По словам представителя «СитиДрайв», сейчас в среднем на один автомобиль каршеринга приходится шесть поездок в день. Общая стоимость продаж (GMV) выросла на 137% и к концу 2022 года достигла почти 8 млрд рублей. Парк автомобилей по итогам 2022 года вырос на 54% до 10,7 тыс. автомобилей. Основная часть парка сейчас состоит уже из китайских моделей. «В парке уже есть популярные Haval, Chery, Geely и JAC. Только в прошлом месяце на линии появилось 709 новых автомобилей, среди них JAC JS6 — эксклюзив в федеральном каршеринге, а также Exeed LX, Geely Coolray, Chery Tiggo 7 Pro и другие модели. Также в нашем автопарке были и остаются автомобили европейских, японских, корейских марок», — указывают в компании.
Ориентируются на китайские модели и в «Яндекс. Драйв». В частности, компания поставила на линию Geely Atlas Pro и Coolray, а также Chery Tiggo разных моделей. Европейские машины также остались в парке.
На данный момент уже 30% автомобилей в нашем автопарке — китайские бренды, и эта цифра растет каждый месяц за счет новых сделок, добавляет генеральный директор «Автодом Подписка» Максим Шишко. Прежде всего спросом у клиентов пользуются бренды Geely, Exeed и Omoda, так как, с одной стороны, они не уступают по техническому исполнению и дизайну привычным европейским, корейским и японским брендам, с другой — представительства брендов в РФ предоставляют нашему сервису существенные скидки.
Кстати, по отзыву одного из пользователей каршеринга, китайские модели может быть менее комфортны, чем европейские автомобили, но к ним можно привыкнуть.
Пополняется автопарк и за счет электромобилей. Например, в «СитиДрайв» уже 20 электромобилей — три модели Tesla и две модели Volkswagen.
В Москве, где каршеринг начал развиваться раньше других городов, пополнять автопарк помогают субсидии мэрии. Уход иностранных автодилеров никак не отразится на разнообразии каршеринга, более того, выбор стал еще шире, уверяют представители рынка.
Решают также вопросы с запчастями. У сервисов еще до санкций были собственные склады, они вели мониторинг состояния парка. Поэтому санкции не нанесли серьезного удара, отмечают представители рынка. Источник в «Делимобиле» уточнил, что на складах компании создан достаточный запас запчастей, отработана система сервисного обслуживания.
В «СитиДрайв» уточняют, что поставка запчастей продолжается в достаточном объеме. Также поддерживать парк помогают субсидии на покупку легковых автомобилей и продление льготной оплаты парковки.
Москва в целом обогнала все мегаполисы мира по количеству автомобилей каршеринга — их сегодня более 30 тысяч, сообщили в пресс-службе департамента транспорта. Можно арендовать не только обычные легковые авто, но также электрокары, фургоны, премиум-класс. За семь лет, что каршеринг работает в Москве, спрос на эту услугу значительно вырос. Если на старте проекта в городе было только 30 тысяч активных пользователей, то сейчас их число превысило миллион. Последнее социологическое исследование столичных операторов показало, что в основном шеринг используют люди в возрасте 30+, особенно он популярен у айтишников. До 80 процентов поездок — деловые, люди ездят в ТЦ, офисы. Оставшаяся доля — загородные поездки. Московский каршеринг значительно расширил радиус использования: от столицы можно доехать даже до Сочи, Санкт-Петербурга, безграничны поездки по Центральной России.
Уход иностранных автодилеров не отразился на разнообразии моделей, выбор даже стал шире, уверяют в компаниях.
Но развитие каршеринга все же столкнется с проблемами из-за роста стоимости ОСАГО, считает президент Московского транспортного союза Юрий Свешников. По его словам, в Москве стоимость ОСАГО выросла в 10 раз, и как это отразится на транспортной отрасли — пока неясно.
«Перевозчики работают как физические лица и страхуют рабочую машину как личную. Это проделывается для того, чтобы не платить огромную стоимость ОСАГО. В случае непредвиденной ситуации страховые компании говорят, что перевозчики ввели их в заблуждение, назвав рабочий автомобиль личным (ведь шажки и желтый цвет не спрячешь). Таким образом, перевозчик ничего не получает. Потому что он вроде такси, а вроде и нет», — комментирует ситуацию Свешников.
Да и внедрение электротранспорта сталкивается с проблемами. «Сплошные коллапсы с электромобилями. Например, для каршеринговых электромобилей не существует достаточного количества оборудованных пунктов. И не может существовать. Начнем с того, что зарядка такой машины — дело не 10 минут, а нескольких часов. Такое количество стоянок обеспечить невозможно. Или ситуация: клиент оставляет разряжающийся автомобиль, в него садится следующий клиент и понимает, что подзаряжать его придется 5 часов. Что делать в данной ситуации? Вопрос открытый», — говорит Свешников.
Сергей Буланов, Алена Шадрина