Почему нельзя ездить на старых шинах?

Планы на покупку новых шин иногда приходится пересматривать. Сколько времени можно ездить на старых?

Каждая шина имеет свой срок службы. Обычно водители стараются менять шины после выработки протектора. В среднем это происходит через 4−5 лет. Однако не все автомобили эксплуатируются столь интенсивно, и некоторые шины остаются с глубокими канавками и грунтозацепами даже через 5−7 лет эксплуатации. Как долго допускается ездить на таких покрышках и что с ними может приключиться в пути?

Старение шины

Со временем резина шины теряет свои свойства, причем это не зависит от пробега. Она подвергается воздействию солнечной радиации, ударов от неровностей, вступает в реакцию с антигололедными реагентами, тоннами выливаемыми на дороги. Эластичность резины падает, образуются трещинки, которые становятся очагами повышенного износа. В них проникают химикаты, которые способствуют еще большим повреждениям уже внутренних слоев покрышки. Вода и химия достигают нитей корда, которые сначала намокают, а потом гниют и рвутся.

Обычно проходит 5−7 сезонов, пока резина не достигнет крайней степени износа. Затем начинаются проблемы. Испревшее покрытие не может сопротивляться мелким острым предметам, которые показываются из-под снега на дорогах весной. Небольшой наезд на кусок стекла или на изогнутый гвоздь приводит к проколам или к порезам. Новая покрышка сопротивляется им гораздо лучше.

Шиномонтаж
Источник: Unsplash

Еще хуже, когда старое «задубевшее» колесо попадает в яму с острыми краями. Даже при небольшом ударе покрышка рискует получить внутренние повреждения. Нити старого корда рвутся, защитный слой сминается, и через трещины в резине просачивается воздух. Грыжа не формируется, однако появляется длинная зона повреждений, пропускающих воздух сразу в нескольких местах.

Ставить заплатку бесполезно, но заделать мелкие дырки можно с помощью жгутиков. Хотя держаться они будут недолго. Множество пропускающих воздух трещин — прямая причина для срочной замены шины.

Как узнать срок изготовления шины?

Обычно изготовители шин определяют срок службы своей продукции в 5−6 лет. Michelin заявляет о 10-летнем сроке гарантированной эксплуатации, Nokian тоже. Причем началом службы считается не дата продажи, а дата изготовления. Между этими двумя событиями иногда проходит более полугода.

Если покрышка пролежала целый год в хранилище, то все равно считается, что ее характеристики уже не такие, как у новой.

content image for: 64548

Узнать возраст покрышки можно по выбитой на боковинах маркировке. Можно встретить обозначение типа «YYY2018». Здесь последние 4 цифры сообщают покупателю, что изделие выпущено с конвейера на 20-й неделе 2018 года.

С 2019 года была введена новая система контроля за производством продукции с помощью кодов DataMatrix. По ним можно посмотреть, когда ввезен или произведен товар, определить страну-изготовителя и т. д.

Требования к шинам

Требования к эксплуатации зимних шин содержатся в Техническом регламенте Таможенного союза, а также в приложении к ПДД под названием «О допуске транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». В пункте 5.1 приведены подробные требования к состоянию шин.

Средняя глубина канавок протектора новой летней автошины должна составлять 8 мм. У зимней она немного больше и превышает 10−12 мм.

Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных литерами M+S, M&S, M S должна составлять не менее 4 мм. Эта маркировка еще указывает легковой тип колес.

Минимальная глубина протектора летних шин для различных категорий транспортных средств должна составлять:

  • для категорий L — 0,8 мм;.
  • для категорий N2, N3, O3, O4 — 1 мм;.
  • для категорий M1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;.
  • для категорий M2, M3 — 2 мм.

Также не допускается ездить на изодранных шинах, то есть с боковыми повреждениями, похожими на раковины. Часто такие повреждения наносятся и при проезде участков дорожных работ, где слои асфальта снимались фрезами. При ударах у них велика вероятность образования грыж. Такие колеса придется заменить на новые вне зависимости от того, держат они давление или нет.