверхность выхлопной трубы имеет красноватый или зеленоватый оттенок, то, скорее всего, в камеры сгорания попадает антифриз. Он может сочиться через поврежденную прокладку блока цилиндров. Затем он частично сгорает, краситель и иные химические вещества выбрасываются в систему выпуска и оседают на трубах, а спиртовая основа превращается в белый пар. В этом случае выхлоп пахнет чем-то сладким, потому как производители добавляют в антифриз немного ароматизаторов для возможности обнаружения утечек.

В общем, если на хорошо прогретом моторе из трубы с цветным налетом идет белый пар, то это признак предстоящего дорогостоящего ремонта. Придется разбирать силовой агрегат и менять прокладку.