Как узнать возраст шины по маркировке

Покупаете комплект подержанных шин или просто не помните, как давно ездите на своих? Возраст покрышек легко проверить, если знать, на что смотреть
Сергей Хлопунов

В России стартует сезон смены зимних шин на летние — самое время проверить возраст вашего комплекта покрышек. Имеет ли это значение, если вы устанавливаете летние шины с нулевым или незначительным износом? Да, потому что с определенного момента ездить даже на еще относительно свежем с виду комплекте будет небезопасно.

Виной тому — слишком большой возраст шины. Посмотреть, когда была выпущена покрышка, можно, расшифровав специальную маркировку на боковине колеса. Если шина произведена после 2000 года, то на нее нанесен DOT-код: две пары чисел, первая указывает на номер недели в году, когда произведена покрышка, а вторая — на год выпуска. Вряд ли вы столкнетесь с более старыми шинами, но на всякий случай расскажем и о предыдущей маркировке: в ней было три цифры — две указывали на неделю выпуска, а в третьей закодирован год.

Как выглядит DOT-код на шинах? Из множества маркировок, которые шинные производители наносят на свои покрышки, с первого взгляда найти его не так-то просто. Однако опознать код на покрышке можно по расположенным рядом с ним буквами DOT, следом за которыми указаны нужные данные. Часто рядом с ними нанесен идентификационный код, состоящий не только из цифр: в таком случае заветные неделя и год указаны в конце кода, которые иногда обводят овалом. А если рядом с буквами DOT на боковине шины вообще нет серии из четырех цифр, то в таком случае их придется искать с другой стороны покрышки.

DOT-маркировки на шинах
DOT-маркировки на шинах
DOT-маркировки на шинах

Словом, к нужному квартету цифр на боковинах вас приведут буквы DOT: вам нужны последние четыре цифры в длинной серии символов. Если их там нет — ищите с обратной стороны. И помните, что первая пара цифр символизирует неделю, а не месяц выпуска — то есть маркировка, скажем, «0720» в конце кода означает, что шина была произведена не в июле, а в середине февраля 2020 года.

Но если шины старые настолько, что DOT-маркировки с четырьмя цифрами на них попросту нет, то им уже однозначно надо искать замену — производители шин говорят, что средний срок службы покрышек составляет 7−10 лет. При этом уточняют: мягкие зимние изнашиваются быстрее и потому служат, как правило, меньше. Возможно, отчасти по этой причине в российском законодательстве (ГОСТ 5513, ГОСТ 4754–97) эксплуатационный срок службы автомобильной резины еще короче — пять лет с момента изготовления.

Кстати, срок хранения новых шин в магазине (даже если это делали правильно) составляет те же пять лет. А значит, покупать залежавшиеся на складе даже пусть и необкатанные, но выпущенные до 2018 года покрышки все-таки не стоит. И хотя по истечении этого срока иной раз еще слишком рано называть резину негодной, немецкие эксперты настаивают на хранении до шести лет, а американские допускают их эксплуатацию и после десяти лет — правда, по закону производитель отвечает за качество, состояние и характеристики шин лишь на протяжении первых пяти лет.

Напрашивается вывод: если толщина протектора на ваших летних шинах еще внушает доверие, а возраст комплекта не превысил 5−6 лет, то беспокоиться пока не о чем. Однако чем старше становятся шины, тем больше они дубеют: даже если хранить их в идеальных условиях, с возрастом резина теряет свои свойства и уже не так уверенно обеспечивает сцепление с дорогой на сухом и особенно мокром асфальте — результаты экстремальных торможений на влажном покрытии в сравнительных тестах наглядно демонстрируют, что более дорогие шины от именитых брендов в возрасте десяти лет не могут тягаться даже с новыми бюджетными моделями малоизвестных компаний. Не экономьте на покрышках!